Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Народное творчество  (Прочитано 8632 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

серотанинАвтор темы

  • Турист
  • Согласие +5/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 30
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3
  • - Вас поблагодарили: 40
Народное творчество
« : 19 Февраль 2012, 10:57:07 »

Всем доброго!
Существует мнение, что в поговорках сокрыта мудрость наших предков. Поговорки с этой точки зрения являются посланиями вне времени и применимы ко многим жизненным ситуациям, давая нам возможность не вырабатывать *страх* перед неизвестностью, а чувствовать *любовь* благодаря древнему знанию.
Если эта тема актуальна для данного форума, прошу фиксировать в ней поговорки и свои комментарии к ним...

Что у кого болит, тот о том и говорит.
Эта поговорка помогает мне во время останавливаться, когда разговор переростает в *спор на повышенных тонах*, я замечаю что собеседник эмоционально окрашивает те моменты, которые являются его сутью. Наблюдаю со стороны как ругаются *пары* они обвиняют друг друга в своих же грешках... будьте внимательны
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 666
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67122
  • - Вас поблагодарили: 151829
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Народное творчество
« Ответ #1 : 19 Февраль 2012, 12:08:28 »

Есть такая поговорка "Не плюй в колодец. Пригодится. Воды напиться". 
То, что люди сделали с Землей, говорит о том,  что поговорки не спасают от глупостей...  и пить скоро будет нечего.  :)
Ну, разве что йаду...
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

НаталияСорокина

  • *******************
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1047/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 8 056
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 54155
  • - Вас поблагодарили: 18753
  • *******************
Re: Народное творчество
« Ответ #2 : 19 Февраль 2012, 12:21:15 »

     Первое, что пришло на ум:
 
     "Лиха беда - начало!"
   
      "Тяжело в учебе, легко в бою"
   
       "Не так страшен черт, как его
        малюют"
Записан

серотанинАвтор темы

  • Турист
  • Согласие +5/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 30
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3
  • - Вас поблагодарили: 40
Re: Народное творчество
« Ответ #3 : 19 Февраль 2012, 13:16:18 »

То, что люди сделали с Землей, говорит о том,  что поговорки не спасают от глупостей...  и пить скоро будет нечего. 
Ну, разве что йаду...
это как раз потому что люди не используют мудрость предков, а считают свою зазомбированную теле-глазом голову эталоном мудрости.
на эту тему поговорка, не такая древняя НО: все гамно, один я дартаньян.......
Записан

Pipa

  • Гость
Re: Народное творчество
« Ответ #4 : 19 Февраль 2012, 13:44:03 »

   Мне вспомнился один из тестов на психическую вменяемость, рекомендуемый для практикующих психиатров. Потенциального пациента просят истолковать смысл поговорки "Нечего на зеркало пенять, если рожа крива" :) Если начнет толковать в буквальном смысле, что-то говоря про зеркало и рожу, - значит, псих. Нормальный человек обязан сформулировать иное толкование. Какое? :)
Записан

серотанинАвтор темы

  • Турист
  • Согласие +5/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 30
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3
  • - Вас поблагодарили: 40
Re: Народное творчество
« Ответ #5 : 19 Февраль 2012, 14:21:48 »


"Нечего на зеркало пенять, если рожа крива"
во первых я псих, первое что пришло в голову это буквальное растолкование.
толкование меня ненастоящего: беру в руки глину, начинаю лепить медвежонка, а получается *калач*. начинаю лепить мышонка, и снова *калач*.
Глина какая то нетакая! подумал я, затачивая руки под *калачи*
Записан

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 051
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 5997
  • - Вас поблагодарили: 16164
Re: Народное творчество
« Ответ #6 : 19 Февраль 2012, 14:33:42 »

не вспомнился один из тестов на психическую вменяемость, рекомендуемый для практикующих психиатров.

Недавно по РенТВ смотрел один интересный док.фильмец"Сыворотка правды",если не ошибаюсь.
Была затронута тема о детекторе лжи.

В этом деле вначале весьма преуспевали американцы.
И среди вопросов был такой:

"Что вы являетесь сволочью,знают об этом ваши друзья или враги?

Ответ должен быть: "Да" или "Нет"...
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 408
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15299
  • - Вас поблагодарили: 15296
Re: Народное творчество
« Ответ #7 : 19 Февраль 2012, 16:29:05 »

во первых я псих,
О! привет, *HI*
и я тоже псих
 *CRAZY*
люблю все буквальное,
и вообще, стараюсь по-возможности упрощать...
все и так слишком сложно *JOKINGLY*
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

Pipa

  • Гость
Re: Народное творчество
« Ответ #8 : 19 Февраль 2012, 19:26:14 »

во первых я псих, первое что пришло в голову это буквальное растолкование.
люблю все буквальное...

   Понимать буквально проще - для этого ума не надо (оттого и психи так понимают), но нельзя же все пословицы и поговорки трактовать буквально? Скажем, поговорку "На воре шапка горит" вы тоже истолкуете так, что воров можно отличить по горящим на их головах шапкам? И что, если шапка не горит, то этот человек не вор?
Записан

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 408
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15299
  • - Вас поблагодарили: 15296
Re: Народное творчество
« Ответ #9 : 19 Февраль 2012, 23:18:06 »

Понимать буквально проще
Конечно, проще) Мне в жизне сложности ни к чему, а то получится... горе от ума)

Кстати, по-секрету: психов среди психиатров предостаточно... :X
и все по той же причине(она вообще одна - домыслы) :D
А поговорки я не толкую, бесполезное это занятие, я их употребляю. *ROSA*

И что, если шапка не горит, то этот человек не вор?
Да тут все просто. Шапка шапке - рознь.)
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

серотанинАвтор темы

  • Турист
  • Согласие +5/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 30
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3
  • - Вас поблагодарили: 40
Re: Народное творчество
« Ответ #10 : 20 Февраль 2012, 08:31:33 »

"На воре шапка горит"
шапка вора-его голова, ведь по шапке надавать у дедов значило потрясти вражескую голову шираченным кулачишкой)
а горит-гоВОрит выдавая. Тоесть: паибальнику вижу что украл! глаза отводит, краснеет, заикается, руки прячет и тд... буквальное растолкование
Обобщенное толкование-умей, взглянув, понять кто перед тобой...
Записан

Игорь Орловский

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +56/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 840
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3139
  • - Вас поблагодарили: 1060
    • Моё литературное творчество
Re: Народное творчество
« Ответ #11 : 25 Февраль 2012, 18:09:26 »

В защиту пьянства

Лучше знаться с кабаком, чем с дураком.
Нет питья лучше воды, как перегонишь её на хлебе.
Обычай дорогой, что выпить по другой.
Смертный час – неминучий час, а чарочку вина обойти нельзя.
Пей до дна – наживай ума.
Надо пить, да правду молотить, без вина правды не скажешь.
Не жаль молодца не бита, не ранена – жаль молодца похмельного.
Браги ендова – всему голова.


Антиалкогольные

В луже водки и богатыри тонут.
Водку пить - себя губить.
Водка не лечит, а калечит.
Водка без огня разум сожжет.
Вино полюбил - семью разорил.
Вино приходит - стыд уходит.
Где винцо, там и горюшко.
Где опьянение, там и преступление.
Кто бражкой упивается, тот слезами умывается.
Кто вино любит - своё сердце губит.
На пьяницу в семь сох не напашешься.
Пить да гулять - добра не видать.
Пьяница в народе, что сорняк в огороде.
Пьяный решетом деньги мерит, а проспится, не на что и решето купить.
С водкой дружить - здоровье прожить.
У пьяного семь клетей, а проспится – один плетень.
У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.
Хватил винца - не стало молодца.
Пьяному море по колено, а лужа по уши.
Мыслящий не пьёт, а пьяный не мыслит.
Пьяница проспится – к работе не годится.
Сколько мужья выпили водки – столько их жены и дети пролили слёз.
Без вина – одно горе, с вином – старое горе, да новых три.
Муж пьёт — полдома горит, жена пьёт — весь дом горит.
Не жаль вина, а жаль ума.
Водку пил - ум утопил.
Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато.
Голод да холод дорогу в кабак протоптали.
Кабак построили горе да беда.
Пьяница не сам идёт – его хмель ведёт.
Река с ручья начинается, а пьянство – с рюмочки.
Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки.
Вечером пьяница – утром лентяй.
Пьяная голова всегда глупее трезвой.
Трезвый беду обходит, а пьяный беду находит.
Где умному горе - там пьяному смех.
В море водки и богатыри тонут.
Хлеб на ноги ставит, а водка с ног валит.
Высока у хмеля голова, а ноги жиденькие.
От водки ноги, как колодки.
В глубокую голову и хмель не лезет.
Бредет Татьяна недобре пьяна.
В кабаке родился, в вине крестился.
Вина напиться – бесу предаться. В пьяном бес волен.
Вино веселит, да от вина же и голова болит.
Вино с разумом не ладит.
Вино сперва веселит, а там без ума творит.
Вино уму не товарищ.
Вином жажды не запьешь, разве больше наживешь.
Выгляну в окошко: стоит долгий Антошка, в нем сусло и масло, и смерть человечья (кабак).
Выпил две, да и не помнит где.
Выпил чарку, выпил две – зашумело в голове.
Выпьем? - Выпьем. А деньги есть? - А шапка-та у тебя на что?
Выпьешь много вина, так поубавится ума.
Где запивать, тут и ночевать.
Где ни напьётся, тут и подерётся.
Горе-богатырь: пьян с вина на алтын.
Горько пить вино, а обнесут (мимо), горчее того.
Дали вина, так и стал без ума.
День иноходит, да два дни не ходит (говор, о лошади иноходце и о пьянице, весьма исправном, когда трезв).
Допился до чертиков. Попей, попей - увидишь чертей.
Ему ворона глаз клюет, а он и носом не ведет.
За вино бьют, а на землю не льют. Пей, да ума не пропей!
За ковш, так и за нож; за чарку, так и за драку.
Зачал Мирошка пить понемножку. Понемножку, через ножку, пьем да похрамливаем.
И то штука - целые сутки пропить.
Из пяти пальцев не вижу ни одного, а один в глазах семерит.
Испей винца, позабудь отца!
Испила кума бражки, да и хватилась рубашки.
Кабак - яма, стой прямо! Кабак - пропасть, там и пропасть.
Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
Как не уймется от питья, не уйдет от битья.
Как стелька пьян. Как вехотка насосался.
Кто винцо любит, тот сам себя губит.
Кто много пьет вина, тот скоро сойдет с ума.
Кто чарку допивает, тот веку не доживает.
Кто часто станет пить, тот часто будет бит.
Лихому человеку вина не надобно. Лихой и без хмелю лих.
Лишь бы пилось да елось, а дело на ум не шло.
Лучше знаться с дураком, чем с кабаком.
Лучше пряничать (быть сластоежкой), чем бражничать.
Лыка не вяжет. Будто язык в киселе. У него язык ниткой перевязан. Язык размок.
Мартовское пиво с ног сбило.
Мертвецки (Размертвецки) пьян. Пьянее вина.
Много пить - добру не быть. Пить до дна - не видать добра.
Мое рыло бороздило. Пьяное рыло - чертово бороздило.
Муж пьет - полдома горит; жена пьет весь дом горит.
На воде ноги жидки, а на вине жиже того.
На грош выпил, на пятак шали своей прибавил.
Над пьяным и оборотень потешается.
Налился, как клюковка; натянулся, как губка. Хоть выжми.
Напившись, мужик и за реку (за репу) дерется.
Натянулся, как пиявка. Напился, как сапожник.
Не винит вино, винит пьянство (а винопийство).
Не всякому Савелью веселое похмелье.
Не дело пьяной бабе коров доить.
Не жаль вина - жаль ума.
Не жаль молодца ни бита, ни ранена, жаль молодца похмельного.
Не мокра бы губка, была б и шубка.
Не на своих ногах уплелся домой.
Не тот пьяница, кто пьет, а тот, кто опохмеляется!
Не упиваясь вином, будешь покрепче умом.
Записан

Аннушка

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +472/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 19740
  • - Вас поблагодарили: 8557
Re: Народное творчество
« Ответ #12 : 29 Апрель 2012, 16:16:08 »

      Если немного уточнить, то всё, что названо выше - это пословицы. И, действительно, пословица - это народное изречение, в котором выражается народная оценка, народный ум. Пословица отражает духовный облик народа, его стремления и идеалы.
     Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна.
     А поговорка, в отличие от пословицы, лишена прямого обобщенного поучительного смысла и ограничена образным (чаще иносказательным) выражением: бить баклуши, лёгок на помине, как снег на голову, у разбитого корыта, как белка в колесе и проч.
     Поговорка - цветок, пословица - ягодка.
     Пословицы:
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Кому-то щи жидки, а кому алмазы мелки.
В чужом глазу пылинку видишь, а в своём - бревна не замечаешь.
Записан
"Per piZdets ad Victoriam"

Аннушка

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +472/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 19740
  • - Вас поблагодарили: 8557
Re: Народное творчество
« Ответ #13 : 23 Август 2012, 16:58:23 »

     Задумалась тут над поговоркой: "Врёт, как сивый мерин". Вот, что раздобыла...  ;)

“О сивой кобыле и не только»

Тут намедни назвали критически настроенные недоброжелатели мои сочинения "бредом сивой кобылы". Сами не понимая наверняка, что это за странное сравнение, диковинная метафора и каковы его лингвистические и этно-культурологические корни.
Впервые словосочетание "сивый мерин \ сивая кобыла" появляется в Толковом словаре Даля, который так интерпретирует этот фразеологизм:
СИВЫЙ, по цвету: темносизый, серый и седой, темный с сединою, с примесью белесоватого, либо пепельного; говор., о шерсти, масти; сивая лошадь, между чалою и серою. Не в том сила. что кобыла сива, а в том, что не везет (а в том, чтобы воду возила). Сивая лошадь черноволосому покупателю не ко двору. Сивая кобыла по торгу (по полю, по городу) ходила, по дворам бродила, к нам пришла, и по рукам пошла? (сито). Врет, как сивый мерин.


Заметим, что сивый мерин в этот исторический период (60-е годы XIX века) уже врет, тогда как кобыла лишь везет (или не везет) воду. У М.Е.Салтыкова-Щедрина "сивый мерин" приобретает другое значение ("Вездѣ мы встрѣчаемся съ несомнѣнными сивыми меринами, которые пропагандируютъ несомнѣнно полоумные фантазіи и бреды"), трактовку которому дает Михельсон в своем Сборнике образных слов и иносказаний от 1904 года: "Сивый меринъ (иноск.) умственно и тѣлесно лишенный способностей и силъ (какъ сивый — сѣдой, старый) меринъ — крощеный жеребецъ".

Обратим внимание на то, что истина и здесь лежала где-то посередине: слово "сивый" среди прочего означало седой, с проседью, и именно так изначально звучала одна известная поговорка - "сивина в бороду, чорт в ноги"

Но почему же все-таки сивый мерин врет? А его супруга - сивая кобыла - "бредит?" Существует версия, что в основу выражения "врет, как сивый мерин", легло изначальное выражение "прет, как сивый мерин". Однако на практике некастрированный жеребец прет куда более энергично, нежели его стерилизованный собрат. Так что такая версия представляется нам надуманной. Еще более экзотической выглядит версия о том, что выражение обязано своему появлению генералу русской армии 19 века Сиверс-Мерингу, ставшему российским аналогом барону Мюнхгаузену из-за склонности к преувеличению. Однако с таким же успехом можно приписать появление поговорки "болтай да и только" фамилии полководца Барклая де Толли.

Чтобы понять, в каком направлнии двигаться дальше, давайте вернемся к истокам и попытаемся влезть в шкуру - да-да! - того самого сивого мерина. Итак, что такое сивый мерин - это седой, престарелый экс-жеребец, некогда кастрированный. Каково живется ему, увядающему коню, презираемому полноценными жеребцами и встречаемому ухмылками кобылиц? Совершенно очевидно, что живется ему несладко.


Тем временем, у коней, согласно исследованиям известного американского зоолога Дж.Скотта, коэффициент коммуникационных способностей (иными словами, сложность"языка", понимаемого всеми особями одного вида) лишь на 5 пунктов ниже человеческого и уступает лишь дельфинам, китам и почему-то летучим мышам. Это значит, что ржаньем, фырканьем, скрежетом зубов и иными способами лошадь может выразить не менее 5000 однозначно трактуемых другими представителями вида сигналов. Это во много раз превосходит "минимально необходимый" для млекопитающего уровень (у ежа он составляет всего 74, а у кротов вообще 26). Все это означает лишь одно - лошади могут разговаривать на отвлеченные темы, то есть болтать. Болтать, заговаривать зубы и т.д. в русском языке нередко выражалось словом "врать" (отсюда "врач" - человек, заговаривающий болезни).
О чем же может "врать" пожилой кастрированный конь? Разумеется, о своих былых победах над женщинами (кобылами). В сложных социальных сообществах (к каковым относится и лошадиное стадо) это единственный способ хоть как-то удержаться пусть даже на нижних ступенях социальной лестницы.

Но если сивый мерин врет о своих любовных похождениях, то о чем может бредить сивая (то есть седая) кобыла? Разумеется, примерно о том же. У людей это называется "климактерический синдром" - стремление увядающей женщины подчеркнуть свою моложавость, попутно грезя о бурной личной жизни.

Итак, сивая кобыла бредит о плотской любви - возможно, на фоне беспрестанного "вранья" такого же седого, как она, мерина по соседству. Это своего рода любовный чат - где собственно плотские утехи невозможны, но разговоров и устных причмокиваний предостаточно.

Таким образом, комментарий неведомого оппонента, назвавшего мою в высшей степени научную работу "бредом сивой кобылы", не только оскорбителен, но и вопиюще неточен.
Что и требовалось доказать.

И напоследок - прекрасное и полное тонкой лирики стихотворение, которое прислали нам в редакцию наши читатели:

Волшебное превращение мерина в Пегаса...
Светлана Шиманская
Сивый мерин хмуро шел по кругу...
Как печёт!.. Где благостная тень?..
Снять бы эту жуткую подпругу!..
И проспать бы нагло целый день!..

Но хозяин, вредный и жестокий,
Вновь по кругу гонит старика,
Обзывает "наглым лежебокой",
Плёткой бьёт по взмыленным бокам...

Сивый мерин грустно шёл по кругу...
На душе – тревога и печаль...
А когда-то он имел подругу,
Громко ржал от страсти по ночам...

Кобылица с томным нежным взглядом
Так игриво гривою трясла!
Что самцы, сшибая все ограды,
К ней неслись по улицам села...

Но она, от нежности сгорая,
Лишь к нему стремилась всей душой
И паслась у старого сарая,
Изучая круп его большой...

Утекло воды с тех пор немало...
Сгнил сарай.… И сам уже не тот…
Скакунов – немыслимо пропало!..
То – болезнь, то – хищник каждый год...

Не тряхнуть ли стариной, дружище?..
Ты ещё, вообще-то, о-го-го!
В грустных мыслях радости не сыщешь...
Есть же путь счастливый!.. пусть другой...

Сколько можно двигаться по кругу,
И терпеть поводья и хлысты?..
Вспоминать пропавшую подругу,
Хоронить надежды и мечты?..

На дыбы он взвился грациозно,
Словно крылья мигом отросли!..
И взлетел над жизненною прозой,
Оторвавшись телом от земли...

А хозяин в сельском магазине
Пил сивуху, "Ходят кони…"- пел…
Вдруг застыл от ужаса!..– картина –
Сивый мерин! с крыльями! летел!..

А поэт, жизнь рифмою измерив,
Вновь впадёт в пространственный экстаз!..
Перед ним летит не сивый мерин,
А прекрасный творческий Пегас!..

http://filoslov.livejournal.com/1289.html
А вот объяснение по Далю и не только:
http://fun.ucoz.ru/news/2000-11-11-73
Записан
"Per piZdets ad Victoriam"

Лариса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3878/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17 724
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 62308
  • - Вас поблагодарили: 54723
Re: Народное творчество
« Ответ #14 : 23 Август 2012, 17:38:32 »

“О сивой кобыле и не только»
Я читала, что по поверьям сивая лошадь в народе считалась глупым животным и явление её во сне предвещало ложь. "Бред" во фразеологизме означало хождение взад-вперёд. А сивый мерин, тоже по поверьям, "врал", т.е. неверно прокладывал борозду при пахоте.
Записан

Omnia transeunt. Et haec quoque transibunt.