кто вживую чувствует и слышит ещё "лошадиные гласы", как верили в старину...
Лирими, это о заклинателях лошадей? Вам что-нибудь известно, как и почему называли "шептунов", какими были отношения между ними и лошадьми в древности?
Да, Тиша, в некоторых местах их называли шептунами, шептухами, где-то лошадиными волхвами, коньими чаклунами... Как и почему они появлялись в роду человеческом - овеяно многими суевериями и непонятностями. И, наверное - в каждой местности своими...
Про них многое известно - и в то же время... почти ничего.
Их любили и честили - и в то же время опасались, как всего того, что непонятно... Когда шептун лечил лошадь и уходил, во след его нужно было перекрестить, за это "сымался один смертный грех"), но в то же время от крёстного знамения де - у шептуна убывала "шептушная сила". Потому перекрестить нужно было только после того, как он полечил твою лошадку)
Считали их из "межевых родов человеческих" - люди в тех родах рождаются одновременно в родстве с какой-то птицей или зверем, деревом или травой.. Пчелой. Лошадью. Рекою...
Считалось, что у шептунов сила в голосе и "безгласии", что голосом шептун нашёптывает особую тишину между собой и лошадью и так с ней разговаривает, понимает и даже лечит-ладит. И что даже когда спит шептун - то слышит, как и о чём разговаривают в стойлах лошади по всему свету. И даже "вольны лошади", которые живут без человека на краю земли на острове Буяне
Говорили, что уходят на тот свет шептуны со Стар-Конём, который пегого, седого цвета от своей величайшей древности... И что такого коня можно увидать и на могиле усопшего шептуна - Стар-Конь всегда приходит проведывать своего Друга из рода людей
А живёт тот Стар-Конь на болоте... Куда ушла и многая другая "нечисть" после принятия новой веры. Совсем не место для лошади - но ведь и сам Конь дивный... А ведь с болот, по разным версиям сказок, прибегает и Сивка-бурка, вещая каурка - вещий конь трёх цветов, вместе несоединимых - сивый, бурый и самой древней, дикой-природной масти, каурой...
Считалось, что не стоит беременной женщине переходить первой по ещё не остывшему следу лошадиного табуна, а то "дитё в утробе прослышит лошадиный лад и не сумеет позабыть". Много ли тут смешного да тёмного суеверия?
Или беременная женщина, находясь в особом состоянии и сонастройке с землёю, ступая по конскому пути босыми ступнями (а ведь только на форуме столько об этом написано! а сколько знали в старину!) - действительно входит в иной уровень отношений в миром?
Считали, что если оставить маленькую девочку наедине с лошадьми - они ей могут сказать своё веще слово, которое есть у каждого животного и растения, и либо она станет "шептухой", либо у неё родится особый ребёнок. А вот если постарше - то не страшно. Что в этом от заблуждения, а что от утраченной памяти о возрастах и возможностях ребёнка?
Считали - что родится шептун может и в такой же семье, с древними истоками в "лошадиную силу", а может и в совсем случайной семье, в которой даже лошадей не было (Древний по наследству не передаётся?) И была даже вера, что отшептать обратно такого ребёнка может другой шептун и с тем шли к нему. Но и старый шептун отказать мог - говоря, что " успели скликать его кони-лошади, не отшепчу уже"...
Считали, что над ними крещение в церкви не властно, потому что первая же лошадь, увидевшая "своего" ребёнка, снимает это крещение... Конечно - нет дела лошадям до обрядов человеческих, но что-то совершенно особое, мудрое, вневременное есть в глазах лошадиных... Может - они могут вытянуть человека из омута религиозных замут??
Я, наверное, не сумела собрать всё в связный рассказ, Тиша, ты уж прости.