В походе нам пришлось учить детей играть в игры… И если в простые, вроде побегать наперегонки или квача, то какие-то более-менее сложные, деревенско-народные стали почти открытием.
Их осваивали с каким-то удивительным трудом, будто не вмещая в себя всё то, что несла в себе старая чудная игра…
Даже самая простая:
-
Панас-Панас,
На чём стоишь?
- На камне.
- Что ешь, пьёшь?
- Хлеб да квас.
- Лови мух, да не нас, да в печку не лазь!Играют – собственно, ловят. Только Алёнка с разбитой коленкой подойдёт ко мне и тихо, чтобы не мешать чужому веселью, спросит:
- А кто такой Панас?
Как рассказать тебе, Алёнка? Да поймёшь ли?
Непонятная закличка-зачин у игры. В ней более-менее объяснимы последние две строчки, хотя и самая последняя не так проста, как кажется.
Лови мух и не лазь в печку. Понятно - техника безопасности в сельской избе. Всё просто. Ведущий с завязанными глазами туда не должен лазить.
Последняя строчка, впрочем, имеет и вариант, с которым играли в бабушкином селе:
-
Лови мух, да не нас,
Да в церкву не лазь.Как объясняли нам сестрой тамошние ребятишки, если играют в избе, то говорят про печку. А на улице – про церковь строчку подставляют, мол, не шуми у святого места.
Итак, наша игра – это диалог. Разговор, на который тебе охотно, по доброй воле отвечают, а ты ему ещё и говоришь, что делать.
-
Панас-Панас…
Некто Панас – старое русское имя, ведущее, по одной версии от греческого имени Апанасия. Хотя… Стал ведь языческий Порох-Прах-Прошка – греческим православным Прохором… Мара-Морана-Морёна – Мариею стала…
Кто же такой старый Панас, если поискать его подальше от добрых греческих соседей?
Древнеиндийская морфема
«paNa»-
выбор, жребий, ставка, Кто-то, кто помогает в выборе, намерении, неясности и сомнениях грядущего
-
колпак, капюшон, скрытое лицоБезликая сущность – сновидный человек в капюшоне. Персонаж сновидений очень разных, незнакомых друг с другом людей.
-
напиток, вода, прохлада, питьёВода – связующая среда для всего живого. И не только нашей полосы – в тех мирах, где и не пьют – но вода есть
-
сделка, контакт, договор, соглашениеТот, с кем (или при ком?) договариваются, свидетель, участник или просто – собеседник.
-
хранение, содержание, владение
- наблюдающий, следящий, видящий
- защитный, оберегающий….Очень много смыслов. Разных. Но ведущих куда-то к одному…
-
На чём стоишь?
- На камне…Камень – сразу скажем, не сильно распространённый материал по русским деревням.
А вы знаете, как «ставили щуров», идолов, истуканов? Их не вкапывали в землю – глубоко вставлять что-то в землю-матерь – акт плодородного смысла, совершаемый исключительно для определённые задачи. И идола – ставили на камень или дубовую колоду…. И уже сверху обсыпали землёй.
Идолу приносят дары, с ним общаются, договариваются, берут в свидетели, а то и защитники. Тот, кто следит и видит за родом, его однажды поставившим…
-
Что ешь-пьёшь? Хлеб. Квас. Не мясное, не спиртное – хлеб и хлебный напиток. Дары древнейших эпох земледельческого и почти вегетарианского существования человечества
Добавим ещё более близкое звучание -
«paNasa»….
плод хлебного дерева….
Лови мух, да не нас, да в печку (церкву) не лазь!Печь – атрибут мира огненного, мира нового человечества, которое не существует без огня. Но хранит слабую память о временах доогненных, временах старочудовых…
Не лазь в печку – это мир иного времени, времени,о которой забыла старая игра
И в церкву не ходи – там вообще нет места древнему истукану-Панасу…
А про «панасовы штаны» я тебе, Алёнка, не расскажу. Маленькая ещё.
А твоя мама мне точно голову оторвёт)