Уходящие народы
"Я зашёл в крематорий московский,
Там сжигать собирались собрата -
Юкагира, что умер от кофе,
Он не вынес его аромата..."
(М. Шелехов)
Водь.
Финно-угорский народ, коренное население территории современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ленинградские аборигены считаются самым малочисленным и древним народом современной России. 64 человека оставалось в 2010-м году
Самоназвание народа – води, что в переводе с водского звучит как «здешний». Народ включен в список ЮНЕСКО исчезающих и малочисленных народов России. Водский язык считается исчезнувшим.
Юги.
По состоянию на 2002 год в России жило 19 югов, а по состоянию на 2018 — 4 представителя этого народа. Язык относится к енисейской языковой семье, близок к кетскому. В прошлом жили по р. Дубчес в Туруханском и р. Сым в Енисейском районах Красноярского края.
Традиционные занятия югов — охота и рыболовство. Традиционное жилище — конический чум с берестяными тисками, полуземлянка с бревенчатым каркасом, покрытая землёй. Традиционная пища — мясо, рыба, дикоросы и коренья, позднее — лепёшки из муки.
Энцы.
Один из коренных малочисленных самодийских народов России. В 2010 году численность энцев в России составляла 227 человек (в 2002 году — 237 человек). Верующие — православные, частично сохраняются и традиционные верования, включавшие почитание стихий природы: земли, солнца, огня и воды. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.
Проживают энцы в-основном в Таймырском Долгано-ненецком автономном округе Красноярского края.
Чулымцы.
Тюркский народ, проживающий в бассейне реки Чулым (приток Оби), от названия которого происходит и название этноса — в её среднем и нижнем течении, а также вдоль притоков Чулыма: рек Яя и Кия. В 1980 году, по оценке, чулымцы насчитывали около 750 человек, по переписи 2010 года - 350 человек.
Бо́льшая часть чулымцев живёт сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в деревне Пасечное и селе Чиндат.
Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озёр, что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища. К началу XX века ведущим направлением охоты был пушной промысел. Собирательство играло подсобную роль. После появления русских в Причулымье чулымцы освоили плужное земледелие; в советское время часть чулымцев работала в лесной промышленности.
Нганасаны.
Нганасаны населяют восток Таймырского национального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Являются самым северным народом Евразии.
Численность населения - 862 человека. В 1989 году их было 1262.
Тофалары.
Как полагают исследователи, тофалары сложились в результате смешения древнего кетоязычного и самодийского населения с племенами дубо, переселившихся в регион Саяно-Алтая. Традиционно дубо (туба, туха) отождествляются с древними тюркскими племенами теле. При этом первоначально теле (в т. ч. дубо) представляли собой монголоязычную группу племён, подвергшихся тюркизации в конце IV века н. э .
Проживают на территории Тофаларии, юго-западной части Нижнеудинского района Иркутской области, в бассейнах рек Бирюсы, Уды, Кана, Гутары, Ии и других на северо-восточных склонах Восточного Саяна.
Численность тофаларов - 762 человека
Кереки.
Кереки – один из самых малочисленных народов Российской Федерации. Называют себя также «анкалгакку», что переводится как «приморские люди». В 2010-м году их было 4 человека, и, возможно, сейчас не осталось ни одного представителя. Кереки, в основном, ассимилированы чукчами. Считается, что именно от этого народа чукчи научились запрягать собак в упряжки, так как именно кереки изобрели этот способ перемещения.