Доброго времени суток всем!
Привет Берендей!!! Очень рад твоему появлению!
Прочитал твоё про Жаворонков и какие - то сложные чувства появились)))
Даже не знаю как сказать - "есть на Руси" или "Был на Руси" такой праздник весны - "Жаворонки".
Когда мне было лет 7-8 моя бабушка (по отцовской линии) Анна Григорьевна пекла из пресного теста жаворонков и несколько штук доставалось мне. Я их сразу не съедал, а берег и даже почему-то хранил. А одного, обязательно привязывал на нитку к потолку, нитка была больше метра, и он у меня на этой нитке "летал". И это было здорово! Праздник был какой-то очень хороший и он мне нравился. Было в нем и что-то опасное. Ибо в этот же день были еще и "Сороки"... которых моя бабушка называла "Воровками". Это тоже был праздник, но он был плохой праздник. И он как-то портил праздник Жаворонков.
И только спустя многие годы я смог разобраться в чем дело. Это оказалось классикой поповской пакости.
Люди праздновали Жаворонков. День посвященный птицам, весне, Земле. (22марта, Весеннее равноденствие). И попам это не нравилось. И они решили втулить туда "свою птицу". "Сороку". И эта сорока должна была протащить совершенно уродский поповский праздник "Сорока праведников за веру пострадавших". (Главная поповская идея - придумать каких-то пострадавших и прикрутить к празднику Ритмов Земли, чтобы у одних был праздник, а у других поминки. Кстати, это еще в старой традиции был и "день молодых" (молодоженов, новобрачных).
И когда разобрался, то через столкновение этих двух "праздников" - более, чем выпукло прорисовалась вся разница между этими двумя несовместимыми учениями...
Здесь дело немного сложнее и глубже было
ЖаворОнки - праздник, зачиняющий (зачин-день впоследсвтии церковно переиначили на "канун". И тоже неслучайно
И до сих пор у нас слова канун (накануне) сохранилось, а "зачин" - нет. А вместе с тем, канун - исходит от чисто церковного "канон" - псалмы-каноны пелись перед церковными "праздниками" (хотя как можно праздновать чью-то смерть - мне лично непонятно.
Но вместе с утратой слова - мы утратили и понимания - начала, начинания, чего-то первого. И важности этого в сакральном смысле)
Так вот, ЖаворОнки - праздник, предшествующий, зачинающий праздник СОроки. Сорок - мистическое число, до сих пор вцепившееся в суеверия и приметы. Ну и особняком стоящее в русском языке тоже до сих пор - два-дцать, тридцать, чередцать? Нет, сорок!
Сорок дней живёт в этом мире душа усопшего, прощаясь с земным миром. Сорок лет ожидает развоплощения Древний - даже иудейский общественный деятель орок лет водил народ по пустыне, чтобы умер каждый... то ли родившийся в плену, то ли ещё помнящий времена, когда дух Яхве имел супружескую пару...
Сорок лет - особый срок человеческой жизни и жизни младенца, когда ему нарекали имя, сорок журавлей в стае весны-красны
Сорок дней проходит от первого весеннего полнолуния до арийско-славянского Пасака-Пасхи
Через сорок дней от Пасаки до Лествицы (ставшей Вознесением Господним) - небесной лестницы, сшивающий в этот природный пик миры навьи и мир белого света)
Сначали шли ЖаворОнки, приносящие тепло, весну и первую улыбку проснувшейся мамы-земли, а следом Сороки.
Сороки - это день сорока птиц, поворачивающих крылышками землю на живой год, и обряды, связанные с возвращением перелётных и чествованием зимников, остававшихся с родной землёй
Птицы эти были и привычные нам -
птица-утица, птица-синица, пуховка, зарёвка...Были и неведомые, в обычных лесах не водящиеся -
злат-звень-птица да улич-горица, птицы рох (Рух??) - всегда вдвох (вдвоём)... Прилетают в свой срок
Числом всегда сорок...Я не знаю имён всех птиц старого праздника Сороки - да и мой Деда знал уже едва половину
Только думаю, в таких закличах и начиналось приобщение ребёнка к миру природы, её разным граням реальности, соединяя с поколениями предком и всех живущих в твоей местности жителей.
Показывая образец отношения - которое дети уловят намного быстрее, чем любую зубрёжку набора истин
И Вешний Крёс, день весеннего равноденствия, 20 марта, и следом идущие Жаворонки, и Сороки - три пиковых праздника весны, три "вершины года", соединённые воедино - в этом плане как кость в горле стояли у Церкви.
Потому что начинается Великий Пост - время совсем не для радости от пробуждения Весны и Земли, а время подготовки к трагедии "Убийства тысячелетия"
А в Великий Пост - никаких печёных жаворонков, да и другой выпечки, только "хлеб да вода - християнска еда"...
И день поминания (то есть - упоминания, внимания и памяти) птиц - стало поминками сорока не самых умных товарищей на озере
Как наши поминания-помины усопших (заснувших!) родичей - светлой памятью и добрым благодарением - коверканием смыслов превратились в поминки со слезами-соплями
И не случайно у этих сорока мучеников на Севаситйском озере - "известны" (три раза ха) имена.
И их
заставляли заучивать в церкви Как до этого учили с бетьми сорок имён "жИвых птиц"...
Имена калек и жертв (раздели догола, бросили на лёд, перебили колени, сожгли - потрясающая "сказка" для времени ранней весны и пробуждения природы, которой дышит каждая пора мира!) - стали подменой сорока именам волшебных и земных птиц, приносящих радость и весну
Вся эта история - от "смерти во славу Христа" (зачем нормальному Богу подобная слава???), странной казни, котоырми римские военные суды не увлекались, а вот более поздняя христианская пытошная инквизиция как раз, до имён, которые - нате вам - взяли и пронесли через века, когда и с именами правителей сомнения бывали и до самой технологии - раздеть сорок мужиков-воинов, попытаться их заморозить в средиземном климате, а затем ещё и сжечь живьём почти полсотни человеческих тел в эпоху двор и соломы - просто кричит о мощнейшей фальсификации
С целью замазать два глубочайших пиковых праздника Радости - Жаворонков и Сорока вешних птиц...