Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Размышления о нашем прошлом, жизни в старину, обрядах...  (Прочитано 14361 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 666
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67122
  • - Вас поблагодарили: 151829
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

"По этой теме ничего не найдено".

  ЧЕГО НЕТ В ИНТЕРНЕТЕ, ТОГО НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО В ЖИЗНИ.    :)

 Ларис,  я в это не верю))) 

 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

"Зимоборовы заигрыши" или иные обозначения из ДК Лирими, мне тоже выдаётся результат. Один. А именно:  "По этой теме ничего не найдено".
Да?
Ну набирай Зимобор
смотри результаты. Их масса
набирай заигрыши - узнаешь, что это начало Масоеницы-Зимобора
набирай ветрогуд - найдешь, что так ветер называется в некоторых местностях

да, другие названия диалектные. Хочешь скрины скину?


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шаня

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +10486/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 307
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94833
  • - Вас поблагодарили: 142502

Если я набираю в поисковике, к примеру, "Шаманский лес", то мне тут же выдаётся множество результатов конкретно по этой теме или не конкретно - но выдаётся.
Когда я набираю "Лесосходы", "Ветрогуды", "Зимоборовы заигрыши" или иные обозначения из ДК Лирими, мне тоже выдаётся результат. Один. А именно:  "По этой теме ничего не найдено".


Лариса ,ты знаешь как я уважаю тебя,  ТВОИ ЗНАНИЯ,и то,что ты  приносишь, открываешь,и находишь.

И отвечу, потому  что я  бы хотела,чтобы ты  поняла.
Очень хотела  бы.

Я  с  большим  уважением и признательностью  отношусь к знаниям Лирими,и прошу уважать,труд,большой  невероятный, ее талант,и желание  делится  снами.
Лирими имеет огромный  опыт  в  этом  направлении.

Шелтопорог попросил ее, принести эти знания  для  всех,кто есть  тут и приходит,и это, титанический  труд.

Многое,  приносимое  сюда,  давно разрабатывалось,создавалось,и многое,копилось.
Сказы,  традиции, приметы..

Собирается по крупицам,и по кусочкам.
Это и личные  беседы с теми,кто еще жив и помнит, это и старинные записи и дневники.


Вот к примеру  горский  народ,и его истоки  и корни..тут знают единицы.. да..  единицы.. владеют материалом, копают,находят письмена,и первоисточники, которые  порой бывают в  таком  плачевном состоянии, что их хранят в специальных морозильных камерах.
Но этих  знаний нет в интернете.


Лирими   не просто музейный  работник,она,искатель,хранитель,сказатель,она  действительно тот редкий  человек,который  пришел сюда,и владеет уникальными знаниями.
И это большая удача,  для нашего форума,и всех нас, что  к  этому  можно прикоснуться.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

"Зимоборовы заигрыши" или иные обозначения из ДК Лирими, мне тоже выдаётся результат. Один. А именно:  "По этой теме ничего не найдено".
Да?
Ну набирай Зимобор
смотри результаты. Их масса
набирай заигрыши - узнаешь, что это начало Масоеницы-Зимобора
набирай ветрогуд - найдешь, что так ветер называется в некоторых местностях

28 марта -Лесозгоды, Угоды Леса - набирай в инете - Леса ухоженье

27 марта - Гусятник местный - набирай в инете - Святой Никита-Гусятник...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Лариса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3878/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17 724
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 62308
  • - Вас поблагодарили: 54723

  ЧЕГО НЕТ В ИНТЕРНЕТЕ, ТОГО НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО В ЖИЗНИ
Уже есть :)
Лесозгоды, Угоды Леса - набирай в инете
Набрала. Тупой какой-то поисковик у меня... :()
Записан

Omnia transeunt. Et haec quoque transibunt.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

Хочется за своё, родное прокатиться. Праздничек один, аж передёрнуло - когда "покойничкам пяточки греют"  o_o Ну это ж надо додуматься - костры возле каждого дома!!! Представил - волоса дыбом - деревянные постройки, соломенные крыши(да хотя бы и из дранки) и по всему селу - открытый огонь!!!!!
ага

Весьма интересный для этнографа южновеликорусский обычай-обряд «греть родителей» или «покойников» остается совершенно неведомым науке. Несколько кратких сообщений о нем со стороны случайных наблюдателей затерялись в малоизвестных и труднодоступных изданиях. Немногочисленность и краткость этих сообщений дает нам возможность привести их полностью, что мы и делаем в целях возможно точного и полного выяснения физиономии интересующего нас обычая.

1. Древнейшее известие относится к 1852 году. В рукописном «Простонародном календаре» Щигровского уезда, доставленном в этом году смотрителем училищ Курской губернии Красовским в Географическое общество, сообщалось следующее: «24 декабря. Коляда. На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая (красная)».

В таком виде было напечатано сообщение Красовского1) в отчете Географического общества за 1852 год (Вестник РГО, 1853, ч. 8, с. 9), [165] но вряд ли точно. По крайней мере В. И. Даль в своих «Пословицах русского народа» [Даль 1862, с. 1003] и в «Толковом словаре» (s. v. Кутья) приводит такое замечание для Курской губернии: «Под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» [Даль 1881, 2, с. 231]. Более чем вероятно, что это замечание взято Далем именно из упомянутой рукописи Красовского, а оно, как видим, дополняет сообщение отчета Географического общества весьма существенными чертами.1а)

2. Суеверный обычай обогревания и окуривания родителей, существовавший некогда в г. Орле, описывает Г. Пясецкий в своих «Исторических очерках г. Орла».

Обычай состоял в том, что «на Рождество, Новый год и в день Крещения хозяин дома брал горшок с огнем и куль соломы; попрощавшись с домашними, он отправлялся на огород; здесь он сперва полагал три поклона лицом к востоку, потом зажигал сноп соломы с ладаном и приговаривал: „Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь поживаем!"» [Пясецкий 1874, с. 165].

3. Покойному публицисту Евг. Маркову принадлежит самое полное из имеющихся в печати описаний рассматриваемого нами обряда. Относится оно к Щигровскому уезду Курской губернии и напечатано в газете «Голос» 1880 г. (№ 105; в статье «Крещеное язычество»).2)

«Можно ли <...> удивляться, — пишет Е. Марков, — рассказам народа о ночных посещениях покойников, о том, что видят бродящим по двору умершего хозяина, когда даже днем, при полном господстве здравого смысла, народ верит, что „родительские душеньки" на святках скитаются около своих домов?

Утром в Крещенье вы непременно увидите дымки, поднимающиеся со дворов крестьян гораздо ранее, чем бабы топят печки. Это „родителям поминки греют". Сносят на двор солому своих постелей, кладут в нее разного рода зерна и корма, немного ладана, сгребают в кучу и зажигают. И те, кто стоят кругом, в валенках и сапогах, грея намерзшие руки, конечно, не сомневаются, что тут же рядом с ними, так же реально, как они сами, стоят им невидимые „родительские душеньки", озябшие, как они; так же, как они, поснимали сапоги и онучи и с [166] таким же удовольствием греют на огоньке, освященном ладаном, свои грешные ноги. У однодворцев наших круглые святки продолжаются подобные утренние возжигания, говорящие о чем-то давно забытом и уже несколько утратившем свой прежний смысл. Сметают вместе всю солому и навоз, рассыпанные по двору, „сгорнут в кучу, ладону туда положат и зажгут". Это называется „катяшки3) жечь"» [Марков Е. 1880].

4. В «Тамбовских губернских ведомостях» 1887 г. (№ 4) напечатана была следующая корреспонденция из с. Архангельского Борисоглебского уезда:

«В с. Архангельском существует следующий небезынтересный обычай родителей греть. Я был очевидцем этого факта. — На первый день Рождества Христова, по отходе утрени, я вышел из церкви в школу, где намерен был с моими певчими повторить концерт; но не успел я раздать партии, как вдруг певчие, со словами: „Ребята, родителей греют! идемте смотреть!" — разбежались. От неожиданного громкого восклицания детей я растерялся и не знал, что делать. Выйдя на улицу, я увидел село (до 500 дворов) и два окрестные селения залитыми огненным морем; дым большими столбами подымался кверху. На вопрос мой: „Что это значит?" отвечали: „Родителей греют!" Кроме этих двух слов, смысл которых был для меня непонятен, я ничего не мог добиться, потому что во время этой картины, как я заметил, все старались быть безмолвными, и взоры их были обращены на храм, вероятно, с молитвою к Богу. Только после обедни я узнал подробности этого события, заключающегося в том, что среди каждого крестьянского двора кладется воз или более соломы, которая по отходе утрени и поджигается. Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы. В это время, по понятию крестьян, к этому пламени, невидимо для глаз зрителей, являются греться умершие родственники.

Зеленин Д.К.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 666
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67122
  • - Вас поблагодарили: 151829
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

  Лири,  а я бы не отвечал и не расшифровывал.  Честно)))) 

  Ты не чувствуешь бессмысленности разговора?
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010

Ну вы тут и нагородили! :D

Получается, на свете существует лишь один человек, добротно знающий материал. Лирими. Больше на эту тему никто ничего не слышал. А это возможно только в одном случае - это всего лишь творчество Лирими.

А вот за это спасибо! Действительно не ожидал. Нифига себе вывод! Как же так же? Блин, да эти истории в каждой деревне есть, знают как правило бабушки, всё больше не умеющие ни читать, ни писать! Весь Календарь этот очень добротно укладывается в быт людей 17-19 веков нашей страны. (потому и "несурязицы" про духов срам) Но утверждать что это выдумки одного человека? Как так?

 
28 марта -Лесозгоды, Угоды Леса - набирай в инете - Леса ухоженье
Да нифига так не найти  инфа не популярная. :)

Вот ссылка:
http://www.calend.ru/narod/3/
забавное название у праздника на эту дату.
Разве что автор сайта, Лирими.

Ладно, одно дело не соглашаться с тем, что было точно так. Но уж говорить что так совсем не было, это уже слишком.

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010

Весьма интересный для этнографа южновеликорусский обычай-обряд «греть родителей» или «покойников» остается совершенно неведомым науке. Несколько кратких сообщений о нем со стороны случайных наблюдателей затерялись в малоизвестных и труднодоступных изданиях. Немногочисленность и краткость этих сообщений дает нам возможность привести их полностью, что мы и делаем в целях возможно точного и полного выяснения физиономии интересующего нас обычая.
Довольно древняя традиция. Причём встречается у разных народов. Современный хеллоуин подобным образом зарождался в ирландии.

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010

Лирими   не просто музейный  работник,она,искатель,хранитель,сказатель,она  действительно тот редкий  человек,который  пришел сюда,и владеет уникальными знаниями.
И это большая удача,  для нашего форума,и всех нас, что  к  этому  можно прикоснуться.
Уж как бы мне календари и праздники не нравились. Но уж с этим я просто обязан согласиться. Тем более что, я знаю, как эта информация добывается.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 666
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67122
  • - Вас поблагодарили: 151829
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Но утверждать что это выдумки одного человека?

  Наверное,  это такой способ защиты.  И от этого очень грустно.
Но уж говорить что так совсем не было, это уже слишком.

  Наверное,  доступ к интернету, люди стали путать с доступом к истине.  Отсюда и такие  нестандартные выводы. 

знают как правило бабушки, всё больше не умеющие ни читать, ни писать!


  Дима, все еще намного тоскливее!!!   Отделы фондов  подавляющего большинства музеев - не оцифрованы.  И в сети их нет.  И неизвестно когда они будут оцифрованы, и когда  наконец  единицы хранения с их атрибутикой  получат право на существование.  Все знают какое у нас финансирование музеев.)))
 
  Ну  а пока их нет в сети, то это значит,  что их никогда и не было.   :)
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010

Что касается лаптей, то плели их круглый год. :) Но зимой активнее всего. Зимой на такие дела времени больше всего. А лыко заготавливали заранее и именно размачивали. Кстати, лапти не только из липы делали. Хотя липа вроде как прочнее.
Сам я лапти не плёл, только мочалки делал. А так у меня знакомые есть из кружка старинных постановок, они не только лапти, они даже ткут по всем правилам

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010

забавное название у праздника на эту дату.
Да, кстати. Там можңо сразу заметить, что акцент в первую очередь на церковь, а "народность" где-то на втором плане. Так вот в "шаманском лесу" уникальный календарь, где вся церковность отделена и выброшена. И остался максимум народности, на сколько это позволяют сказания прошедшие до нас такой долгий путь. Ну и ещё в разных районах страны обычаи немного разные всё же, а иногда и очень отличные. Но у нас пока только один спец.

Лариса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3878/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17 724
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 62308
  • - Вас поблагодарили: 54723

Блин, да эти истории в каждой деревне есть, знают как правило бабушки, всё больше не умеющие ни читать, ни писать!
Да не то, что в деревнях - в этих самых интернетах хоть пруд пруди того, что называется календарной обрядностью, народными верованиями и тому подобное. С целью повлиять - задобрить-напугать-оберечься.
А вот того, что указывает на какой-то особливый лад природы и человека - вот это как раз-таки отсутствует. Я это имела ввиду.
Записан

Omnia transeunt. Et haec quoque transibunt.

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010

А вот того, что указывает на какой-то особливый лад природы и человека - вот это как раз-таки отсутствует. Я это имела ввиду.
Скорее прямым текстом не говорится. Но всегда именно об этом и речь. Помню в детстве в ближайшем к нам доме жила семья пожилая, хозяйка семьи, Марья Григорьевна, многому нас научила. И над календарями посадок она всегда смеялась, говорила: "землю слушайте, она подскажет, что когда сажать." Увы, умерла она, пока я был ещё ребёнком, и многое забрала с собой. Лучше её погоду мало кто предсказать мог. В основном знали с какого угла леса тучи мимо пойдут, а с какого "всегда дождём проливаются". И этот угол леса называли - "гнилой угол". Марья Григорьевна Ещё по весне могла сказать грибной год, ягодный, али в лесу не урожай. Были и ещё стартики! Всех не вспомню.

Сейчас моя любимая старушка - Баба Аня. Она знает меньше Марьи Григорьевны. Но многое. Её мама была "почётной ведуньей" Одной из тех старушек, которые имели честь знать расположение родника не далеко от деревни. С помощью того родника по рассказам бабы Ани вызывали дождь и много чего ещё делали. Но она не знает где он. А я его нашёл(ещё ребёнком, не зная её историй). Она этим восхищается, хотя родник любой найти может, просто в ту сторону никто не ходит.

Так вот, она тоже про лад человека и природы говорит. Своими словами. Не именно такой формулировкой. Но  про то же. Потому как корни у таких(описываемых в календаре) народных обрядов из тех времён, когда человек себя даже соседом не считал, а находился в состоянии тонкого восприятия природы. И можно сказать, в ладу с ней.

Так что, название нашему календарю оригинальное дали, но со смыслом.