Хокку - не объясняет. Хокку даёт образы, сжатый всплеск связок слова-представления-ритма
Именно. В этом вся и соль.
Но что будет с нашей литературой, если она вся будет состоять из хокку? Как много возможностей мы потерячем?
Правильнее, сколько мы приобретём. Суть хокку в том, что для выражения многого используется малое количество слов, но каждое слово стоит на своём месте, и вместе они создают огромные и могучие образы.
В осенних сумерках
Долго-долго тянутся досуги
Скоротечной жизни.
Мацуо Басё.
Здесь в трёх строках описана скоротечность жизни, неминуемое приближение смерти, и обыденность серых будней. Эти строки заставляют задуматься о правильности выбранного пути, окинуть свою жизнь свежим взглядом, в этих строках так заключено так много.Великолепные образы подобранные русским переводчиком дают хоть немного прикоснуться к сущности его японской поэзии.
Из полутемной залы, вдруг,
Ты выскользнула в легкой шали —
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг...
Осип Мандельштам. Наш соотечественник. Всего четыре строки, одно предложение. Единственный момент жизни, описанный мастером. Всего одно предложение, но какое! Как великолепно ему удалось выразить глубину чувств, показать всю красоту, силу, суть любви в этих строках. Смешать буйство вечно юных сердец и тишину всегда строгой ночи. Как много здесь заложено.
А теперь представьте огромный роман, в котором каждое слово очень точно подобранно и состоит в цельной, гармоничной связи с остальными. Вот что такое суть хокку в литературе. И такие книги есть, есть у наших классиков. А самое интересное, что и у наших современников есть, но их сложно найти на книжных полках, они не востребованы.
Сейчас поэзия не ценится, а жаль.
Но я немного отвлёкся. Итак, дело в том, что недостаточно просто оформить мысль в длинное или которткое предложение. Важно, облачая мысль в слово, очень серьёзно подходить уже к самому слову, а уже потом к связи слов в предложении. Поэтому выражение большой мысли начинается с самого малого.
Или в пример живопись - чем богаче тона и переходы,тем живее картина
Вовсе нет. Картины оживают от глубины заложенной в них сути автора. Очень важно, как выражает свои мысли на картине художник. Но важно не богатство тонов и переходов, а то, как автор управляется с ними, и как их подбирает. Как он выражает свою мысль и что из этого получается.