А если посмотреть на потребительство не с позиций шопинга, а с позиций отношений с Живым Пространством? Думаю, там будет интересного не меньше.
Перечитала своё процитированное в ответ сообщение, противоречий не нашла.
Не вижу я потребительства в Живом
Можно ли там "потребить" много, очень много? Можно. Только это ведь будет не потребление "в один конец". Любое потребление в природе ведёт не к обнищанию, оскудению, наоборот - к переработке, обогащению, загустению
Это, видимо, и есть важнейшая задача самого процесса потребления. Не только пропитание жизни сейчас, но и база пропитания жизни после
Работа в будущее
У меня как-то сын летом, будучи у бабушки и уже уезжая, увидел, как из-за прорыва водопровода под землёй - начали массово лезть из земли дождевые черви. Прямо во дворе центра города. Городские дети в испуге топтали их каблуками
Червяков "спас" полных два кармана
Дома мы выпустили (временно) добытое в большой ящик с землёй после рассады. Сверху положили полупревшие листочки, корочку старого банана нарезанную, листовой испитый чай
Спустя денёк сын, пошедший проверить живность, влетел ко мне с криком:
- Они уже всё поели!!!
Червяки, конечно, всё не поели, просто затащили под верхний слой земли... Выглядела земля особенно - рыхлая, пористая, с уже пошедшим запахом влаги и прели...
Но обязательно поели бы (мы их отвезли на дачу)
Сколько бы ни положили - потребили бы и переработали
Потребив многое, многое же и даже большее - вернётся в природу. И это не только материальная составляющая полосы белого света
Так что это не переход здорового потребления в нездоровое потребительство. А лишь расширение границ потребления, переработки, обогащения органической части Живого...
И вряд ли наши предки этого не видели и не чуяли
Почему любой старинный обряд выводил человека в мир, но не с пустыми руками, а с Даром?
Предки были глупые - пытались задобрить окружающую природу? Да, есть такое устоявшееся в науке мнение
Только что-то не думаю, что рационализм и прагматизм (это не отменяет мифологичность!) сознания человека прошлого действительно позволяли ему верить, что кусок хлеба способен изменить плюс на минус
Но в обряде человек всё равно отдавал крошки семейного обеда птицам, делил хлеб с миром щуров-пращуров, относил миру разделённый на части каравай по числу родов звериных, птичьих и навьих...
А на Яблочный спас, сместивший акцент с языческого дня благодарения на библейские смыслы грехопадения посредством яблока - относил в лес ведёрно навоз. В благодарность и "отдарок за урод" (урожай)
Церковь долго и неодобрительно порицала этот обычай - где грязный навоз, а где высокие смыслы "духовного праздника"
А человек всё равно относил - хотя даже в наших смыслах это несколько нелепо. Сколько человек берёт из природы - и сколько может вернуть ведром?
А обряд всё равно фиксировал и обращал внимание на это. Потому что это важно было знать и помнить, важно, потребляя, возвращать и богатить мир своим усилием... А человек, как никто другой на планете - мощнейший инструмент переработки и преобразования...
Но только - если бы поступал соразмерно и созвучно задачам Живого... И тогда бы потребление не переродилось в потребительство
Его Природа - точно не создавала