Тайна Винни Пуха.- Не вижу в этом большого смысла,- сказал Кролик.
- Нет,- сказал Пух скромно,- его тут нет. Но он собирался тут быть, когда я начинал говорить. Очевидно, с ним что-то случилось по дороге.(А. Милн)
Винни Пух отлично прижился на российской почве, он вошёл в пословицы и анекдоты - стал неотъемлемой частью речевой деятельности не одного поколения. Сам "Винни Пух" Алана Милна представляет собой серьёзное и глубокое произведение классического европейского модернизма 1920-х годов, первоначально не предназначался для печати, а был написан для маленького сына автора. Нам он известен благодаря переводам Заходера, с "союзмультфильмовской" внешностью и голосом Леонова.
В 1976 г. вышла книга Бенджамина Хоффа "Дао Пуха", в которой с опорой на текст "Винни Пуха" трактуются положения древней китайской философии - даосизма. Нам хотелось бы раскритиковать сей опус, обвинив автора в определённых упущениях но, конечно же, этого не сделаем, ибо неизвестно куда и как занесёт нас самих. Впрочем, из В. Пуха получился очень симпатичный стихийный даос, несмотря на отсутствие признаков выполнения Пухом даосских психотехнических приёмов, что для нас послужило бы основным доказательством.
Ниже мы попытаемся нарядить Пуха ещё и в шаманские одежды. Алан Александр Милн был достаточно типичным английским писателем средней руки, автором пьес, детективов, комических рассказов и детских стихов. Хотя "Винни Пух" принёс ему мировую известность, сам Милн не придавал своему труду особого значения. Намереваясь написать лишь сказку, Милн опирался на приёмы и способы, характерные для сказок, но в итоге "В.П."
приобрёл практически все признаки преимущественно мифологического произведения.
Очевидно, будучи человеком талантливым, он воспроизводил мифологизмы интуитивно, (как сказали бы люди, мыслящие в более эзотерических масштабах - подключался к единому информационному полю) и, естественно, не имел понятия, что следует древнему образцу описания иных миров и действующих там сил. Однако в стремлении сделать главного героя по детски комичным, Милн допускает и ряд искажений,
заставляющих нас считать Винни Пуха не очень то удачным исследователем шаманских пространств. Мы видим в Винни Пухе начинающего трансперсонального путешественника, отождествляющего себя со своим духовным тотемным предком Медведем.
В оригинале его имя выглядит так: Winnie-the-Pooh (Уинни-де-Пу), где имя Winnie - женское, сокращённое от Уиннифред (как Мэгги от Маргарет, а Бэтси от Элизабет), а Пух - мужская составляющая. Так как в мифологической (и оккультной) традиции имя тождественно его обладателю, то мы опознаём Пуха как андрогина, объединяющего в равновесии мужское и женское. По Блаватской андрогинизм - свойство древних Богов: Осириса, Зевса, Диониса; божественное имя Ях-Хова является андрогинным. Западная оккультная и алхимическая традиции представляют в виде андрогина достижение внутренней сгармонизованности, мудрости и бессмертия, а в Индии известны двуполые лики Шивы и Будды.
Медведь из-за зимней спячки ассоциировался с Луной, чередование периодов спячки и пробуждения делало медведя особенно значительным в символике инициативных обрядов. В североевропейской традиции медведь, а не лев является царём зверей. Это так же символ опасного аспекта инстинктов и бессознательного. В алхимии соответствует nigredo первоматерии; в христианстве иногда воплощает дьявола.
Медведь - тотемный зверь многих славянских племён. Что касается других персонажей, то мы считаем, что принадлежность их текуча и зависит от контекста, но, как правило, они просто обитатели иного мира (духи) или персонифицированные Природные силы. Особое место в "В.П." занимает мальчик Кристофер Робин, он выступает как существо высшее по отношению ко всем животным, для которых его высказывания о чём либо равносильно факту того, что так оно и есть. Всё-таки, видимо, К. Робин в какие то моменты парадоксально является с Пухом одним и тем же лицом, либо двумя аспектами (состояниями сознания) одной личности. Именно такой вывод напрашивается после первой главы, в которой мы узнаём, что Винни Пух лез за мёдом не с Пятачком (по мультфильму), а с Кристофером Робином, и именно последний бегал с зонтом и стрелял по шарику.
Наконец мы должны рассмотреть пространство и время, в которых живут и действуют персонажи.
Время в "В.П." практически отсутствует, как и в любом другом мифологическом мире; действие происходит никакого числа и ни в каком году.
Часы в доме Пуха давно остановились на "без пяти одиннадцать", но дни недели упоминаются часто (кроме сакрального Воскресения и неудачного Понедельника). Лишь в конце второй части книги актуализируется идея линейного времени, отделяющегося от циклического (мифологического), когда выясняется, что К. Робин вскоре уйдёт в большой взрослый мир и героев охватывает эсхатологическое отчаяние. Что касается пространства, то каждый легко проведёт параллели мира "В.П." с шаманской моделью построения Мироздания.
Мы видим Мир Леса с дубом в центре его, ограниченный со всех сторон от Внешнего Мира Водой, которая изолирует не только Лес, но и героев друг от друга в главе "наводнение". Очевидно это тот же самый мир, что кельтский "остров яблок" (он же Авалон) или славянский остров Буян. Отсылкой к такому миру с нефизическим пространством и циклическим временем (изменённому состоянию сознания) являются обычные для повествований словесные формулы: "В некотором царстве, в некотором государстве" или "За тридевять земель", "За семью морями" и т. п. Наш "Винни Пух" не исключение, в оригинале начинаясь со следующих слов:
"Однажды, давным-давно, вероятно, в прошлую пятницу, жил был Винни Пух, жил он в лесу сам по себе" (здесь и далее перевод В. П. Руднева и Т. А Михайловой). Деревянный Век. Путешествие в Верхний Мир."И наши тела распахнутся как двери вверх, в небеса,
туда, где привольно лететь, плавно скользя…"
(Б. Гребенщиков "Елизавета")
"Произрастил Господь Бог из земли всякое дерево
и дерево жизни посреди рая…" (Ветхий Завет)
"У Лукоморья дуб зелёный…" (А. С. Пушкин) Дерево - это центральный объект пространства, композиции и сюжета "В.П.": всё действие происходит в Лесу, а
большинство героев живут в деревьях. Кроме того, на дереве Пух спасается от наводнения; с дерева Кристофер Робин наблюдает за происходящим; дерево служит символом открытия Северного Полюса; дерево-дом Филина падает от бури; образованный деревьями круг - Гелеоново Лоно, в финале олицетворяет вечность. Но с самым универсальным сюжетом мы сталкиваемся в первой главе,
где Пух залезает на дерево в поисках мёда; ему не удаётся добыть мёд, но он начинает писать стихи, что безусловно является реминисценцией к мифологеме священного мёда поэзии в поисках которого взбирается на Мировое Дерево Иггдрасиль бог Один в "Младшей Эдде". Образ Мирового (Космического) Древа проходит через историю всех древних цивилизаций. Заведомо неполная схема разделения этапов развития общества по векам: Каменный, Бронзовый, Железный, а так же легендарные Золотой, Серебряный, Медный - должна быть дополнена и "Деревянным" (Дендрическим) веком. К сожалению, вещественных памятников от той эпохи не сохранилось. Нетленными оказались лишь духовные памятники в форме кодированных текстов, среди них и мифологема Космического Древа. Это древо прорастало сквозь три главных мира: царство Богов, земную область людей, Нижний мир мёртвых и духов, соединяя Вселенную в неразрывное целое.
Зачин многих русских наговоров и сказок звучит: "На море Океане, на острове Буяне стоит дуб зелёный" или "На море Океане, на острове на Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, а вверх кореньями" (сравн. Каббалистическое Дерево Сефирот). А вот история про попытку Винни Пуха путешествовать в Верхний Мир начинается так: "Однажды во время прогулки по Лесу он подошёл к открытому месту на середине Леса, а в середине этого места стояло огромное дубовое дерево и с верхушки дерева раздавалось громкое гудение". Среди священных деревьев
дуб занимал первое место у древних евреев, кельтов, суфиев, славян. У индусов Кришна, играющий на флейте под священным деревом, был центром творения. Ацтекская модель - человек взбирается на дерево, а по сторонам изображены боги солнца и смерти. Христианский Искуситель, явившийся в виде змея, обвившегося вокруг дерева - древний мистический знак жизненной энергии; в скандинавской мифологии первая человеческая пара была сделана именно из дерева. В алхимии дерево со знаками семи планет представляет собой первоматерию.
Обрядовая тема влезания на деревья и священные столбы встречается как в обрядах взросления, так и в высших формах посвящения. Мифически-обрядовый комплекс дерева и столба, являющихся посредниками между земным и небесным мирами, принадлежит древней охотничьей культуре, вокруг них происходят самые важные религиозные церемонии. Читая у Элиаде: "присутствие символики центрального столба у весьма древних народов, таких как Ашилпа в Австралии и Пигмеи Семанга, а так же наличие символики "Центра Мира" на доисторических памятниках говорит о том, что здесь мы имеем дело с очень древними космологическими представлениями" - мы, конечно же, считаем, что имеем дело с запечатленным опытом древних шаманов.
Однако шаманы хорошо знают, что непосвящённому попасть в Верхний Мир практически невозможно, в этом смысле Нижний Мир более доступен. Подобное путешествие требует обширных знаний, максимума усилий и помощи от духов-союзников. Так чем же из этого арсенала обладал Винни Пух, и чем закончилось его предприятие? Первую попытку попасть в Верхний Мир Пух предпринял в одиночку, единственным подспорьем ему была лишь магическая песня, как называют её шаманы - песня Силы. Она пришла к Пуху спонтанно, но не стала его "гимном силы, с помощью которого он может созвать духов, лечить, путешествовать по отдалённым мирам Вселенной"; единственным её содержанием была жалоба на то, что пчёлы слишком высоко строят свой дом. Именно исход столкновения Пуха с духами, охраняющими "мёд", определяет успешность его путешествия.
Пчёлы, надо сказать, - символ красноречия и трудолюбия, выступают здесь как "страж порога", тождественные всем монстрам и грифонам мифов и сказок, охраняющим сокровища (принцессу, Живую Воду, и т. п.). Такое препятствие никогда не преодолеть чисто физической силой, но лишь усилием духа. Закономерное и болезненное падение с дерева не останавливает Пуха, он обращается за помощью к Кристоферу Робину. Как мы уже упоминали, К. Робин является существом высшим по сравнению со всеми персонажами, и вот здесь то нам и начинает мерещится, что А. Милн перевернул всё с ног на голову, что на самом деле именно мальчик Робин дерзает быть шаманом и обращается за помощью к своему животному силы - Медведю.
Как бы то ни было, получив синий воздушный шар и ассистента себе в помощь,
шаман Пух вымазывается с ног до головы в грязи, задумав обернуться тучей и обмануть пчёл. Однако, видимо он не слишком искушён и в
шаманском искусстве хубилху; подобравшись к мёду вплотную, он вновь терпит неудачу. Как сообщает Пух Кристоферу Робину, "пчёлы что-то заподозрили". Не помогает ни магическая практика вызывания дождя, исполненная К. Робином, ни новая песня Силы Винни Пуха, призванная убедить пчёл в том, что он "вовсе не медведь".
"- Я только что подумал и пришёл к важному заключению, кричит Пух,- это пчёлы не того сорта. Определённо не того сорта. Поэтому я склонен думать, что они и мёд делают не того сорта!" Участие Кристофера Робина оказывается решающим и в вызволении Винни Пуха из его подвешенного состояния между мирами, выстрелом из ружья он достаточно мягко возвращает незадачливого шамана "с небес на землю". Так завершается инициационное испытание Пуха, ещё целую неделю находящегося не в состоянии опустить вниз онемевшие от долгого держания шара руки. (Позиция Встречающего Солнце).