Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Практика внимательности  (Прочитано 15467 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 666
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67122
  • - Вас поблагодарили: 151829
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #60 : 24 Июль 2018, 11:16:45 »

Внимание подобно дряблой мышце

     Эта   аналогия  может   быть  полезной  для   понимания  первоначальных трудностей при  самовспоминании. Наше внимание подобно  мышце, которая почти
никогда  не используется по той  причине, что механизмы нашего ума настолько автоматизированы,  что  они  с  легкостью  направляют  процесс  внимания  по автоматическим путям без какого бы то  ни было сознательного усилия  с нашей стороны.
Теперь  вы начинаете использовать эту дряблую мышцу для намеренного
внимания,  но,  будучи  непривычной к  намеренным  усилиям, эта мышца  легко
утомляется.

     Если  вы  хотите развить свои физические мышцы, вы  знаете, что  вам не удастся сделать это с помощью одних мыслей. Вы вынуждены делать упражнения и поднимать  гантели, даже если при  этом вам приходится  потеть,  уставать  и иногда  испытывать болезненные ощущения. Сходным  образом единственный  путь
усилить "мышцу внимания", чтобы мы могли делать с ней все,  что  захотим,  -
это  использовать ее,  снова и снова,  в самых  разных  ситуациях. Тогда эта
мышца постепенно будет становиться все более сильной.

  Происхождение этой аналогии  наводит на мысль, что автор тему не исследовал. 
Мышцы  наши  имеют  (при здоровом теле)  два  типа состояния - активное и  пассивное.  То есть - они или действует или нет.  С вниманием не так. Оно "действует" все время.  И тут  важным становится не  вопрос ""силы", а вопрос управляемости.  Вопрос контроля.
 Представь, что  бы было, если бы мышца действовала  неуправляемо и всё время.  :)
 Есть такой медицинский  термин "спастика".  Это как раз о работе мышцы, которая неуправляема.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 640
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4653
  • - Вас поблагодарили: 11010
Re: Практика внимательности
« Ответ #61 : 24 Июль 2018, 11:48:29 »

Мышцы  наши  имеют  (при здоровом теле)  два  типа состояния - активное и  пассивное.  То есть - они или действует или нет. 
И находятся в тонусе постоянно. Т. е. они действуют даже в пассивном состоянии. Иными словами действуют всё время.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #62 : 30 Июль 2018, 03:37:39 »

Возможно, автор хотел нагляднее передать общеизвестное:
"что упражняется - то развивается".
И что "сила" внимания растет подобно мышечной.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 666
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67122
  • - Вас поблагодарили: 151829
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #63 : 30 Июль 2018, 09:41:41 »

И находятся в тонусе постоянно. Т. е. они действуют даже в пассивном состоянии. Иными словами действуют всё время.

  Ну да. "Вода есть не только в озере, но и в пустыне".  Конечно  есть.  Но воду берут   и купаються  -  в  озере,  а не в песках.   

И что "сила" внимания растет подобно мышечной.

  Соня,  порадуй  старого мерзкого и приставучего доставалу Шелта...   опиши  процесс "что упражняется - то развивается" - применительно ко вниманию?    Посмотрю,  и не исключено, что  высветим что-то  нужное и интересное.
 
  К сожалению,  тренировки мышечные и  "тренировки"  РАБОТЫ   со вниманием  -  не одно и то же.  И отличаются,  по содержанию/наполнению  не меньше, чем работа лошади  и  человека. 

 
Возможно, автор хотел нагляднее передать общеизвестное:

  Иногда  упрощение способствует пониманию предмета разговора.  Иногда - нет.  Но в нашем случае,  такое упрощение  напоминает мне  знаменитое "прыгать надо". Или "Иногда простота - хуже воровства"))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #64 : 07 Декабрь 2018, 09:58:33 »

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ САМОВСПОМИНАНИЯ

Сканирование

     Когда вы будете  практиковать чувствование,  смотрение  и слушание, вы,
вероятно, обнаружите, что если вы позволяете своим глазам останавливаться на
чем-либо дольше,  чем  на  несколько  секунд, это  действительно "индуцирует
транс".  Автоматизированные  привычки  восприятия  быстро  идентифицируют  и
классифицируют объект, на который вы смотрите, и эффективно исключают его из сферы   внимания,   а  вы   соскальзываете  в  обычные   грезы,  забывая   о самовспоминании.

     Если вы  настойчиво работаете над  процессом чувствования, смотрения  и
слушания  и достаточно преуспели в  этом, вы сможете  устойчиво смотреть  на что-либо  и   сохранять  при  этом  самовспоминание,  но   вам  будет  легче
осуществлять  самовспоминание,  если  вы  будете  сочетать  его  с  активным
процессом  визуального  сканирования, т.е.  беглого  внимательного  осмотра.
Посмотрите активно,  намеренно на что-либо  на протяжении нескольких секунд,
затем переведите ваш взгляд и так же активно смотрите на  что-либо другое, и
так далее.
Под "активным смотрением" я понимаю  смотрение с любопытством,  с
интеллектуальной,  эмоциональной  и   телесно-инстинктивной  открытостью,  с
отношением  типа  "А  это  что?",  являющимся  противоположностью  пассивной фиксации взгляда  на чем-то без действительного  уделения этому  внимания со стороны  ума. Этот активный тип смотрения является  принципиально важным для
практики чувствования, смотрения и слушания.

     Такого рода  намеренное, сознательное  сканирование делает более легким сохранение  качества  высшего  внимания, которое нередко  бывает результатом чувствования, смотрения и слушания и которое  особенно полезно для удержания
вас  от   соскальзывания   обратно  в  состояние   согласованного  сознания.
Выполняйте это сканирование  с уверенностью и здравым смыслом, не позволяйте ему  превращаться  просто в  механическое  движение  глаз  или  в  привычные ритмические движения:  если вы  действительно уделяете  чему-то  внимание  в процессе  самовспоминания,  понятно,  что  для  некоторых  вещей  достаточно
краткого  взгляда,  а  на  другие приходится смотреть дольше. Если  что-либо требует  длительного  изучения,   то  вы  можете  найти  для  себя  полезным рассматривать  этот  объект в  течение  нескольких  секунд,  затем перевести взгляд  на что-либо другое, а потом снова вернуть его обратно. По мере того, как вы будете  приобретать  навык  такого  сканирования  рассматривания, его полезность будет становится для вас все более очевидной.

     Микроцели

     Непрерывное чувствование, смотрение и слушание во всем, что вы делаете, в   каждое  мгновение   дня,  -  это  очень  серьезная   задача.   Поскольку самовспоминание является достаточно трудным делом, вы почти наверняка будете чувствовать,   будто  вы  терпите  неудачу.

     Однако  если  мы разложим общую  макроцель  чувствования,  смотрения  и
слушания  в  каждое мгновение  дня на  много более частных микроцелей, то мы
можем иметь многократные переживания успеха, которые  будут нас  поощрять. Вот я  сделал это. Получилось!  Теперь я  могу  попробовать выполнить еще одно  задание по достижению микроцели.

     Снижение широты фокусировки

     Иногда бывает трудно чувствовать всю  картин ощущений в ваших  руках  и
ногах в то время, как вы активно смотрите и слушаете. Эта картина может быть
слишком  разнообразной, или вам  может быть просто трудно сосредоточиться на
ней. Всегда стоит приложить больше усилий, но порой  они все равно ни к чему
не приводят. В подобных случаях упростите свою задачу.

     В  то  время  как  вы активно смотрите и слушаете,  обращайте  внимание
только на ощущения в ваших руках; не беспокойтесь о ногах. Если даже это вам
слишком трудно,  просто осознавайте  ощущения  в  одной  руке,  одновременно
продолжая  активно  смотреть и слушать. Затем, когда это станет у  вас лучше
получаться, можете распространить свое внимание на большую  часть рук и ног.
Помните,  что только от пяти  до  десяти  процентов вашего внимания  идет на
чувствование ваших рук и ног; в основном же вы смотрите и слушаете.

     Сходный метод снижения  эффектов перегрузки состоит в том, чтобы сузить
вашу  внешнюю  цель. Если вы имеете возможность закрыть глаза,  не  создавая
этим никаких проблем, вы можете практиковать чувствование и слушание. Или же
вы можете попытаться  сосредоточиться на чувствовании своих  рук и ног, в то
же  время  глядя на телодвижения других  людей, но  пока на  время  перестав
слушать. Однако такое сужение  восприятия является временной мерой,  так как
мы  хотим  развить повышенную  способность воспринимать  мир  и одновременно
помнить самих себя.

     В  некоторых случаях вы  будете  естественным образом  расширять  сферу внимания по отношению к своему телу. Я специально выделил чувствование ваших рук и  ног  по  той причине, что  это нейтральные области вашего тела, и  их ощущения  существуют здесь и сейчас, и  этим они помогают вам заякориться  в
этом  "здесь  и  сейчас".  Вы  также  можете  время от времени  воспринимать ощущения,  возникающие  в  более  центральных  областях  тела,  например,  в кишечнике.  Когда  они  возникают  естественным  образом,  будет  совершенно правильно включать их в ту часть вашего  внимания, которая используется  для того, чтобы  чувствовать руки  и ноги. Чтобы воспринимать их  более ясно, вы
можете намеренно  вывести их  на  передний  план внимания,  по  контрасту  с одновременным  фоновым  чувствованием рук и ног. 


УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ САМОВСПОМИНАНИЯ

     Самовспоминание,  подобно  самонаблюдению,   должно  быть  универсально применимой   практикой.  Чувствование,  смотрение   и  слушание  может  быть применено к каждому аспекту жизни. То же самое относится и к самонаблюдению.
Есть, ходить, разговаривать, плавать, заниматься любовью, спорить, мочиться,
молиться, чувствовать себя хорошо или чувствовать себя плохо - все это может
быть материалом для чувствования, смотрения и слушания.

     Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать Его в другом месте -
     это деяние Грехопадения.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #65 : 16 Декабрь 2018, 07:32:06 »

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОВСПОМИНАНИЕ

     Я описал самонаблюдение и самовспоминание как отдельные практики. Кое в
чем они  действительно различаются, но,  с другой  стороны, они очень похожи
друг   на  друга,   так   что  самонаблюдение   может  начинать  становиться
самовспоминанием. И  то, и другое включает в  себя намеренное  использование
внимания, и обе эти практики могут давать вам более  ясное восприятие самого
себе и мира. Основное отличие состоит в источнике внимания.

     Самонаблюдение может осуществляться с уровня ложной личности.  Одно "Я"
наблюдает  аспекты  своего  поведения.   В  случае  частичного  или  полного
со-осознания различных "Я", что, чаще всего является результатом настойчивой
практики,  одно  "Я"  может отчасти  наблюдать функционирование  других "Я".

     При  самовспоминании вы можете  наблюдать  как  внешний мир  так и свои
переживания,  но уровень  или источник наблюдения  является  иным. Используя
волю,  вы можете намеренно разделить свое внимание,  так что  вы  наблюдаете
что-то гораздо лучше, чем обычно, одновременно удерживая в поле внимания еще
что-то,  -  например, ощущения  в  руках  или в  ногах, что создает  уровень
функционирования,  выходящий за пределы обычного ума.  При этом вы не будете
поглощены  в том, что происходит;  в  определенном отношении вы  - в гораздо
более широком смысле этого слова, чем обычно, - существуете независимо.

  Иногда кучер отмечает качество повозки, или же, например, то, что он
одет не самым лучшим  образом, производя неприятное  впечатление  на  других
кучеров.  Он отмечает все это с  некоторой точки зрения, изначально присущей
ему, как  кучеру.  Иной  раз  лошадь  может  отметить  те или  иные  аспекты
поведения  кучера, но она отмечает их  с точки зрения лошади. Так, например,
запах тела кучера говорит лошади об очень многих вещах, которых он сам может
даже  не замечать,  но то, как он одет, не означает  для  лошади ничего. Это
подобно процессу  самонаблюдения: мы в значительной степени привносим в него
перспективу    ложной    личности,    типичную    для    нашего    обычного,
автоматизированного  согласованного  транса.  Я  хочу  сказать,  что  это
очень полезно и абсолютно  необходимо  как начальный
момент Четвертого Пути.

     Самовспоминание  подобно  выходу  на  сцену   Господина,  обозревающего
происходящее.  Господин   находится  вне  всего  этого,  он  отличается   от
транспортной системы,  состоящей из повозки,  лошади  и кучера, даже если он
использует их и  они оказывают  на  него свое  воздействие.  Господин  может
наблюдать за работой транспортной системы и сам  участвовать в этом,  но  он
при  этом  продолжает  помнить  о  своем  принципиальном отличии от  лошади,
повозки и  кучера. С  этой более высокой  внешней  позиции он может видеть и
делать  вещи, которые невозможны для лошади, повозки или кучера или даже для
всех них вместе. При  самовспоминании вы более живо  чувствуете  себя  самим
собой,  чем  когда бы то ни было,  и  в  то же  время, вы  являетесь  чем-то
большим, чем ваше обычное "я", и в каком-то смысле отличным от него.

написанные выше слова будут вполне понятными для  того, у кого  есть некоторый опыт  практики самовспоминания.
возьмите  из  этого описания все, что вы сможете, но сделайте это более реальным для себя  путем практики самовспоминания.

     В этой главе мы  обсуждали начала практики самовспоминания. Чувствовать
свои руки и  ноги в то время, как вы активно воспринимаете окружающий мир  -
это технически наиболее  удобный  путь  начать эту  практику. Конечная  цель
состоит  в  том, чтобы  помнить всего  себя.  Это  все  в  настоящий  момент
находится за пределами нашего знания, но начало уже положено.

достаточно  долгая  практика самонаблюдения и самовспоминания  действительно может полностью изменить всю вашу жизнь.

если  мне  удалось   соблазнить  вас  начать   практиковать самонаблюдение  и  самовспоминание,  ваш собственный  непосредственный  опыт донесет до вас мою точку зрения.
   
     Подлинное самоосознание

  Мы  были  бы  наконец  одним   целым.  Мы   могли  бы
действительно сказать  "Я есть", ибо  это  была  бы наша подлинная  самость,гораздо  более живая и  важная,  чем преходящие  состояния  тождественности,существующие в согласованном трансе.

Самовспоминание является  процессом,  особым  родом  умственной  деятельности,  которую   вы выполняете, пытаясь  создать наблюдающую и объединяющую  часть вашего ума, и зная при этом,  что именно вы делаете с самим  собой. Вы можете работать над собой  более или  менее  напряженно,  достигая  при этом  различных степеней успеха.  Состояние  самосознания  может   быть  результатом   ваших  попыток
самовспоминания.

     Порой вы предпринимаете попытку самовспоминания и сразу же достигаете в результате  этого   состояния  подлинного  самосознания.  Возникает  ясность
восприятия  как внешнего  мира,  так и  ваших внутренних процессов, а  также трудно описуемое качество  подлинного существования совершенно  новым, более
реальным образом. Самосознание, это третье состояние сознания, может длиться лишь мгновение,  или же  более длительный  период времени.  Когда  отдельные случаи  возникновения этого состояния  происходят все  чаще и чаще, и раз от раза оно  сохраняется все дольше, оно становится более ясно распознаваемым в качестве отдельного состояния сознания.

     Бывают  и  другие  случаи, гораздо  более  частые  на  начальном  этапе
практики самовспоминания,  когда вашим главным переживанием является не опыт
новой  и чудесной  ясности, а лишь  осознание того, насколько трудно достичь
ясности,  понимание  силы  автоматизированных  процессов  мышления,  которые
управляют вашей жизнью. Произошел некий сдвиг  в глубине вашей погруженности
в состояние  согласованного транса,  вы смогли ясно наблюдать это состояние,
но  не  достигли   измененного  или  более   высокого  состояния  подлинного
самосознания.

Моменты самовспоминания,  в  которые  мы  видим,  насколько  глубоко  в  темноте  мы находимся и сколь мало мы можем сделать,  являются обескураживающими. И в то
же время, они жизненно важны, ибо мы пытаемся плыть, развиваем в себе волю к тому, чтобы плыть, и обучаемся это делать. Это можно сравнить с наращиванием
мышц.  Сначала  вы  не  можете выполнить  никаких  силовых  упражнений, и те усилия, которые  вы  прилагаете  в процессе  тренировки, вам  неприятны.  Но однажды вы обнаруживаете, что стали  гораздо  сильнее  и начинаете почти без
усилий делать такие вещи, которые раньше  потребовали  бы от  вас  огромного напряжения.

 Часто, когда я начинаю предпринимать попытки самовспоминания, у меня
возникает  чувство,  что  я  борюсь с  мощными и темными  потоками  мыслей и чувств.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #66 : 16 Декабрь 2018, 11:21:04 »

Да,после практики тексты понимаются наконец-то)
Записан

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #67 : 16 Декабрь 2018, 11:58:45 »

Не пойму, кто это написал. Стиль Успенского, вроде...
Записан

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #68 : 16 Декабрь 2018, 12:09:16 »

Удивительно, насколько жестко люди живут в "матрице", скажем.
Записан

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #69 : 18 Декабрь 2018, 08:48:28 »

Это у нас все еще


Цитировать
Чарльз ТартПробуждение.
Преодоление препятствий к реализации возможностей человека

Цитировать
Книга посвящена всем тем, кто стремится к большему пониманию себя и других, и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется "обычным сознанием".
Цитировать
Книга Тарта основана на идее Гурджиева о том, что большинство людей являются спящими с духовной точки зрения — погруженными в транс автоматами, которые управляются своими механическими привычками мышления, восприятия и поведения. Тарт проделал основательный анализ препятствий, возникающих на пути духовного пробуждения. В этой книге он предлагает упражнения и духовные практики, которые могут быть весьма полезными. В особенности ценно его заботливое отношение к потенциальным опасностям, с которыми человек сталкивается при выборе духовного пути. Проблемы, которые могут возникать с духовными группами и учителями, обсуждаются уравновешенным и конструктивным образом. Книга «Пробуждение» содержит в себе информацию о мощных инструментах, позволяющих увеличить самосознание и способствующих общему расширению сознания.


Полностью - тут:
http://lib.ru/DPEOPLE/tart2.txt_with-big-pictures.html


Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #70 : 09 Февраль 2019, 11:43:37 »

ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, РАБОТА И МОЛИТВА


     Работай так, будто все зависит от твоей работы.
     Молись так, будто все зависит от твоей молитвы.
     Гурджиев

     Эффективность молитвы прошения
 эффективность  молитвы  прошения  зависит   от
интенсивности  желания

препятствием   к   эффективной   молитве   является   наша
неспособность быть сознательно настойчивыми.
 внешние события изменяются, и побудительные желания исчезают.

     Действенная  молитва прошения была бы в гораздо большей мере  возможной для  человека, который является  подлинно сознательным, который  способен по собственной  воле  и на достаточно долгое  время  собирать воедино  все свои
эмоциональные и интеллектуальные силы для  того, чтобы сознательно молиться, не  отвлекаясь  ни  на  что  другое.  Если  такая  молитва исходит из  более объединенных  друг  с  другом  и  созидательных  субличностей  или  из самой
сущности человека, это еще лучше.  Молитва на третьем уровне сознания, когда вы молитесь, вспоминая себя, является наиболее действенной.

     Гурджиев  отчетливо ощущал,  что  мы должны работать над  пониманием  и преображением  самих  себя,  не рассчитывая  при этом на какую-либо  помощь,
естественную  или сверхъестественную.  Только  Я  могу преобразовать  самого себя,  только  мои  усилия идут  в  счет. Сила, которую  я имею  - это сила,
приходящая от моего старания.

     Тем не менее Гурджиев также говорил - молись  так, будто все зависит от молитвы. И  мы должны просить помощь от высших уровней бытия, признавая, что сами по  себе наши усилия  не приведут ни к  чему, если мы не получим помощи свыше.

     подлинное  самовспоминание является  более  полным осознанием настоящего момента,  намеренным  вниманием  к  самому процессу  внимания, и никогда  не сможет стать "привычкой", никогда не может быть автоматизировано. Оно всегда
требует  небольшого, но вполне  определенного  акта  воли,  небольшой  части сознания, намеренно используемого для того, чтобы создать больше осознания.

     Чем  более  настойчиво  вы  занимаетесь  самовспоминанием,  тем   более
пробужденным  вы  являетесь

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ВЫСШИМИ И НИЗШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Абрахам Мэслоу говорил  о  постоянном конфликте  между нашей  потребностью в безопасности и потребностью  в росте, результатом  чего является  постоянное
колебание между  этими двумя  крайностями. Когда потребность  в безопасности преобладает, мы  можем лишь говорить о  росте, но в действительности не идем
на  риск  и   усиливаем  свои  психологические  защиты.  Когда  наши  низшие потребности  в  достаточной степени удовлетворены, наша  потребность в росте
становится  более  сильной  и  мы  готовы  пойти   на  риск  и  окунуться  в неизвестное.

УМЕНЬШЕНИЕ СОБСТВЕННОГО "Я" КАК ПУТЬ К СОСТРАДАНИЮ

     Уменьшение чувства "я "

Есть два способа уменьшения нашего чувства "я"
- это самовспоминание и различные методы медитации.

     Самовспоминание  снижает  интенсивность  процесса  отождествления.

     Когда вы  практикуете  самовспоминание, вы  намеренно  направляете ваше
внимание таким образом, что  одновременно уделяете  активное  внимание тому,
что  происходит  снаружи  и  внутри  вас,  равно  как и  удерживаете  в  уме
определенный объект (такой как,  например, ваши руки или ноги).  Простой акт
произвольного  направления  внимания  туда, куда  вы хотите,  означает,  что
меньшее количество энергии внимания становится доступно для ложной личности,
а  также   для   процессов  отождествления   и  механизмов   защиты.
Традиционная буддистская  практика постоянного уделения части ума наблюдению
за  процессом дыхания,  даже в повседневной жизни, сходным  образом понижает
чувство вашего "я" за счет отвлечения энергии от процесса отождествления.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #71 : 07 Апрель 2019, 08:34:38 »

РАЗВИТИЕ СОСТРАДАНИЯ К САМОМУ СЕБЕ

 куда как  труднее научиться принимать  самого  себя  и  развить
сострадание к самому себе.

     Я  пробовал давать своим студентам  трудные  задания  на  саморазвитие, часто включающие в себя  наблюдения  их отрицательных  сторон, которые могли быть  весьма  неприятными.  Меня  всегда  впечатляло  то, как напряженно они
работали над выполнением этих  заданий. Были  также  случаи, когда  я  давал студентам задания пытаться быть милыми к самим себе - что столь же важно для саморазвития. Это были не какие-то сложные задания, а, в сущности,  довольно
простые вещи - например, посмотреть в зеркало  и улыбнуться себе, или думать что-то приятное о себе на протяжении пяти минут в день.
     Сопротивление таким  заданиям хорошо относиться  к самим себе оказалось поистине  огромным!   они находили всевозможные причины (рациональные  объяснения)  по которым  у  них  не было времени для того,  чтобы хотя бы пять минут в день хорошо относиться к самим себе.

 Работа над  теми чувствами, которые скрывались за этим сопротивлением, обычно показывала, что  у студентов есть глубоко укорененное убеждение,  что они не заслуживают того, чтобы вообще кто-нибудь к ним хорошо относился. Под этим "кем-нибудь", естественно, подразумевались и они сами, причем, нередко, в  первую   очередь,  они  сами,  по  причине  ощущавшегося  ими  недостатка собственной ценности. У  некоторых людей подобные чувства бывают значительно более сильными,  чем у других, но в той или иной степени с ними сталкивается почти каждый.

     То, что мы таим в себе сильную неприязнь к самим себе и отвергаем самих себя,  не  вызывает удивления. Всех нас не  один раз  отвергали,  отвергали  по  совершенно
непонятным   для  нас   причинам.   Наши   сущностные  чувства  неоднократно обесценивались,  и  мы  учились  отождествляться  с  социально  желательными
аспектами  себя  и разотождествляться  с  теми,  которые  не  соответствуют
согласованной  реальности. Было совершенно естественно  в  результате  этого выработать  общее  представление  о  себе  типа:  "То, чем я по своей основе являюсь, недостаточно  хорошо, оно  плохо. Меня  могут  любить и  принимать,
только если я стараюсь правильно вести себя и не действовать спонтанно". Это общее отрицательное чувство действовало в сочетании с более  специфическими
отрицательными чувствами  по  отношению  к  отдельным  аспектам  нас  самих, которые мы воспринимали как плохие. Мы  действительно очень  сильно защищены против важных частей нашей сущностной природы.

     Гурджиев наблюдал такой же тип сопротивления по отношению  к  отказу от кажущейся надежности ложной  личности и согласованного транса.   …когда он предлагал
им отказаться от своих страданий, это была совсем другая история!

    сущность нуждается в подпитке  и заботливом отношении, чтобы она  снова могла   начать   расти.   Практика   самонаблюдения   позволит   вам  начать
соприкасаться с ранее отвергавшимися аспектами вашей сущности, отличая их от
ложной личности.  Затем вы  должны будете  намеренно  уделять им  энергию  и внимание,  чтобы они  росли. Вам придется хорошо относиться  к самому  себе!
Когда возникает  сопротивление, его  следует  наблюдать, понимать и  в конце концов преодолевать.

     Практика  самонаблюдения  и  самовспоминания  является  общим  способом уделения внимания  своей сущности.  Внимание является энергией, и намеренное уделение  внимания вашей сущности является способом ее подпитывания. В конце
концов,  ведь  вы  уделяете  внимание только тому, что представляет для  вас ценность,  так что вы сами должны иметь для себя ценность,  если вы уделяете себе внимание.

     Иметь  сострадание  к   самому  себе  -  это  жизненно  важная  задача. Самонаблюдение в его  различных формах со  временем  приведет нас  к  такому глубокому  пониманию  самих  себя, о  котором  мы  не  могли  даже  мечтать.
Важнейшей частью этого понимания будет осознание  того, насколько  чистой  и удивительной является ваша сущность. На этом пути  самопознания вам придется
сталкиваться с сопротивлением,  когда вы будете  воспринимать  отрицательные части самого себя, но этот процесс того стоит.

     До  тех  пор пока  вы  не научитесь понимать и испытывать сострадание к самому себе, вся ваша терпимость, любовь и сострадание по отношению к другим людям будут покоиться на очень шатком основании.


ПОДПИТЫВАНИЕ СУЩНОСТИ

     Я предложу пару простых, но достаточно мощных упражнений,  которые полезны для
подпитывания вашей сущности и для развития симпатии к самому себе.

помните,  что  ваша цель  состоит  в пробуждении и в  достижении  подлинного самосознания.  Это  требует  длительного  самонаблюдения и  самовспоминания.
 
     Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать Его в другом месте -
     Это деяние Грехопадения.


     Музыкальное тело

     Выберите   одно   из  любимых  вами   музыкальных  произведений   общей
продолжительностью  от  пятнадцати  до двадцати  пяти  минут.  Лучше  всего подходит текучая, умиротворяющая музыка.
     Включите звук и потратьте минуту или две, чтобы просто расслабиться.

     Теперь воспринимайте  музыку обеими вашими ступнями. Обращайте внимание на все  ощущения, которые  будут возникать в  ступнях, и осторожно позвольте музыке присутствовать в  этих ощущениях.  Не  пытайтесь это форсировать: нет никаких  особо  специфических  ощущений,  к  которым  вы  непременно  должны стремиться. 
мягко переместите свой  ум в ступни. Чувствуйте  все, что там происходит, и "слушайте" музыку,
звучащую у вас в ступнях.

     Пусть вас  не  волнуют интеллектуальные  доводы,  что на самом  деле вы слышите  ушами, а не ступнями. Это все равно не  так - ведь на самом деле вы слышите своим  умом.  Важно то,  что желая  слышать музыку  в  какой-либо из частей  вашего  тела,  вы будете переживать процесс  слышания/чувствования в
этом  месте.  Музыка  помогает  вам  сосредоточить   внимание  на  приятных,
положительных чувствах  в  определенной части вашего тела,  в которой вы  ее слышите. Наслаждайтесь музыкой в ваших ступнях,  и  теми  ощущениями, которые там возникают.

     После того,  как пройдет примерно  минута, переместите свое внимание на
икры ног,  от лодыжек до колен. Направьте внимание на  те ощущения,  которые возникают  там,   и   воспринимайте   музыку  в  этой  части  вашего   тела. Наслаждайтесь музыкой в ваших икрах и ощущениями в ваших икрах.

     Затем,  примерно  через минуту  (точное  время не имеет принципиального значения)
перенесите внимание на ваши бедра и ощущайте и слушайте там.

     Двигайтесь через все тело с такими же минутными интервалами: половые органы; таз, - особое  внимание  на область, расположенную  на два  пальца  ниже  пупка; живот, грудная  клетка  и  спина, затем плечи, верхняя часть рук,  средняя  часть рук,  ладони, шея,  лицо и, наконец, кожа головы.

 на минуту сосредоточьте внимание на пространстве внутри головы.

     После  этого  воспринимайте  музыку своим сердцем.  Результатом  этого,
вероятно, будут сильные положительные чувства, в особенности если вы выбрали
подходящую музыку. Погрузитесь в эти ощущения и наслаждайтесь ими.

распространите  ощущение  и  слушание  музыки,  а  также  все положительные чувства, которые у вас  связаны с сердцем, на все тело. 
пройдет  минута,  две,  пусть концентрация  вашего  внимания
ослабеет, просто  пребывайте в  расслабленном состоянии.
Снова начинайте практику самонаблюдения и самовспоминания. Живите!

свободно пробуйте для себя различные последовательности.
Просто включайте в это все ваше тело.


упражнение в симпатии к самому себе

полезно  отмечать  все  те  сопротивления,  которые  возникают  в  отношении
выполнения этого упражнения.

     Непосредственно  перед  началом  выполнения  упражнения  подумайте:  "Я нравлюсь  себе". Хотя бы немного  это почувствуйте. Пусть  хотя бы небольшая
улыбка появится у вас на лице.

     Затем,  проходя   через   привычные  этапы  вашего  обычного  утреннего упражнения, сохраняйте улыбку  на лице;  эмоционально улыбайтесь внутри себя частям  своего  тела, по  мере того, как  вы  их ощущаете.  Так же, как и в
упражнении с музыкальным телом, не  пытайтесь слишком  принуждать  себя  .  Просто мягкая  физическая  и эмоциональная улыбка,
мягкая симпатия.

     Многие  из  нас  настолько  мало  нравятся  самим  себе,  что  для  них
действительно может  быть трудно  провести несколько минут, намеренно уделяя внимание  самому себе и намеренно испытывая симпатию к себе,  однако каждому вполне доступно нравиться себе по  крайней мере  немножко -  а со временем и
очень нравиться.

     Как  утреннее упражнение в  симпатии,  так  и упражнение с  музыкальным телом  можно сделать гораздо  более мощными, предложив вам любить себя, а не просто  нравиться  себе.  Однако  это   может   вызвать  и  гораздо  большее
сопротивление,   так  что  просто  симпатизируйте  себе.  Когда  вы  сможете практиковать эти упражнения,  испытывая чувство любви к себе, вы значительно
приблизитесь к развитию сострадания к самому себе и к другим.

     Развитие  сострадания   к   самому  себе  и  к  другим  необходимо  для
правильного понимания того, что ложная личность должна умереть.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #72 : 15 Май 2019, 11:09:27 »

Эксперимент по осознанности. Медитация Сатипаттхана - Ирвин Шэтток

Полностью - тут:
http://www.sunhome.ru/books/b.eksperiment_po_osoznannosti_meditaciya_satipatthana



Ирвин Шэтток

Эксперимент по осознанности
Медитация Сатипаттхана

Когда мы размышляем о чем-нибудь и при этом исключаем из ума все прочее, мы занимаемся медитацией. Молитва иногда бывает медитацией. Глубокое размышление над религиозными вопросами есть медитация особого рода,.

Настоящая медитация и есть расслабление

(Первое основное упражнение)

При ходьбе нужно было удерживать внимание на движении каждой ступни по мере того, как она поднималась, двигалась вперед и опускалась на пол или на землю; каждое из этих отдельных действий ходьбы нужно было сопровождать повторением в уме слов: «вверх», «вперед», «вниз», или «поднять», «выбросить», «опустить» – или любых других слов по желанию практикующего. Во время каждого из шагов нельзя позволять, чтобы внимание отвлекалось от движения ног. Всякий раз, пройдя нужное расстояние, нужно было переместить внимание на то, чтобы остановиться, повернуться и опять начать ходьбу.
в каждом из этих действий есть два отдельных умственных процесса. Первый – это намерение, возникшее в уме; а затем команда телу и ногам выполнить это намерение. Внимание должно разделять оба умственных процесса, так чтобы действие остановки и поворота, как и ходьба, выполнялось медленно и обдуманно.
Тогда это настойчивое требование разделять два процесса показалось мне искусственным и сильно меня смущало. Но впоследствии я натолкнулся на интересное утверждение в книге Д.Э.Шолла: в его труде «Организация коры головного мозга» приводится довод в пользу этой процедуры. Шолл указывает, что желание или решение двигаться и фактическое совершение движения контролируются разными участками коры. Он приводит описание эксперимента Пенфилда, в котором возбуждение отдельного района коры производит у субъекта стремление произвести специфическое движение,—но оно остается только стремлением и не переходит в само движение. Цель процедуры поэтому заключалась в том, чтобы разбить кажущуюся непрерывность ума и заставить субъекта осознать два совершенно отдельных действия ума, которые требуются для выполнения любого движения.

(Второе основное упражнение)

Второе упражнение надо было выполнять сидя  в любом положении, в котором можно было чувствовать себя удобно и свободно. В этом случае внимание надо удерживать на слабом подъеме и падении живота, которое сопровождает дыхание. В состоянии полного расслабления дыхание станет медленным и поверхностным, и вначале следить за этим дыханием будет трудно. Но настойчивые усилия дадут уму способность обнаружить его и удержать ощущение вплоть до исключения всех других ощущений. Для каждого упражнения достаточно двадцати пяти-тридцати минут; и они должны следовать друг за другом в течение дня. А если я вначале почувствую напряжение и утомление, мне нужно на несколько минут прекратить упражнение, оставить ум свободным и затем начать снова. Большая трудность этих простых упражнений состояла в нежелании ума подвергнуться такому стеснению. И я находил всевозможные отвлекающие мотивы, уводящие ум от его прямого занятия. Было необходимо с самого начала установить, кто здесь хозяин, и никогда не разрешать себе непроизвольно отвлекаться мечтами или другими мыслями. Вопрос об отвлекающих факторах оказывается самым важным в любой системе медитации, потому что лишь немногие люди способны удерживать свой ум на каком-то объекте в течение требуемого промежутка времени.

 что делать в случае таких отвлечений. Учение сатипаттхана принимает их, так сказать, с легкостью, не обращая на них особого внимания, а когда они бывают особенно упорными,—даже пользуется ими как временными объектами медитации. Эффективность применяемого здесь простого метода скоро становится очевидной и вносит первое ощущение уверенности в том, что цель будет достигнута.

(Как справляться с помехами)
 
Всякий раз, когда ум отклоняется от своего объекта, когда внимание привлечено чем-то внешним, нужно отметить в уме этот факт и мягко, не настойчиво возвратить его к предмету созерцания. При этом не должно быть ничего похожего на нахмуренные брови, стиснутые зубы, гнев или нетерпение. Настойчивое упорство в том, чтобы замечать, останавливать ум и продолжать упражнения – вот и все, что нужно. То же самое относится к множеству мыслей, которые появляются в уме без приглашения и уводят в сторону от предмета практики. В этом случае надо определить категорию, тип отклонения: «воображение», «воспоминания», «планирование», или просто «блуждание». Такая умственная оценка будет как бы дополнением к наблюдению того, что отклонение ума обнаружено; это позволит установить неуловимую природу отвлечения, которая резко контрастирует с твердой реальностью объекта созерцания. Когда же отвлекающий импульс оказывается слишком упорным и не поддается рассеянию при помощи этого способа, нужно обратить на него полное внимание, сделать его,—отвлекающий шум или какую-то мысль,—объектом созерцания, пока сила импульса не будет истощена; тогда можно будет снова вернуть ум к его первоначальному объекту. Необходимо полностью исследовать мысль и, если возможно, открыть причину ее возникновения.
Этот простой метод должен стать привычкой и, по мере нарастания глубины созерцания, его нужно применять для преодоления других трудностей, которые занимают место внешних помех. В последующих беседах с саядо его совет постоянно оказывался одним и тем же: «Не обращайте на это внимания, только отмечайте помехи и возвращайте ум к предмету созерцания. Неважно, как часто вам придется это делать; не проявляйте нетерпения: в конце концов вам удастся успокоить ум, и помехи прекратятся».

Фаза «зуда и боли» была определенным признаком того, что интенсивность блуждающих мыслей снизилась.

Метод сатипаттхана

Чем большим оказывался объем деталей, которые нужно было включить в созерцание, легче было удерживать ум от блуждания. В действительности это не такое уж трудное дело, каким оно кажется сначала, но нужно преодолеть первоначальное нежелание взяться за выполнение такой задачи.
Действие даже первых попыток достичь такого полного ограничения было просто замечательным: все время ум оставался полностью занятым,—однако всегда лишь теми вещами, которые находились, так сказать, под самым его носом! В течение целого дня не было такого времени, когда он не следил бы за непосредственной физической деятельностью тела.
Он начинался со слов «Пробуждаюсь, пробуждаюсь», а кончался: «Ложусь, ложусь»; за этим следовало устремление внимания на участки, в которых тело соприкасалось с кроватью; и это занятие продолжалось до тех пор, пока не наступал сон.
. Приподнятое или подавленное настроение сознательно отмечалось при помощи повторения в уме: «Приподнятое (или подавленное) настроение». Конечно, термин «осознанность» подразумевает наблюдение за любой деятельностью, которой заняты ум и тело; и это ощущение состояния наблюдателя все более усиливалось по мере того, как улучшалась непрерывность «осознанности».

(Проницательность, интуиция и восприимчивость)

Хотя ум никогда не прекращал полностью своих попыток отклонения, к этому времени его склонность к ним явно уменьшилась, а обнаружить и прекратить ее было гораздо легче. Размах его деятельности оказывался ограниченным, и соблазнов становилось меньше. Теперь всерьез начиналось выполнение задачи твердого удерживания ума. Удержание ума на вызванном дыханием движении брюшной стенки приводило к замедлению самого дыхания, а это, в свою очередь, делало движение более поверхностным. В то же время умственное усилие, необходимое для того, чтобы следить за движением брюшной стенки, становилось все тоньше, пока не доходило до того, что при нем использовалась лишь небольшая часть потенциала ума. И только тогда, когда наконец оказывалась достигнута известная устойчивость, и ум успокаивался, освобождался от усилия и становился полностью восприимчивым, появлялась возможность вмешательства в процесс проницательности, или интуиции, или осознания.

День за днем ум продолжал свои фокусы и убегал к какому-то собственному интересному предмету; но всякий раз его возвращали обратно. Бывали дни, когда я чувствовал, что теряю почву под ногами, и я говорил об этом саядо. Но он неизменно отвечал: «Этого нужно было ожидать; не беспокойтесь, а просто продолжайте осторожно и твердо останавливать ум без нетерпения и раздражения, и к концу вы добьетесь успеха». Действительно, к концу своего курса я его добился. Подобно лучу маяка ум упал на предмет своего созерцания и оставался там в состоянии покоя, где исчезало время. Хотя именно воля привела его к такому состоянию, когда тишина заполнила ум, не осталось никакого преднамеренного волевого усилия. Теперь надо было сделать эту тишину постоянной, сделать ее таким состоянием, которое можно вызывать снова и снова – до тех пор, пока не откроется проход, сквозь который проницательность могла бы достичь сознательного ума и заполнить его.

В одной из бесед саядо объяснил мне причину, по которой интуитивное осознание так редко способно достичь сознательного ума. Хотя в обыденной жизни мы полагаем, что сознательно направляем ум с одного объекта на другой, в действительности постоянно существует некое обрамление из «порхающих» мыслей, чья деятельность совершенно не поддается контролю. Эти мысли вторгаются в сознательный ум, как только получают для этого возможность; поэтому при освобождении ума от напряжения они сразу же успешно заглушают интуицию, которая отступает перед ними, потому что нуждается в более спокойном и упорядоченном входе.

С этим ограничением поля умственной деятельности, которое налагает метод сатипаттхана, тесно связано старание воспринимать все чувственные впечатления в той форме, в которой они получаются органами чувств, избегая при этом всякого толкования их умом. Именно умственные построения такого типа, немедленно прилагаемые к любому чувственному впечатлению, уводят ум в сторону от нужного внимания к телесной деятельности.. Воспринять это впечатление таким, каким оно получено,—значит попытаться оставить звук просто звуком и не разрешать уму начинать плести целую последовательность интерпретаций. Это можно сделать при помощи сосредоточения внимания на звуке внутри ума; и мы следим за ним, пока он не угаснет в безмолвии. То же самое нужно делать и с запахами, с прикосновениями, которые открываются чувству осязания, хотя в этом случае, будь то ласкающий кожу ветерок или прикосновение одежды к телу, нам необходимо привлечь внимание к тем вещам, которые иначе прошли бы незамеченными. Звук наполнял все мое сознание, становился частью меня самого и наконец терялся внутри уха, а я при этом чувствовал, что теряю нечто драгоценное. Для меня было источником удивления найти, как много чистого наслаждения я получаю от простых вещей, на которые раньше едва ли обращал внимание. И я обнаружил новую оценку всех звуков и прикосновений, даже зрительных впечатлений, хотя уловить эти чувственные впечатления до того, как интерпретация загрязнила их волшебство, было гораздо труднее. Скрытое от меня в тумане дерево на другом берегу озера оставалось просто формой, и его цвет, по мере того, как он постепенно проявлялся, был именно цветом, а не листьями или цветами. Я обнаружил, что эта практика придает чувственным восприятиям гораздо более глубокий смысл,—особенно звуковым и осязательным,—и в то же время я испытывал простое наслаждение, свободное от ассоциаций и рассуждений.

Минуту назад я все еще отвлекал внимание от блуждания по сторонам, делая это с терпением, порожденным долгой привычкой,—и через мгновенье после периода, который не был ни длинным, ни коротким, я понял, что наконец внимание перестало отклоняться и без моих усилий удерживается неподвижно. Это было так легко, так просто! Не было никакого внезапного глубокого экстаза, никакой уверенности в рождении нового переживания. Просто на первое место выступила тишина, и битва с постоянно отклонявшимся вниманием оказалась выигранной.

Когда меня снова поглотил привычный мне мир, многие необходимые действия совершались автоматически и бессознательно, но некоторые стали другими. Я заметил, что действую более обдуманно, осознаю менее значительные события, совершающиеся вокруг меня. Мне стало казаться, что я пользуюсь умом наподобие фонарика, направляя его на все, что привлекает внимание.
То был неожиданный дар Рангуна – обогащение восприимчивости, возросшая радость восприятия, радость, лишенная неумеренности, обычно связанной с какой-то оценкой. Не было чувства «как это чудесно!», не было даже ощущения чего-то такого, что можно выразить словами: «как чудесно быть здесь!». Это была радость, которая не требует ничего, кроме глубокой и спокойной удовлетворенности, когда я, например, разрешал себе ощущение причастности к какому-то звуку
Часто я обнаруживал, что вновь обращаюсь к спокойной медитации, которая теперь, после всей борьбы, протекала так естественно. Было очень легко погружаться внутрь.

Ложное не приведет к счастью и к более полной жизни – оно принесет узкий и ограниченный опыт. Истинное со временем станет ясным во всей своей силе и очевидности. Я верю в это несмотря на обманчивую видимость, и у меня есть терпение, чтобы ожидать.


Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #73 : 10 Июнь 2019, 00:32:44 »

Випассана Ответы на вопросы

Полностью - тут:
http://subscribe.ru/archive/psychology.vipassana/200609/03224056.html

Випассана ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

АТМА
- Что такое атма (душа)?
- Практикуйте Випассану, и вы обнаружите реальность того, что происходит внутри вас. Вы заметите: то, что вы называете "душой", "атма" - это всего лишь реагирующий ум, некоторая его часть. И все же вы остаетесь под властью иллюзий - "это я". Благодаря практике Випассаны вы поймете, что это "я" не есть нечто постоянное; оно всегда изменчиво, всегда эфемерно. Оно являет собой не что иное, как массу субатомных частиц, постоянно находящихся в состоянии неустойчивости, текучести. Только благодаря непосредственному переживанию этого факта уйдет иллюзия "я", -  а с ней и иллюзия "души". Когда не остается никаких иллюзий и заблуждений, уйдут и все горести. Но это надо пережить; такое состояние не появится благодаря простому принятию философских убеждений.

БЕССОННИЦА
1. Что делать с бессонницей?
- Випассана помогает вам. Когда ученик Випассаны не может спать как следует, он ложится и наблюдает дыхание или ощущения; тогда наступает здоровый сон. Даже если у таких практиков здоровый сон не наступает, они встают на следующий день с чувством большой свежести, как если вы пробудились после глубокого сна. Практикуйте Випассану даже тогда, когда ложитесь спать. Попытайтесь, и вы обнаружите, что она весьма полезна.

БОГ
1. Кто такой Бог?
- Истина есть Бог. Постигайте истину внутри себя, и вы постигнете Бога.
- Сила Бога - это сила дхаммы. Дхамма - это Бог, истина - это Бог. Когда вы пребываете в истине, когда вы пребываете с дхаммой, вы пребываете с Богом. Развивайте силу Бога внутри себя, очищая свой ум.

БОЛЬ
- Как может ум оставаться уравновешенным, когда мы чувствуем боль?
- Каждый раз, когда во внешнем мире происходит что-то, для нас неприятное, в теле имеют место неприятные ощущения. Практикующий медитацию Випассаны сосредоточивает все внимание на этих ощущениях, не реагируя, а просто наблюдая их весьма объективно. В начале это очень трудно, но постепенно становится легче наблюдать грубые неприятные ощущения - то, что мы называем болью, - с уравновешенным, спокойным умом. Приятные, неприятные - нет никакой разницы. Каждое ощущение возникает только для того, чтобы пройти. Зачем же реагировать на нечто столь эфемерное?

БУДДА
Будда нашел девятую джхану; это и есть Випассана, развитие прозрения, которое приведет медитирующего к конечной цели - превыше горести чувственного переживания.

ВИБРАЦИИ
- Что такое вибрации? Как они воздействуют на нас?
- Все во Вселенной вибрирует. Это не теория, это факт. Вся Вселенная - не что иное, как вибрации. Полезные вибрации делают нас счастливыми, нездоровые причиняют страдание. Випассана поможет вам выйти из последствий дурных вибраций - вибраций, вызванных умом, полным желания и отвращения. Когда ум находится в совершенном равновесии, вибрации становятся хорошими. И эти хорошие и дурные вибрации, которые вы порождаете, начинают оказывать влияние на всю окружающую вас атмосферу. Випассана помогает вам порождать вибрации чистоты, сострадания и доброжелательности, полезные и благоприятные для вас и для всех других людей.

Какова плата за курс Випассаны?
- Плата?! Дхамма не имеет цены! Нет никакой платы - и никогда не может быть какой-то платы, назначенной за обучение Випассане. Курсы Випассаны совершенно бесплатны. Раньше, в течение короткого времени, взимались небольшие суммы за питание и жилье. К счастью, это было устранено. Таким образом, нам не надо ничего платить за участие в курсе Випассаны.

ДХАММА
1. Что такое дхамма?
- То, что в данный момент содержится в нашем уме, - это дхамма. Дхамма - все, что существует.
2. Какое значение имеет дхамма для человека на улице с пустым желудком?
- На курсы Випассаны приходят многие люди, живущие в трущобах, и они находят эти курсы очень полезными.

ЖИЗНЬ
Что такое конечная цель жизни?
- Высочайшая жизнь, конечная цель - здесь и сейчас. Если вы будете продолжать искать чего-то в будущем, ничего не получая сейчас, это будет иллюзией, заблуждением. Если вы начали переживать мир и гармонию сейчас, тогда существует большая вероятность того, что вы достигнете цели, которая являет собой не что иное, как мир и гармонию. Поэтому почувствуйте их сейчас, в этот момент. Тогда вы по-настоящему находитесь на верном пути.

СМЕРТЬ
- Как можно пользоваться Випассаной во время смерти?
- Во время смерти, если умирает какой-то другой человек, вы просто сидите и посылаете метту. А когда приходит ваша собственная смерть, наблюдайте ее на уровне ощущений. Каждому нужно наблюдать свою смерть: подходит, подходит, подходит, идет, идет, идет, ушел! Будьте счастливы!

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
- В чем различие между Випассаной и сосредоточением?
- Випассана - это не просто сосредоточение. Випассана представляет собой наблюдение истины внутри от мгновенья к мгновенью. Вы развиваете свою способность осознавания, свою внимательность Когда же вы наблюдаете истину, она неизбежно изменится. Она продолжает постоянно меняться, и вы все-таки осознаете ее. Это Випассана.

УМ
 Что такое ум? Где он находится?
- Ум находится в каждом атоме вашего тела. Именно это вы должны понять, практикуя Випассану. На Западе всю важность придают мозгу, как если бы там был расположен ум. Ничего подобного - он везде. Ум находится во всем теле. Поэтому обращайте внимание на все тело.

Вы говорите, что мы медитируем  чтобы заострить ум. Как заостряется ум?
- Если вы пребываете с реальностью и не реагируете на нее, ум естественно оказывается обостренным. Новые реакции делают ум грубым; когда ум реагирует, он становится тупым. 

"Я"
- На этом уровне "я" не имеет совсем никакого значения. Когда вы достигаете этого уровня, "я" растворено. Существует только радость. Тогда не возникает вопрос о "я".
- Хорошо, скажем вместо "я" - "переживание какого-то человека".
- Чувства существуют; нет никого, кто их чувствует. Вещи просто происходят, вот и все. И вот вам кажется, что должно существовать какое-то "я", которое чувствует; но после начала практики Випассаны, вы дойдете
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #74 : 25 Ноябрь 2019, 06:20:39 »

Практика шаматхи: Медитация с объектом - Калу Ринпоче

Полностью - тут:
http://telo-sveta.narod.ru/Library/Dzogchen/shine17.htm




Шаматха: Медитация с объектом

Ум, кроме того, сияющ или ясен, не в зрительном смысле, но в том смысле, что он может воспринимать что угодно. Это сияние присутствует одновременно с неосязаемостью пустоты, они не две раздельные вещи, но две стороны одного и того же переживания.

Неминуемо, в уме появятся отвлекающие мысли. Однако, с точки зрения медитации, все это - отвлечения, и мы просто отсекаем их и возвращаемся к переживанию сверкающего белого света в сердце.

Эти отвлекающие мысли в уме говорят о том, что, в действительности, медитация происходит. Традиционно считается, что первым указанием на развитие шаматхи, является такое, подобное горному обвалу, переживание каскада мыслей. Мы начинаем осознавать всю активность ума. Постепенно, по мере того как мы развиваем подход шаматхи и накапливаем устойчивость и спокойствие ума, эти мысли, эмоции и отвлечения потихоньку исчезают.

Переживание второй стадии шаматхи будет переживанием медленно текущего потока. Здесь все еще сохраняется чувство активности ума, но она становится гораздо более управляемой и связанной. К сожалению, многие люди испытывают сложности на первой стадии. Когда они начинают осознавать всю активность ума, они принимают это за знак того, что практика где-то неправильна, и что в практике дхармы либо нет благословения либо они сами неспособные медитаторы. Дело не в том, что практика не приносит пользы или благословения, или что мы неумелые медитаторы, а в том, что в уме присутствуют очень плотные слои запутанности и заблуждения. С безначального времени фундаментальное неведение, дуалистическое цеплянье, эмоциональная запутанность и карма стали очень крепкими, в особенности, двойственное цеплянье и эмоциональная запутанность, вносящие наибольший вклад в ментальное возбуждение, которое мы испытываем во время медитации.

Традиционно, в учениях утверждается, что нужна не столько медитация сколько акклиматизация. Знакомясь с опытом медитации, мы трансформируем, по сути, сам опыт. Он становится пространством осознавания. Медитация - это что-то такое, что мы узнаем. Благодаря медитации мы привыкаем чувствовать по другому. И в высшей точке наш опыт становится переживанием пространственного осознавания.

Следовательно, медитация в большой степени основана на привычной практике, акклиматизации к конкретному способу переживания, который сравнивается с переживанием огромного пространства воды с совершенно гладкой поверхностью. Тогда возникает ощущение блаженства, не высшего блаженства, которое нельзя ни ограничить ни исчерпать, но что-то вроде физического и ментального благополучия, выходящего за рамки того, что мы испытывали прежде. Его нельзя выразить в пределах нашей мирской ограниченности. Эта практика является, кроме того, базисом всевозможных психических способностей, например, ясновидения, которое может возникнуть после того, как практика более или менее установилась.

В духовном развитии практика медитации дает огромную свободу уму и возможность контролировать свой собственный опыт. Медитация начинается с шаматхи, способности ума покоиться без рассеяния. Коль скоро это основание установлено, любые другие подходы, окажутся наиболее плодотворными.

Один из действенных методов использует расширенную версию приведенного выше примера с медитацией со световой сферой. Мы мысленно ориентируем себя таким образом, что мы смотрим как бы на восток, неважно каково наше действительное расположение. С точки зрения практики, направление перед нами - это восток. Мы медитируем, что там находится сфера аналогичная той, что мы визуализировали у себя в сердце. До нее огромное расстояние. Сотни, тысячи, миллионы километров на восток от нас . Мы задерживаем ум на переживании этой сферы света далеко на востоке. Если бы ум был чем-то твердым или ограниченным, то заставить его пройти все это расстояние было бы весьма проблематичным, но мы не ограничены никакими подобными соображениями. Наш ум имеет полную свободу дотянуться туда и еще дальше, и распространиться повсюду.
В этот момент, мы переносим наше внимание на запад, так сказать, позади нас, и визуализируем сферу света на расстоянии тысяч десятков тысяч километров от нас. Мы даем возможность уму успокоиться в переживании этой сферы далеко позади на западе.
Потом мы переносим фокус нашего осознавания в южное направление, которое находится справа от нас, и медитируем, что сфера белого света располагается на расстоянии в тысяч, десятков тысяч километров от нас, и позволяем уму успокоиться в этом переживании. Наконец, мы смещаем фокус нашего осознавания на север, что от нас слева, представляя белый шарик света на столь же удаленном огромном расстоянии, и позволяем уму успокоиться без рассеяния в этом переживании.

Следующим шагом мы представляем себе, сразу, все четыре сферы всех четырех направлений, вместе с самой первой сферой в центре груди, и позволяем уму покоиться в этом одновременном переживании. Первое чего мы добиваемся, когда успокаиваем ум в отдельном выбранном переживании, это того, что мы подрезаем наше наивное представление, будто ум заключен в тело, фиксирован и неподвижен.
На деле, мы обнаруживаем, что природа ума вовсе не имеет к телу никакого отношения. Это пустое, сияющее и беспрепятственно проявляющееся состояние осознавания, и эта природа самого ума свободно выражает себя любыми способами. Это истинно не только для четырех направлений и центральной точки одновременно, но ведь мы могли бы медитировать в сотнях или миллионах направлений сразу. Наша привязанность к я или эго строго ограничивает способность ума выражать себя. Оно все равно как очень тугие оковы вокруг ума. Такого рода подход, не причиняя какого бы то ни была вреда или порчи уму, постепенно ослабляет оковы и ум получает возможность свободно выражать себя.


 
Вопросы
В. “Вы рекомендовали нам использовать орган слуха для осознания того, что мирские звуки представляют собой соединение звука и пустоты. Какая связь между этим переживанием и переживанием мантры, как союза звука и пустоты?”

Есть связь в том смысле, что любой звук пуст, независимо от того является ли он звуком произносимой мантры или же звуком одного из элементов окружения. Независимо от источника звука, он пуст, но обычно мы не переживаем вещи таким образом. Мы совершенно убеждены, что звук - это на самом деле звук, он реален, и когда слышим какой-либо конкретный звук, мы думаем о нем, как о вещи самой по себе. Некоторым звукам мы приписываем приятные качества, некоторым другим неприятные.  все потому, что мы придаем ему так много значения и наделяем твердостью.

Особый подход медитации шаматхи занимается звуком, просто как звуком, совсем не приписывая ему каких бы то ни было свойств, в том числе и пустотности, с целью привести ум к покою.   Мы берем чувственное переживание, как звук, например, и используем его как характерную черту нашего опыта, тогда он может стать базисом развития шаматхи.

Медитацию с божествами так же можно применять для постепенного достижения успокоения и устойчивости ума. Мы визуализируем форму божества и оставляем ум в этом переживании. Если мы обнаруживаем, что ум уходит, не задерживаясь на форме божества, или же мы не способны четко визуализировать, тогда возможно эффективным методом оказывается произносить звук мантры и покоиться в звуке мантры, как таковом. Звук от нашего произнесения мантры закладывает базис или основание для развития опыта шаматхи. Используем ли мы внешний звук, или же мы используем производимый нами самими звук мантры, в качестве основания шаматхи, все это одинаково эффективно.
Все дело, конечно, в том, что  мы имеем очень большой изъян,  мы переживаем вещи с абсолютным убеждением, будто то, что мы испытываем - совершенно реально. Мы убеждены, что наше тело абсолютно реально, и тогда страдание, болезни и боль возникают из этого убеждения. То же самое можно сказать о речи, являющейся разновидностью звука: мы убеждены, что речь - это что-то реальное. Когда мы произносим слова, у нас возникает переживание слышания этих слов, этого звука, как чего-то самого по себе реального. В результате, такое убеждение может принести пользу и вред. Слова могут вызвать у нас боль, причинить страдание, нанести ущерб и расстроить, потому что мы считаем их чем-то абсолютно реальным. То же самое можно сказать и по поводу ума. Все мысли и эмоции, появляющиеся в уме принимаются нами как нечто реальное само по себе.

Наивные предрассудки присутствуют не только во время нашего рабочего состояния существования, но так же имеют место и в состоянии сна, когда ум проектирует всевозможные вещи, и переживает их, как если бы они были совершенно реальными, а так же в Бордо или опыте после-смерти, когда остается только ментальное воплощение, у которого нет никакого физического базиса для сознания.

Мы преобразовываем наше обыкновенное, наивное переживание формы, как чего-то твердого и самого по себе абсолютно реального, в переживание пустоты формы. Мы превращаем обыкновенное наивное переживание звука, как звука, в переживание звука, как звука и пустоты одновременно. Мы превращаем переживание мыслей, эмоций и ментальной активности в переживание союза пустоты и осознавания ума. Если мы сможем осуществить трансформацию на этих уровнях, то мы уже не в силах задержать просветление.

В Ваджраяне цель медитации с божествами заключается в том, чтобы изменить или сместить фокус нашей привязанности. Мы в настоящее время убеждены в реальности нашего физического тела и очень привязаны к этому представлению. В медитации с божеством, мы меняем нашу индивидуальность на тождественную форме божества. Мы переживаем, например, мысль: “Я уже не это физическое тело; Я -  ….” Мы становимся с божеством одним и отождествляемся с этой формой божества, тем самым приближаясь к осознанию союза формы и пустоты. Мы меняем наше тяготение к обычным звукам и речи, на понимание, того, что всем звукам присуще звучание мантры, например, Ом Мани Падме Хунг, тогда появляется переживание звука и пустоты одновременно. Мы меняем наш подход к ментальной активности, рассматривая мысли, эмоции и понятия, возникающие в уме, как союз осведомленного осознавания и пустоты, то есть переживание состояния Махамудры.

Практика Ваджраяны пытается совершить трансформацию на всех трех уровнях, физическом, речевом и ментальном. Даже если мы не сумеем осуществить эту трансформацию за одну жизнь, тенденции, которые мы заложили в этой жизни не умирают с физическим телом. Благодаря продолжающейся практике медитации и попытке приблизиться к опыту формы, как опыту формы и пустоты, опыту звука, как опыту звука и пустоты, и переживанию ментальной активности как осознаванию и пустоты, мы закладываем привычные тенденции, которые могут проявится в состоянии после смерти, когда физическое тело уже не будет ограничивающим фактором. Эти тенденции могут всплыть в любой момент в состоянии после смерти и выразиться в трансформации. Незамедлительность переживания в Бордо означает, что раз эти тенденции действительно возникают и становятся частью нашего сознательного переживания, то трансформация может мгновенно осуществиться, потому что больше нет физического тела, являвшегося сдерживающим фактором. И тогда переживание формы, как пустой формы, звука, как пустого звука, и мысли и ментальной активности, как пустого осознавания, происходят немедленно. Эта другая причина, почему Ваджраяна является очень быстрым путем. Она дает возможность достичь просветления в состоянии Бордо, если практикующий не сумел добиться, что было бы идеально, просветления в течение жизни. Важность медитации с божествами едва ли можно переоценить.

В дополнение к нашим собственным усилиям, в тантрической практике, добавляется благословение божества и благословение мантры; наши собственные усилия встречаются с благословением, и создается мощная ситуация. Нам не следует преуменьшать ни силу благословения такой вещи как мантра ни силу наших тенденций, развивающихся в ходе практики.

В. “Расскажите пожалуйста о десяти уровнях реализации Бодхисаттвы, десяти бхуми?

Первый уровень или бхуми реализации бодхисаттвы - это стадия, на которой человек переживает, на постоянном базисе, непосредственный опыт того, что ум пуст, ясен и неограничен. После того, как это осознание перестало быть временным переживанием и становится устойчивым элементом, пусть даже и очень слабым, то это состояние является первым бхуми. Как таковое, оно сопровождается определенными качествами, указывающими на то, что достигнута некоторая свобода ума. Сейчас мы способны испытывать только одно состояние ментального переживания за раз, ум бодхисаттвы первого уровня может переживать сто состояний медитативного погружения одновременно сразу, и не испытывать противоречия. Тексты говорят о двенадцати подобных качествах, их называют двенадцатью сотнями. Для примера бывают такие сотни - это способность ума проявлять сто эманаций в разных мирах опыта одновременно, чтобы приносить другим пользу; способность ума встречаться с сотней будд одновременно; способность переживать сто чистых миров одновременно; способность вспомнить сто предыдущих жизней и способность предвидеть обстоятельства следующих ста воплощений. Всего двенадцать подобных качеств, которые традиционно относятся к характеристикам первого уровня свободы ума и контроля над переживанием.

Продвигаясь с первого на десятый бхуми и далее к полному просветлению, наши усилия по очищению и развитию, которые формально называются накоплением заслуг, и наши усилия в медитации, которые формально называются накоплением мудрости, становятся все более зрелыми. Устойчивость, развитая на первом бхуми все больше становится частью нашего опыта а негативные аспекты нашего существования, становятся все менее заметными и исчезают. К этому добавляется устранение ограничивающих и мешающих факторов, которые прежде не давали раскрыться такому переживанию.

Для сравнения берется пример прибывающей луны. Третий день лунного месяца, появляется тоненький серп луны, который можно сравнить с первым бхуми. Продвижение вперед к просветлению подобно тому как прибывает луна, пока не становится полной. Признаком такого процесса оказывается увеличение тех качеств, которые переживались как элементы первого бхуми. Расширяется свобода ума. Тексты говорят, что двенадцать сотен возрастают в десять раз при переходе с первого на второй бхуми, и в десять раз снова при переходе со второго на третий и так далее, таким образом со временем, когда мы испытываем десятый уровень реализации бодхисаттвы, мы говорим не об одной сотне состояний самадхи одновременно, но о ста миллиардах состояний за раз. Мы говорим не о сотне эманаций, но ста миллиардах эманаций, не о ста предыдущих или будущих перевоплощениях, но ста миллиардах предыдущих и будущих существованиях. Общий объем увеличивается, потому что растет свобода ума выражать себя, по мере того как устраняются отрицательные и мешающие факторы, сдерживавшие нас раньше от этого переживания.

В. “Какова связь между шаматхой и медитацией на йидама?

Подход шаматхи представляется более простым по сравнению с медитацией на йидама. Не следует ли увеличить продолжительность практики шаматхи прежде, чем начинать медитацию на йидама?”
Шаматха означает просто постепенное накопление в уме опыта успокоения и устойчивости. Способы развития шаматхи могут принимать многие различные формы. Можно развивать шаматху медитируя на статуе Будды. Так же можно развивать шаматху медитируя на форме божества, йидама, и фактически, рекомендуется эта медитация, как, вероятно, самый эффективный подход к развитию шаматхи. Ведь здесь принимаются в расчет не только личные усилия медитатора, но и то благословение, которое свойственно форме божества и проговариваемой мантре. Наши собственные усилия дополняются благословением, свойственным практике, а потому, результаты более глубокие и быстрые.

Верно, что на практическом уровне, людям кажется, более приемлемым использовать менее замысловатый подход, вроде медитации на светящемся шарике, нежели на форме божества. С точки зрения удобства, конечно, упрощенная техника предпочтительнее; с точки зрения эффективности, для развития шаматхи более предпочтительной оказывается медитация на йидама.
В. “Обыкновенно, мы думаем об органах чувств как о пассивных рецепторах чувственных раздражителей, а не как об активных посредниках, через которые выражается ум. Не мог бы Римпоче пояснить разницу?”
В известном смысле мы смотрим здесь на одну и ту же ситуацию под двумя разными углами. Либо раздражители вызывают отклик, либо ум выражает себя внешним образом. Однако, с точки зрения опыта, более правильно будет сказать, что ум течет наружу, а не просачивается внутрь. Если говорить о нашем теперешнем состоянии существования, традиция упоминает о скандхе вытекания. Скандха - это груда или куча нашего опыта, называемого буквально вытекание, потому что ум вытекает из органов чувств. Вместо того, чтобы являться пассивным рецептором раздражителя, делающего ощутимым его присутствие, ум выходит наружу, чтобы встретиться с объектом и во время этого, он вытекает из органов чувства, определяя предмет. Объект - лишь один из элементов, необходимых для того, чтобы возникла ситуация восприятия. Вместе с объектом или раздражителем, должен существовать орган восприятия и сам ум.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.