Лири, а что за праздник эти "водокрещи"?
19 января –Водокрещи, Крещенье, Зимний Крёс, Крёс день,
http://filens.info/forum/index.php?topic=12416.60Поднявшаяся с полуночи живая вода «пошла в Мир», не только реки, озёра и прочие водоёмы сделав «свячеными» своей силой, но и «напоив собой снега, сосули, иней и суледь всякую»
В этот день набирали снега для талой воды – кто только мог и куда только можно. Её пили – сколько выпьется в эти дни. Поили скот и обливали земляной пол избы. Насыпали снегу в колодези и ставили в бочках в погреба, заносили в овины и хлеба
В этот день, поодаль, а то и на других речках от иордани - «резали луны малые», вырезая лунообразные проруби во льду. Так по поверью, через них будет дышать в мир и выходить в него Живая Вода Водокрещ все последующие три дня...
В «луны малые» опускают селяне деревянные кресты (с равновеликими концами, древние солнцевороты), там же окунают веточки вербы и ивы, набранные на берегу – по весне засаживать берега окрестных речушек…
В этот день рождается Мати Ветров, которая будет учить их наукам ветра. Но только в Крёс-день кто не боялся – тот шёл слушать её песню, что она поёт «един день в году» для всех в мире.. А после поёт – только Ветрам…
Мати Ветров, по поверьям, в этот день подзывает к себе Головоконей – водоплавающих невиданных птиц с головами коней, на которых Солнце с этого дня будет переплывать подземные воды Навьего мира.. Слишком жарким оно становится с Крёсова дня, "невмочно терпеть тёмному миру его горючую силу"
И только с приходом в мир Живой воды могут плавать по ней дивные Головокони…
Потому и хозяйки пекут к Крещению у нас печиво в виде лебединых коней (или конных лебедей??)), посыпают щедро сахаром – но сами не едят, отдают малым и старым, чтобы и детство их, и старость, самых беззащитных – закликались Крёсом на сладость
В этот день окончательно уходит в подземный мир нечисть, а летние суседушки здешнего мира - уходят на сон… Чтобы они не попутались и не забрели в человеческое жилище – рисуют солнцевороты и на дверях избы, на ставнях, пороге
Не рисуют на овинах и амбарах, погребах и сеноставах – туда путь открыт тем, кто хочет и может жить рядом с человеком… Иногда налаживают целую процессию в эти строения, проходя со свистом и мычанием, все в вывернутых наизнанку тулупах, мехом наружу и в одетых на разные ноги валенках – налаживая нужную дорогу суседушкам по миру.
На Кресс день устраивают "дивьи смотрины" – развешивая на плетнях рукоделие невестящихся девушек и совсем маленьких девочек, исключая подростков. Мотивы расшива смотрин – ладки, навьи, горлицы и зирки – все мотивы девичьего мира вышивки…
В этот день мужчины идут на малые сходы и поют песни непростые...
Широка река – Дон-Велик-Отец,
а горюч река Донец Северский…
Выплывал Донец, тЕчи сред лесов,
посеред лесов, да стобрёвенных.
Во лесах будил Волка-Ратника,
великанушку Вовка Вовкыча
Выплывал потом, тЕчи серед гор,
Серед белых гор, да стоглавенных.
Во горах будил Карпа-Ратника,
великанушку Карпа Карпыча
Да по степи тёк Дон-Донец река,
Да по дрём-степи, что стозвонная...
Во степи будил Силу-Ратника,
великанушку Силу Силыча…
Говорил да пел средь степей да гор
стар-горюч река Донец Северский:
- Просыпайтеся да прокиньтеся
Да идите втрёх к водам,к реченькам
Да сымайте с вод иноземный крест,
крест железный тот, позолочённый.
А топите там кресты прадедов,
Кресты липовы да дубовые,
Берегите так воды жИвыми,
Воды жИвыми, некрещёными…