Мне это интересно
и многое отзывается
и знакомо, мне, как горному жителю.
решила поделиться. может будет кому интересно.
Монгольский шаманизм считает небо местом обитания тэнгриев – великих богов наивысшего порядка, соответствующих разным явлениям природы. Их девяносто девять, и делятся они на светлых и тёмных, в соотношении 55 и 44. Творец всего – это Вечное Синее Небо, которое является начальной точкой духовности и бесконечной реальностью.
Подразумевается, что небо обладает мужской сущностью, дарящей рождение и хранящей всё живое. В древности у шаманов не было специальных помещений для отправления культа, своим Храмом они считали природу. Они старались не нарушать природного равновесия, относиться к ландшафтной среде бережно, не наносить ей вреда.
Степь всегда была для монголов священной. Они считали, что это плоть Этугэн, богини. Нельзя было сделать ей больно, вспахивая землю. Окружающие водоёмы, горные массивы и леса охранялись «хозяином», духом этой местности. Их было не счесть.
Повсеместно, в наиболее приметных местах, таких как горный перевал, водный источник, вершина горы, складывали овоо – груды камней, куда втыкали ветви. Так они чествовали «хозяев».
К овоо было принято класть какое-то подношение: монетки, спички, патроны и др. Перед этим следовало три раза обойти вокруг сакрального места. Как проходит этот монгольский ритуал, мы расскажем подробнее чуть ниже.
У каждого племени была своя родовая гора. Соплеменники полагали, что их предки, спустившись на неё с Неба, дали жизнь их роду, а скончавшись, живут в виде духов там, на вершине. Поэтому гора для племени была священным местом, где делали жертвоприношения в честь усопших родичей, там же и хоронили умерших с южной стороны.
Тех же, кто занимал в обществе более высокое положение, погребали высоко, максимально близко к Небу. Монголы, подобно другим народам, считали гору (как и могилы ханов) осью мира, проводником между Небом и Землёй. Не только горам, но и многим другим географическим объектам приписывались небывалые качества в связи:
В северной части страны дух любого природного объекта отождествляется с самим объектом. Каждое место считается «живым». Имена духов не упоминаются понапрасну и даже хранятся в тайне.
Исследователи считают, что Хубсугульский аймак – это цитадель наидревнейшего варианта шаманства у монголов. Его хранят цаатаны, которых около пятисот в стране, из них в этом аймаке живут сто пятьдесят. Эта народность владеет шаманскими заклинаниями, помогающими ей выжить в тайге для удачной охоты (в частности, на медведя, который тоже считается шаманом среди животных) а также для того чтобы вызвать дождь либо предотвратить его и др.