И приходит вот понимание, что в городе нет возможности, научиться тому, чему можно в Лесу, как и в лесу, совершенно не возможно, научиться тому, что в Городе.
Вот, скажем, в науке
есть множество реферируемых журналов, а еще больше нереферируемых, в которых ученые пишут о результатах своих работ. И это вопреки тому, что опубликоваться в солидных журналах очень и очень не просто - там требуется удовлетворить довольно высоким критериям новизны, поэтому компиляция чужих работ там вряд ли прокатит. Однако опубликовать свою работу это только пол дела, т.к. труд ученого оценивается не только числом опубликованных работ, то и, так называемым, индексом цитирования (citaion index), который определяется из того, как часто на опубликованную автором работу ссылаются в других работах. Т.е. если автор опубликовал работу, которая никому не нужна, неинтересна и ни у кого не вызвала желания использовать его результаты, то в чужих статьях такая работа упоминаться не будет, и ее индекс цитирования будет равен нулю. Ну и в случаях, если обнаруживается подлог или плагиат, то тут же вокруг имени автора такой работы разрастается скандал, и если подозрения в его отношении подтвердятся, то в будущем опубликоваться в солидных журналах ему будет сложно.
Это я назвала первый информационный уровень, исходя из которого не только ученые, но и обычные люди при наличии интереса могут составить впечатление не только о том, какие наука делает успехи, но и каких ее направления считаются наиболее перспективными, привлекающими внимание и силы ученых. Последнее отражает индекс цитирования, т.к. он наиболее высок как раз в тех направлениях, где ведутся интенсивные разработки. Ведь ученые тоже люди, а потому психология золотоискателей им не чужда
. И как только где-то пройдет слушок, что золотишко в новом месте появляться стало, то туда сразу же сбегается множество мужичков с лопатами. Причем, этому процессу никто не препятствует - напротив, публикации в научных журналах как раз способствуют распространению таких слухов и, тем самым, перераспределению усилий ученых в сторону более перспективных, важных или просто более интересных направлений.
Есть и следующий уровень научной тусовки, где примерно на таких же форумах, как этот, обсуждаются работы, вызвавшие резонанс. Понятно, что вопрос о том, сколько капель реактива нужно добавлять в пробирку, там не обсуждаются
. Зато интенсивно дискутируются вопросы, касающиеся "прорывов", т.е. таких находок, которые вызвали изумление. А также мнения практиков, которые хотели бы использовать открывшиеся новые возможности для каких-то своих практических конструкций.
Ну и, наконец, самый далекий от науки уровень журналистики, которая обычно реагирует на вопли, раздающиеся на таких форумах, и распространяет их дальше в среде широкой публики, надеясь, что сенсации, вызвавшие брожение в ученых умах, окажутся съедобными и для обывателя, если их преподать со специями.
По всем этим причинам уже на стадии выбора студентами вуза своей будущей специальности (а специализация обычно происходит где-то в середине процесса обучения) начинается нервотрепка, т.к. студенты не хотят распределяться по кафедрам равномерно, согласно числу вакантных мест. Они хоть еще и студенты, но уже имеют собственное представление о том, что перспективно, а что нет. Откуда? А опять же, видимо, из тех же форумных тусовок или журналистских статей. Это к словам Шелпотопога о том, что сначала надо войти в лес
. Так вот, вопреки Шелтопорогу, студенты оценивают перспективность направлений, еще не входя туда. Я потому оказалась в курсе этих событий, что у меня младший брат - студент физфака МГУ, у которого распределение по кафедрам происходило в декабре месяце. Так там никто не хотел идти на специальность "геофизика Земли". Типа непопулярная специальность. А поскольку на специальности образовался конкурс по среднему баллу, то в деканате им так и сказали, что наименее успевающие пойдут в геофизики Земли
. Я ничего плохого про геофизику Земли не скажу, тем более что не очень ясно представляю, чем она занимается, однако воздержусь перекладывать вину за ее непопулярность на студентов. А тем паче, говорить словами Шелтопорога - сначала пойди в геофизики Земли, а потом суди о перспективности этой специальности. Потому что значительная доля вины за непопулярность у студенчества лежит на самой геофизике Земли! Видимо не было в ближайшие десятилетия у нее таких открытий, которые поразили бы своими перспективами молодежь.
Я все это так подробно рассказываю для того, чтобы донести мысль, что шила в мешке не утаишь. Т.е. перспективность тех или иных направлений все равно выплывает на поверхность и становится достоянием "широкой общественности". И пусть та общественность имеет крайне искаженные преставления о науке, тем не менее, какая-то информация просачивается и ею воспринимается.
Да что там общественность! Давайте вспомним коронный детский вопрос - кем ты станешь, когда вырастешь? (!) И заметьте, что этот вопрос адресован детям, которые не только реферируемых журналов никогда не читали, но и не принимали участие на тех форумных тусовках, где та информация обсуждается. И надо признать, что зачастую устами младенца глаголет истина. Мороженщиками и мороженщицами ныне уже никто стать не хочет, т.к. дети наелись сладостей, и мороженое в их глазах перестало быть настолько притягательным, чтобы определить будущую профессию. Когда-то давно дети мечтали стать трактористами или шоферами - настолько было притягательным желание лично управлять такой большой рычащей машиной, понуждая ее к исполнению своей воли. Но и это тоже прошло после того, как такие машины стали обыденностью. Вот и космонавтами дети тоже перестали хотеть стать. А знаете почему? - Не потому, что дети "испортились", а потому эта специальность тоже утеряла свою перспективность! Ведь сначала казалось, что "двери в космос открыты" и люди теперь станут завоевателями новых планет, посещать другие земли, встречаться с обитателями других планет. Именно это и подогревало ажиотаж вокруг профессии космонавта, как ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ нового. Однако этот ажиотаж утих сам собой, когда оказалось, что даже на Луну слетать и то проблематично, не говоря уж о других планетах. В результате чего девальвацию профессии космонавт чувствуют даже малые дети. А уж когда они вырастают до абитуриентов, страсти разгораются не на шутку.
Вот и лес Шелтопорога
. Раз приходится туда зазывать народ, как на кафедру геофизики Земли
, то что-то тут не ладно. Ведь если бы были значительные достижения на этом пути, но уж на форуме-то самого Шелтопорога это звучало бы, как набат. И не книжку Серкина тогда бы обсасывали, гадая о том, какими замечательными способностями обладал описанный в них Шаман, а мы бы взахлеб слушали самого Шелтопорога о его собственных достижениях.
Я не скажу, что у Шелтопорга совсем нет достижений, однако какие-то все они... Ну, типа умения портянку на ногу накручивать
. Умение-то важное, да только исключительно в солдатской жизни пригодное. Так и достижения Шелтопорога пригодны разве что для жизни в лесу. И вот смотрим мы на снятые им фотки - там болото, там мох
, а это я рыбку жарю, а это ножик точу, а это гриб нашел - все это как-то не впечатляет. То бишь, кому-то из горожан это и может сойти за экзотику, но по большому счету этого мало.
Достижения по приспособлению к лесной жизни я бы за достижения вообще не считала, т.к. в этом случае лучше уж идти в ... геофизики Земли
. Те-то уж не только приспосабливаются к своей геофизической жизни, но и зачастую выдают на гОра полезную информацию, когда вулкан где-то извергается или землетрясение происходит. А что Шелпоторог выдал на гОра?
Про других я даже не спрашиваю.