Закан, так у нас совершенно разные дети! Есть те, которых девочкам подпихивают просто по знакомству, для присмотра. Мама-одиночка или вечно устраивающая личную жизнь, которой не до ребёнка. Есть одарённые. Есть двое, стоящие на учёте в пдн, их к нам приписали для предотвращения безнадзорности. Есть очень своеобразные, которых отдают лишь бы отдать - настолько сложные они по мироощущению. У них совершенно разные способности, разные особенности. Есть ли диагнозы - я, если честно, не всегда могу быть в курсе, в студию ведь просто приносят справку от педиатра, что ребёнок может заниматься лепкой, вокалом, рисованием.
Мне вообще кажется, что по сравнению с моими сверстниками - эти дети и болезненней, и менее коммуникативные, и более нерешительнее. Хотя, может, это мне кажется с позиции взрослого.
Или мир сейчас изменился - мы были отважны и знали - пусть ошибаясь - что мир добр к нам. И у нас счастливое детство. Да и немного нам надо было-то от мира - солнышка, луж, воли...
А наши дети в студии знают о педофилах, говорят об инфляции и их волнует, сможет ли мама взять горящую путёвку в Египет. Они спокойно относятся к тому, что родители рано или поздно разведутся - потому что все вокруг разводятся. Вернее, они, конечно, будут переживать, если такое случится - но ждут этого как обыденное явление жизни...
(то есть по-моему - они все какие-то... "проблемные")
Но это как-то сложно высказать мне - только набросками
Есть и "особенные" детки, если ты именно об этом. Есть и отдельная программа для них (так положено, там и своя длительность занятия, и присутствие психолога со стороны и многое-многое другое).
Но если честно - мы смешиваем группы, если родители не против. Потому что когда отдельно в небольшом коллективе - то не будет общности, не будет единства, особенные детки чувствуют, что они "не такие". Вот всё равно чувствуют - хоть ты им сто раз тверди, что они как все.
Есть две девочки-близняшки, они почти слепые - они лепят потрясающие чудности и их никак не научить лепить чашки и яблоки).
Есть сухорукий мальчик - этой ручкой он и рисует мелками и никак не хочет переучиваться на другую руку. Есть девочка, пострадавшая от насилия, она просто сидит вместе со всеми и заворожённо слушает сказки... К концу года её почти уговорили полепить, но в последний момент она опрокинула доску и снова ушла в свой уголок. В общем-то, весь этот год она в сущности и не занималась по программе и темам. Но ей у нас хорошо. Когда она гуляет - то всегда водит слепых близняшек за руку, помогает им - даёт щупать веточки, листики. Старается найти что-то этакое, чего ещё не приносила
Есть мальчик - его водит бабушка, сама бежит на подработку где-то вахтёршей, родители - оба - наркоманы. Наверное, у него действительно какое-то тяжёлое поражение мозга, потому что он ничего не говорит (вообще, к 6-ти годам, но он не немой). И рисует только зелёной краской. Наберёшь кисточкой другую - дашь ему, будет держать, не коснувшись листа. Нарисуешь ему сама - посидит и возьмёт чистый лист. Когда я читаю сказки - он делает пальцами "решётку" (или окошко?) и смотрит через неё всё чтение. Зато именно он на прогулке первым заметит ёжика, белочку, отыщет кустик парковой землянички... Угощает всех...
(а может закатить жуткую истерику, кусаться, царапаться до крови - по совсем непонятному поводу)
То есть если наша руководитель и принимает таких деток, то скорее - на общих основаниях, потому как если соблюдать все требуемые условия - то мы просто не сумеем их создать в нашем помещении. Но что-то мне кажется, что даже так этим деткам у нас хорошо. И общения с обычными сверстниками, общего дела, со-творчества не заменят унитазы со спецприспособлениями.
Научить же детей не делить друг друга на нормальных-ненормальных, зрячих-незрячих, одноруких-двуруких, толстых, высоких - очень важно.
Потому что деление человека на "свой-чужой" идёт в каких-то других плоскостях и смыслах