НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СВОИХ СМЫСЛОВ
ДУМАЯ! ЭТИМИ САМЫМИ СМЫСЛАМИ!!!!
Отвечу на основополагающий вопрос о смыслах, т.к. все последовавшие на него отклики - полнейшая мура (на мой взгляд
).
Ответ мой будет таков: ОТ СМЫСЛОВ НАДО НЕ ОСВОБОЖДАТЬСЯ, А ИХ НАДО КУЛЬТИВИРОВАТЬ!
А если смыслы получаются плоховаты, то надо искать на замену им лучшие смыслы, а не отказываться от них. Подобно тому, как при плохой еде мы ищем лучшую еду, а не отказываемся есть совсем.
А теперь медленно и по порядку разберемся в существе дела, чтобы удостовериться в том, что это так, а не иначе. Начнем с выяснения отношений нашего сознания с окружающим его миром. Вот, например, мы видим зайца, но ведь этот заяц не забирается же нам в мозги? Верно? Он так и остается снаружи нас. Вот и вопрос: что получает наше сознание от зайца, что позволяет сознанию судить о существовании зайца?
Не открою ни для кого Америки, если скажу, что мы получаем информацию о внешнем мире через органы чувств. Но что конкретно означает эта фраза, мало кто задумывается. Обычно полагают, что органы чувств вроде телефона, но которому заяц представляется сознанию. На самом же деле органы чувств это ни что иное, как
оголенные нервные окончания. Оголенные в том смысле, что могут получать специфическое раздражение от внешней среды. Например, нервные окончания носового эпителия устроены так, что способны возбуждаться от молекул пахучих веществ, но на свет они не реагируют, поскольку место, в котором они находятся, защищены от света. А вот нервные окончания сетчатки глаза, наоборот, защищены от проникновения посторонних молекул глазным яблоком, но способны возбуждаться светом, который глазное яблоко не только пропускает через себя, но и концентрирует на них, подобно увеличительному стеклу. А в ушах имеется специальное "механическое" устройство - барабанная перепонка, которая расположена в слуховом проходе именно так, что сотрясается при малейшем звуке. Этой функции способствует и форма ушей, подобных конусу, концентрирующему звук на барабанной перепонке. Ну а нервные окончания здесь находятся в контакте с этой перепонкой, возбуждаясь от нее колебаний. Понятно, что при таком устройстве уха, слуховые нервные окончания не будут реагировать на свет или запах. Обобщая сказанное, можно заметить, что дифференцировка чувств обусловлена именно тем обстоятельствам, что нервные окончания у одних рецепторов оголены только для воздействий определенного рода, когда как от остальных воздействий они обычно защищены самим строением органа чувств. И здесь самым важным для понимания аспектом является то, что
НЕ нервное окончание разбирается в природе раздражения, а просто само расположение этого окончания определяет те случаи, когда оно может быть раздражено. Это обстоятельно настолько важно для понимания смыслов, что я не боюсь показаться занудой, объясняя это самым подробным образом.
Например, если нас шлепнули по заднице
, то понимаем мы это не потому, что осязательные нервные окончания сообщили нам об этом, а просто потому, что возбуждение пришло от нервных окончаний, находящихся на заднице
. Т.е. тут важно понять, что нервные окончания ничего не интерпретируют и смысла не ищут, а ищет его сознание! Еще пример - распознавание цвета глазом. Здесь тоже было бы ошибочно считать, что зрительные нервные окончания сообщают сознанию информацию о цвете. Этого нет! На самом деле, на сетчатке глаза есть много разных нервных окончаний, которые закачиваются нервными клетками, содержащими в себе пигмент (краситель), в зависимости от цвета которого данное нервное окончание более чувствительно в одному цвету, а не к другому. Поэтому один наблюдаемый глазом цвет возбуждает одни нервные окончания, а другой цвет - другие. Т.е. и здесь нервные окончания не ищут смысл, а лишь возбуждаются в тех условиях, к которым располагает их конституция.
Вот теперь мы уяснили главное - наше сознание не получат готовую информацию от органов чувств, наподобие телефонного информатора, а здесь имеет место ситуация подобная паучьей сети, когда в сознании сходится огромное множество веревочек-нервов со всего организма, а о смысле информации приходится разбираться лишь только по тому, за какие "веревочки" его дергают. Еще раз повторяю для самых непонятливых, что все эти нервы-веровочки могут только дергаться, но не сообщать чего конкретного. А дергаются они подобно счетчику Гейгера (счетчику радиоактивности) или миноискателю: в покое - редкие щелчки (подергивания), а чем сильнее раздражение, чем эти щелчки (подергивания) становится всё чаще, пока не сливаются в непрерывный треск (выбрирование). Т.е. никакого кода тут, типа азбуки Морзе, нет и в помине. Каждый нерв передает только возбуждение в виде импульсов, частота которых тем больше, чем сильнее возбуждение того нервного окончания, от которого тянется нерв.
Теперь ситуация, в которой находится наше сознание, описано в достаточной мере, чтобы понять, что именно сознание (и мозг в целом) ищет смысл в том непрерывном "дергании за веревочки", которым сопровождается жизнь. Причем все эти "веревочки"
ни о чем конкретно не говорят, поскольку на этой стадии еще никаких смыслов нету! И тут даже нельзя составить таблицу соответствия, типа того, что вот та веревочка идет от задницы, эта от носа, а та от глаза. Почему нельзя? А потому, что на этом этапе сознание ничегошеньки не знает ни про задницу, ни про нос, ни про глаза. Т.е. даже этих смыслов на этом этапе нет!
Казалось бы, задача сознания разобраться во всем этом совершенно безнадежна, но это не так. А теперь проследим рождение самых первых смыслов. Первые смыслы появляются при классификации синхронно дергающихся веревочек. Т.е. нервов от тех окончаний, которые возбуждаются одновременно. Причем нервно-сетевая организация нашего мозга как раз очень хорошо подходит для решения такого класса задач. Эти задачи решаются мозгом без размышления, а полностью на автомате, причем с огромной скоростью. тут, можно сказать, все одновременно дергающиеся веревочки связываются в один узел, другие в другой, третьи в третий. Если вдруг часть ранее связанных между собой веревочек задергалась отдельно друг от других, то этот узел тут же расщепляется на два узла. На языке математики такие задачи носят название кластерного анализа. Т.е. здесь происходит типичный процесс классификации всех раздражителей на классы, сформированные по принципу одновременности возбуждения. Со временем эти классы превратятся в предметы и понятия. Но их СМЫСЛ будет не почерпнут откуда-то, а будет заключаться именно в том, в какой логической связи эти классы между собой находятся.
Здесь, говоря о логической связи, мы не имеем в виду аристотелевскую логику, а имеем в виду лишь родство классов, связанное с их расположением во времени и пространстве. Правда понятие пространства сформируется лишь на более поздних этапах классификации воспринимаемого, когда выяснится, что несколько предметов в одном месте быть не могут (вытеснительное свойство классов). Но мы сейчас на подробностях застревать не станем, а уясним себе главное - то, что подобная классификация нервных возбуждений возможно только благодаря "жизненному опыту", который только и может приводить к порождению разнообразных вариантов возбуждения нервных окончаний. В противном случае сознанию не только не было чего классифицировать, но и сама классификация не была возможна.
Кроме того, в мозгу имеется фиксированный центр удовольствия и центр боли. Их мы получаем от рождения. И здесь имеется ряд врожденных смыслов, когда некоторые "веревочки" (нервы) прорастают именно в эти центры. Тогда интерпретация соответствующих им возбуждений оказывается заложенной от рождения. Но в общем целом таких случаев не так много, а если они и есть, то в основном это внутренние рецепторы организма. И тем не менее, выявляемая логика между кластерами, как правило, достигает и этих центров, из-за чего предметный мир оказывается окрашен для сознания в оттенки плохого и хорошего, или привлекательного и отталкивающего. На первых этапах развития организма именно эти стимулы определяют его поведение. А
на более ранних этапах любой сильный раздражитель воспринимается как боль. Например, грудной ребенок даже на свет реагирует болезненно. Интерес в раздражению зрительных окончаний появится у него позднее, когда у него появятся СМЫСЛЫ не рассматривать это раздражение как боль, а как нечто иное и более интересное. В последнем случае примечательно, что даже полярные смыслы удовольствие-боль или притягательное-отталкивающее могут быть в последствии ПЕРЕСМОТРЕНЫ, если при дальнейшем развитии классификационной системы их отнесение будет изменено.
Взрослый человек "играется" уже не примитивными смыслами, вытекающими из синхронных временных связей, а уже вторичными, третичными и далее расположенными отношениями предметов, когда в классификацию вовлекаются все более сложные и неоднозначные взаимоотношения первичных классов.
Я уже порядком устала, сочиняя этот текст, а потому спешу завершить его на выводе о том, что
наше сознание является инструментом, главная функция которого - нахождение СМЫСЛОВ в мире! И чем лучше оно справляется своей задачей, чем более развито это сознание. Ну а тупое сознание продуцирует и дурацкие смыслы
. И тут не от смыслов надо избавляться, а сознание тренировать! Эта тренировка еще учебой зовется
. А без смыслов и жить неинтересно. Ну, дергает тебя жизнь за веревочки, а что это значит - непонятно...