Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 93585 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

А сегодня – Сочевик-Сочельник! *HI*

Время поворотное – год на солнце воротится-поворачивается! Время тайн и волшбы, а  земля матерь, тихим  подыхом во зимнем сне тайны свои открывает – на един-день, а потом укрывает от непоспевшего человека сызнова

Время самых душевных пожеланий, с причетами-припевками – о Роде и хлебороде, о тихом счастии и будущей весне. Желали-колядали и верили – что обязательно сбудется, ведь время особое – год «сочным» становится, трава-мурава под снегами закладывается, а с нею – всё живое в будущем году

На Сочевик кончаются воробьины ночи и начинаются ночи волчьи – ночи, несущие вещие сны и предсказания, время зимнего перелома телу и духу человеческому.  Время тревожное, как волчий вой – и само переломное, несущее собой особые познаки и загадки…

Может, потому хорошо встречать его с семьей и родичами ближними, со старыми и малыми, за душистыми пирогами и тихими утехами…

С Сочельником вас! Пусть год будет сочным и сладким!

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

Щедрый вечер,
Старый вечер -
Роду старому
Дорога

Ящур седый,
Пращур дедов
дай нам миру,
Миру - хлеба!

Дай нам воду,
Дай нам хлеба,
Хлебу роду -
До полнеба...

Ящур седый -
Пращур дедов,
Йди к нам в хату
Доверечить,

Тебе хлеба,
Тебе воду,
А нам жита,
А нам роду…


С Щедрым вечером, шаманские жители, с Дедовым щуровым временем года!



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 673
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67131
  • - Вас поблагодарили: 151834
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

А мы на Водокрещи напекли пирожки в тыквой. Сладкие 

  Лири,  а что за праздник эти "водокрещи"?
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

  Лири,  а что за праздник эти "водокрещи"?


19 января –Водокрещи, Крещенье, Зимний Крёс, Крёс день,
http://filens.info/forum/index.php?topic=12416.60

Поднявшаяся с полуночи живая вода «пошла в Мир», не только реки, озёра и прочие водоёмы сделав «свячеными» своей силой, но и «напоив собой снега, сосули, иней и суледь всякую»

В этот день набирали снега для талой воды – кто только мог и куда только можно. Её пили – сколько выпьется в эти дни. Поили скот и обливали земляной пол избы. Насыпали снегу в колодези и ставили в бочках в погреба, заносили в овины и хлеба

В этот день, поодаль, а то и на других речках от иордани - «резали луны малые», вырезая лунообразные проруби во льду. Так по поверью, через них будет дышать в мир и выходить в него Живая Вода Водокрещ все последующие три дня...
В «луны малые» опускают селяне деревянные кресты (с равновеликими концами, древние солнцевороты), там же окунают веточки вербы и ивы, набранные на берегу – по весне засаживать берега окрестных речушек…

В этот день рождается Мати Ветров, которая будет учить их наукам ветра. Но только в Крёс-день кто не боялся – тот шёл слушать её песню, что она поёт «един день в году» для всех в мире.. А после поёт – только Ветрам…

Мати Ветров, по поверьям, в этот день подзывает к себе Головоконей – водоплавающих невиданных птиц с головами коней, на которых Солнце с этого дня будет переплывать подземные воды Навьего мира.. Слишком жарким оно становится с Крёсова дня, "невмочно терпеть тёмному миру его горючую силу"
И только с приходом в мир Живой воды могут плавать по ней дивные Головокони…

Потому и хозяйки пекут к Крещению у нас печиво в виде лебединых коней (или конных лебедей??)), посыпают щедро сахаром – но сами не едят, отдают малым и старым, чтобы и детство их, и старость, самых беззащитных – закликались Крёсом на сладость

В этот день окончательно уходит в подземный мир нечисть, а летние суседушки здешнего мира -  уходят на сон… Чтобы они не попутались и не забрели в человеческое жилище – рисуют солнцевороты и на дверях избы, на ставнях, пороге
Не рисуют на овинах и амбарах, погребах и сеноставах – туда путь открыт тем, кто хочет и может жить рядом с человеком… Иногда налаживают целую процессию в эти строения, проходя со свистом и мычанием, все в вывернутых наизнанку тулупах, мехом наружу и в одетых на разные ноги валенках – налаживая нужную дорогу суседушкам по миру.

На Кресс день устраивают "дивьи смотрины" – развешивая на плетнях рукоделие невестящихся девушек и совсем маленьких девочек, исключая подростков. Мотивы расшива смотрин  – ладки, навьи, горлицы и зирки – все мотивы девичьего мира вышивки…

В этот день мужчины идут на малые сходы и поют песни непростые...

Широка река – Дон-Велик-Отец,
 а горюч река Донец Северский…

Выплывал Донец, тЕчи сред лесов,
посеред лесов,  да стобрёвенных.
Во лесах будил Волка-Ратника,
великанушку Вовка Вовкыча

Выплывал потом, тЕчи серед гор,
Серед белых гор, да стоглавенных.
Во горах будил Карпа-Ратника,
великанушку Карпа Карпыча

Да по степи тёк Дон-Донец река,
Да по дрём-степи, что стозвонная...
Во степи будил Силу-Ратника,
великанушку Силу Силыча…

Говорил да пел средь степей да гор
стар-горюч река Донец Северский:

- Просыпайтеся да прокиньтеся
Да идите втрёх к водам,к реченькам
Да сымайте с вод иноземный крест,
крест железный тот, позолочённый.

А топите там кресты прадедов,
Кресты липовы да дубовые,
Берегите так воды жИвыми,
Воды жИвыми, некрещёными…

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

А сегодня было – Сретение.
Мир невидимый с миром видимым встречается.
Не просто встречается – еднается и друг другом поновляется. Мир невидим  – мир видимый латает, а видимый – брату незримому заплаты ставит…

Встречаются края земные – встречаются времена годовые

Зима с Весною встречается, Зима просит сестрицу вешнюю в свой черёд  приходить, не опаздывать  – а Весна обещает…

Встречается и поновляется вода живая – с водицей мёртвою, поднимается стылая вода по реченькам, озёрам да старицам – и растекается подо льдом, просясь на волюшку. А рано ей, потому идёт снова вниз вода речная, до следующих подыхов Весны

Встречается да поновляется огонь новый с огнём старым – тушат разом печи на Стерение, дают матушке постоять без палева, вспомнить нутром «время безогнево» - пускают огневиков-духов до дому, во старовластову кузню. А потом разжигают огонь новый, поминая время особое, время дикое - старь старую, когда не ведал человек огня, и вся земля его не ведала…

В этот день вылетают разом все ветра из сундука буянова – и льнут друг к дружке ветра вешние и осенние, кому никогда боле не встретиться. И льнут, и еднаются, и поновляют, как весь мир поновляется на Сретение

На Сретение – Сустречи – идут из дому все, кому ход есть, да кому ход потребен, идут и встречают долю по своей дороге. Потому важно выбрать сретенский путь, не сплутать с путём иной судьбины… И все встречи-сустречи этого дня – только твои и особые…

А ещё мнят по деревням, что приходят умершие рода твоего – и стоят всю ночь в изголовье, в тебе себя вспоминают… Потому подметают да чистят дороги до кладбищ на Сретение – по ним пращуры идти станут…
Мир нОвить,
дом нОвить,
детей нОвить собою…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935

Лири, все же мне кажется, ты зря ограничилась обрядовой составляющей этого дня народного календаря, не добавив на форум вторую константу имевших место смыслов,  а именно фонетику древнего корня в названии. Все же было бы небезынтересно, привести здесь и его или не здесь, в теме на твой выбор.
Возможно, было бы хорошо опубликовать этот замечательный текст в начале дня? Думаю, некоторых наших уважаемых форумских сновидцев, если не натолкнуло бы на нужные темы, то хотя бы удержало от пустословного спора и выпендрежа кто бы первым в познании сновидных наук. Оказывается это Ксендзюк, древние апплодируют стоя.
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 673
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67131
  • - Вас поблагодарили: 151834
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Мир невидимый с миром видимым встречается.

  Однако!!!  ))
Похоже,  что праздник этот был силен, важен  и   значим  на изрядной территории,  коли    церковные отцы решились даже на то, чтобы  поломать логику  своей сказки про   рождение Иисуса. 
  Ведь не нужно  быть семи пядей  во лбу, чтобы понять,  что если было "Бегство в Египет" - то не было  Сретенья.  А если было Сретенье -то не было Бегства в Египет  и  Преполовения.  И самое  карикатурное,  что в ряду праздников,  эти иконы могли идти одна за другой. 

  На кой хрен нужно было придумывать Сретенье,  которое идет вразрез   с каноном?   Наверное, надобность была? 



  Интересный  пергамент у Анны Пророчицы))
"Сей младенец сотворил небо и землю".  Как вам логика? 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935

Похоже,  что праздник этот был силен, важен  и   значим  на изрядной территории,  коли    церковные отцы решились даже на то, чтобы  поломать логику  своей сказки про   рождение Иисуса. 
  Ведь не нужно  быть семи пядей  во лбу, чтобы понять,  что если было "Бегство в Египет" - то не было  Сретенья.  А если было Сретенье -то не было Бегства в Египет  и  Преполовения.  И самое  карикатурное,  что в ряду праздников,  эти иконы могли идти одна за другой. 
Здесь вообще много неясностей и прямых подлогов. Начиная от того, что царь-строитель и защитник Ирод, был наречен потомками Великим, а скончался он, по разделяемому большинством историков мнению, в 4 в. до нашей эры, т.е. за несколько лет до рождения Христа. Но даже если историки и ошиблись на пяток лет,то уже в конце жизни Ирод был старым и очень больным человеком, задолго до смерти смирившемся со своей болезнью, и утверждать, что он опасался только родившегося конкурента, который править будет минимум четверть века спустя, нелогично, по меньшей мере. И даже с учетом нахлынувшего во времена переписи в маленький Назарет народа, трудно было бы там сыскать от 14 тысяч до 64 тысяч младенцев не старше 2 лет.
Факт же и чуда восприемничества, что наверняка зафиксировали бы храмовые иудейские записи, и убийства столь многих детей, в том числе знатного рода, подтверждают лишь церковные источники. Что дает повод некоторым историкам говорить о величайшем церковном подлоге в истории древнего мира.
Ирод же представляется интересной, но не поддающейся современным исследованиям, личностью. Интересный факт, что имя стало нарицательным, что всем известно, но мало кто знает, что в церковных списках ироды и кощунники упоминались рядом.
Записан

Digo

  • Digo
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +81/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 305
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 620
  • - Вас поблагодарили: 758
  • (धीगो)

А сегодня было – Сретение.
Мир невидимый с миром видимым встречается.
Не просто встречается – еднается и друг другом поновляется. Мир невидим  – мир видимый латает, а видимый – брату незримому заплаты ставит…
Здесь и далее по словам настолько ярко и певуче, просто и безоговорочно ясно выражена
сама Суть и Соль всей  полноты Вязи Живого Мироздания, что ... да просто застываешь
с расплывающейся улыбкой, стягивая шапку через затылок и оземь:"ИЭээххх ..!!!"))))

Спасибо большое, Лирими!! Радует))
Не слова — Песня !

взял к себе)), нравится.. очень... и никакого Кастанеды не надо))))
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

Добавив на форум вторую константу имевших место смыслов,  а именно фонетику древнего корня в названии.
А сегодня было – Сретение.


Слово древнее, сложное, имеющее множество корневых родственников. Понятная нам "встреча" через него роднится  корневой морфемой и смыслом - с "обретением". Так, сербы этот день даже  называют "Сретен и Обретен"

И даже с "подстрекательством" - то есть с подталкиванием к чему-то, что сам бы заробел, не осмелился сделать...

А болгарское и сербохорватское "среща" - вообще означает "счастье" и "радость" (то же значение имеет и древне-индийскй корень "sre - sr" )

Наше Сретение произошло от праславянской основы /сърѣсти/, которая дала ещё одну линию с корнем "реть" (по Шанскому) - это отсылает нас с древнему "обрящете" (найти, получить, достигнуть), а дальше по развитию слова - к "ректи" (снова смысл голоса! зова! слова!), "обрести", "обречённый", показывая нам значение судьбы, обретения и снова - слова.

Если опуститься ещё дальше в общие индоевропейские корни - то праславянское  /сърѣсти/ сблизится с   "sriti", "srti", "zriti"
"srti"           путь, дорога, линия контура (уже не просто линия, правда? что-то сложнее)
                 цель, направление, устремление
                 блуждающий, кочующий, идущий, путник
                 вызывающий, дающий, создающий
                 перевоплощение, изменение

"zriti"          входящий, проникающий, вложившийся
                 ресурс, поиск помощи, подпитка
                 приближение, сближение, включение, обретение

Встреча - которая и дорога, и слово, сказанное в эту дорогу - зов, вещая песня. Дорога - на которой обязательно что-то обретётся, найдётся, покажется, дорога и встреча не будет пустыми. Дорога и встреча принесут тебе изменение, во что-то перевоплотятся и сами...

Очень многосмысловым выходит древнее Сретение...
                 
 
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

А сегодня Пасха - Велик день!

Велик день - составленный из кругов солнечного и лунного обращения, еднающий солнечный, светлый, и подлунный, тёмный, миры воедино...

"До Велика дня снег лежит - а после побежит", день - когда открывается небушко и проливается дождём половодным, питая таянием снега всё живое вокруг, и "щуровы" косточки тоже.
Захочешь - умойся, водой талой, водой стосильной

К этому дню во все пределы земли русской восходит крик журавлиный и шелоп журавлиных крылышек, и земля вбирает их в себя, и идёт ею невидимая дрожь...
Захочешь  - почуешь...

В этот день открывается по-особому Земля-матерь, переворачиваясь и еднаясь со своей праматерью, что, по поверьям, лежала прежде неё, выпуская на волю сны странные, сны таёмные, сны дивные. Захочешь - приснятся

В этот день приходят щуры старые, щуры стородовые, приходят, опершись на посоха да клюки свои деревянные, а с посохов тех листва зелёная светится - ведь весна пришла, пора и щуровым клюкам зеленеть.
Стоят щуры старые, держимые дедами под ветхи руки - без дедов щуры обвалятся, не сумеют стояти пред потомками. А к ним, детям рода своего - они и идут на пасху, щуры да деды давно помершие
Будут молчаливо стоять у околицы в самую полночь пасхальную - да только дети их дома покинули, ушли на всенощное бдение вкруг храмов каменных
Захочешь - останешься.
Послушаешь дедов да щуров своих стареньких...

В этот же день и до Красной горки - рождает она травы вещие, травы стосильные, травы "ящуровы", невидимы обычному зрению.
А потом уйдут те травы в царство старовластово расколами земными и горными - как ящурка верткая, уйдут - не покажутся боле
Захочешь - найдёшь...

На пасху пекут хлеба высокие, хлеба великие - символ вешнего Яра, всеобщего Рода, полнорадостной Жизни
На пасху пишут яйца - ведь с  великого древнего яйца, снесённого однажды див-птицей, пошёл весь мир. Пишут в каждом роду по-своему, и в каждом селе по-своему, и в каждом дому так, как чуется и видится. И каждая женская рука нпишет так, как ей сподручно - ведь у каждого свой исток из рода человеческого, свой корешочек, свои путь-дороженька судьбинная, свои навьи берегинушки...
Захочешь - напишешь...

Со старой пасхой вас, люди жИвые!  *HI*


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

А сегодня было


А сегодня был Налив-День...
Церковь соединила его с днём памяти Андрея  Рублёва, без сомнения, весьма достойного человека! И объяснила  - дескать, как выдающийся иконописец наливал краски на дерево, выводя чудесным богоизъявлением лики святые, так и день сам с того зовётся - Наливом...

А только сам Налив древнее любой иконы... И пришёл он с тех времён, когда живомиру ещё не стало нужды быть рисованным в краске

Налив-день - вода мир заливает, идут наливные (а совсем не "Андреевские"!) дожди-ливенники. Ведь к этому дню вода талая, вода стосильная, вода времени зимнего уходит почти из мира нашего, отпускает вешние силы в подземные палаты велесовы... И с того становится мало вологи на белом свете, остаётся вода, человеком испитая - и приходит тогда в свой черёд Налив-день и ливенники

Наливается земля водою полным-полная -  ведь бегут на Налив-день по миру, верней - над миром нашим -  невидимы кони-сивы, несут в гривах серебряных (потому и сивы те кони) влагу-вологу-волоху-волошбу, несут в мир силу  родову - на урожай, на сгоду, на жито.

Так наливаются колосья на полях - и сторожат их потому по ночам те кони-сивы, чтоб не пролилось даром ни капельки наливной силушки, всё в землю-матерь рожающую шло. Не оттуда ли сказка про сивку-бурку, что сторожит поля да пашни, усыпляя незадачливых сторожей из рода человечьего?
Не для них то колдовство Налива, не для них -  потративших старые знания...
Нет, не оттуда та сказка старая - но откуда-то рядом

Наливаются к Наливу-дню и плоды-яблоки на ветушках.... Не велит церковь строго-настрого трогать яблочка до спасова дня - а кто неслух да не убоится наказания Божьего (за яблочко евино праматеринское!), тот сорвёт яблоко до срока, вберёт в себя его наливную особую силушку...
Помните - из сказок? Наливное яблочко по блюду-чарочке катается, иные миры кажет глядящему?
То и сила налива играет, волшбу свою творит... А ты съешь наливное яблочко - да в сон уйди, тебе чудны-миры Налив-день покажет ли?

Наливается водою особой и птичьи голоса, а прежде всего журавлины стаи клич свой подбирают - ведь с дождями-ливенниками, по поверьям, опрокидывается слово журавлиное с небес на землю, оставленное там стар-журавлём, у которого в дедах и человечий пращур хаживал... Подберут его журавлята, а что не усмотрят - на траве останется, в медвяной росе купаючись...

Потому спят три дня девы да молодицы на рушнике самопряльном да саморосшитным, а под вечер Налива-дня несут его к лугам да болотам, где журавлины ходы проложены - да раскладывают в месте приметном. Соберёт на себя рушничок и слово журавлино-оброненно, а то и сам-журавлёнок прокатится, следок свой оставивши - а тем рушником жена рода людского волосы обмотает на утро, чтобы сила наливная да журавлиная в них шла, а волос долог был.
Ведь не зря речат старики по деревням, -  как пропадёт коса у девок, так пропадут журавли, а как пропадут журавли - не станет и водицы в мире...

Наливается с Налива-дня и женское тело - с купалы-травника до налива в особую силу входит... А за собой и мужское тело влечёт, потому что одно без другого не бывает ведь... Ему - телушку, и баньки топятся, и меды ставятся, и напары травные готовятся - а им обоючим стогами ночки стелются да зорьки грают-томятся...

А к Налив-ночи идёт волога вещая тайным ходом до дедовых могил да складей кощных-кощеевых старых, течёт в глаза щуровы, силою своею полнит.
С того могут родичи - очи раскрыть единый раз на Налив-ночь, и в нас посмотреть тогда силятся
А что видят Деды старые - не знаю я...

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

А сегодня был важный день, пиковая веха года - Ильин день. Ильи-Пророка день памяти...
Да только раньше звали его Громовиком-днём, Грозовиком, Громовником да Громодолей.
На них, на Громодоли и поставили день убиения пророка Илии. Со временем наделили того огрызками атрибутов стародавнего языческого дня, смешали неумело с Ильёй-Муромцем и, выхолостив мифическую составляющую, сделали то ли посмешищем, то ли позорищем, оставив в памяти лишь пакостно гадящего в различные водоёмы святого пророка...

Громодоли не имеют почти значительного обрядового наполнения - они скупым подпеванием следуют за богатейшим и сакральнейшим Громодолевым мифом

С разрушением мифа бороться  трудно - вместо устной, "языкой" традиции тебе подсовывают слово написаное, да не абы как, а апостолами. Нешто устоять тут дедовой сказке?
А сказка всё равно выстояла... Хоть и стала совсем-совсем сказочкой...



Гром идёт - осень ведёт, как Громовник грянет - так осень настанет. 
Лето кончая - осень зачинает, на всё Божья воля - да не на Громодоли...

Так на Громодоли кончается Лето...

Громовник богат на грозы, да на чудовы - сухие, на громы богат да на трясун земной. Не просто так молоньи в мир идут - а силою его полнят. нужна та силушка, великой нуждой нужна - землю-матерь на Осень воротить, к Зиме боком ставити, на всё особ-сила нужна.
Потому на Громовник день все босы ходят - трясун-сила к ногам споднизу льнёт, в человеково тело входит. Что несёт в себе?
А каждому своё.  Не прочуешь - не прознаешь

Идут молоньи в землю-матерь, идут и в вологу её - в воды стоялые да в реки быстрые. Сам Диво-Ящур уносит теплые течения в нижний мир "мешати их со водами подземными". И купаться в оставленном им "следу" сторожится с того дня человек, иной вода становится, не каждому по плечу. Не купаться с Громовника в реку ходят, не тешить тело - а здоровить да громовной силой полнить.
А кто верует больно - тот в воду после беса-ящура боле не йдёт, ждёт-дожидается святого крещения вод...

Идут молоньи громовым позвуком в землю, вертают её к подземному миру ближе - а какая до земли не дошла, та в подыхе земном растворяется, в крылья птичьи входит, мощью их питает - лететь скоро им, в дальни страны да к краям земным, а с пролётом птичьим  земля ещё швыдче к карочуну воротиться будет. Но то - после Громовника станется...

Входит трясун-сила громовная в птичьи крылья - входит и в клич журавлиный. С того Громовика-дня собирает по болотам стар Журавель журавлины клинья, счёт ведёт журавлятам, себе подмену присматривает, даёт завет древний пичугам малым, птицам-зимникам, воробьям да синицам, а те летят по свету да друг дружке вещее журавлино слово прокрикивают  - с того ночи Громодольные воробьиными кличут

А ещё те ночи калиновы да рябиновы прозваны - кончаются летние медвяные росы, начинает алеть калён-ягода да ягода-ряба, целебными становятся с Громодолева дня. До вешних дней  в каждой ягодке, сокрытая, хранится сила особого поворотного времени. Собирают с того дня первую самую калён-ягоду, а потом и рябинную...

На Громодоли рождает остров Буян ветра-листобои. Далёко ещё до них времени - а слышимы те ветра человеку знающему, по осинным да тополёвым листочкам читаемы. Дрожит особо осина - листобоева подыха ждёт... С того несут стариков дряхлых, а кто может - сам ходит на горки да холмовы кручи - как листобой-ветер листок обламывает, так и стар-человек смерти лёгкой да быстрой у Громовника просит...

На Громовника сны идут "незрячие", сны дивованные. Кому приснится что - сам тихо дивится, никому не сказывает. Громовные сны - только для тебя видятся...

Странное время это - и потому сторонится мешать ему человек. Не стучит, не гремит - довольно громов слышимых и неслышных в это время творится.
Не бранится, не злится, не ярится - хватает недобрых проклятий на дедовы сказки громодольные от поповского племени.

Лишь женщины по селениям повывесят на плетнях первое рукоделие дочкино - отнесёт весть о них старым щурам да пращурам Громовник-день, будит тех, слепых да дряхлых, трясун-сила великая, добудится хочет. А как разбудит - расскажет об узорах девьиных...

А старухи пирог особый поставят в печку дедову. Тот пирог семью травами начинён - да всё дикими, не полевыми-сельскими, в память того времени, когда мир питал человека, не знавшего ни сохи, ни лемеха...
Поломают рукой, не ножиком - пирог тот на семь частей, четыре по числу краёв земных, да ещё три ломтика - семье на ужин общинный, да птицам покрошить да высыпать, снести за околицу мира человечьего. А последню, седьму частеньку - на дедовы могилы снесть, там оставити, да не саму-единую - а с добрым словушком...

Мужчины же пойдут прочь на стары-братчины, поведут коней на пустом поводе, возьмут парубков да хлопцев маленьких - станут сказы дедовы по-своему пересказывать. А коли не так расскажут, поковеркают - не выпустит их леший-батюшка, себе оставит, в научение

Сказок знаю много я - да все не с братчинов, по причине полу женского  :[ :[



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Тишь

  • Хозяин раздела
  • *****
  • Согласие +623/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1 102
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 5098
  • - Вас поблагодарили: 4580

А сегодня - ХороЯр! День Хорса и Ярило, он же - праздник наших соседей - неутомимых тружеников и помощников - день лошадей.

В старь на Хорояр в торговых городах ярмарку устраивали – лучших коней на площади собирали. А в деревнях-то иначе справляли: коням лентами яркими гривы заплетали, в реках лошадей купали, обряды на здоровье да стать коней проводили.

Хорояр - праздник солнечный. Управляют лошадьми солнечные боги Хорс да Ярило, о здоровье их заботятся.


... Летит по небу огненная колесница, и правит ею Ярила-Солнце, ослепительный, жаркий, в самой силе своей и мощи, ярый Солнцебог. На Земле под ним колосятся нивы, богатым урожаем, и жнецы споро убирают созревший хлеб в снопы. Вот уж и пожинальник молча связали, и бороду Велесу древнему завили - всё, окончена жатва!

Это значит - пришла пора Яриле уступить место в колеснице брату Хорсу, богу Солнца зимнего. Спадает ярь летнего солнышка, уходит оно в тень, уступает место сдержанному осеннему; сменяет брат брата, переходят вожжи сменщику-вознице.

Это значит - окончился текущий сезон, наступает следующий.

Возница-то сменился, а кони в солнечной колеснице - бессменные. Неутомимо летят по небу, ни на секунду не замедляя своего бега, такие же труженики, как и земные кони, людские помощники резвые, кони гнедые да буланые, всех видов и мастей, во всех делах напарники. И в поле пахать, и на ратном поле воевать, и товары возить, и хлеб молотить, и детишек в санях катать.

С конями была связана вся жизнь наших предков, даже представить невозможно, где бы это благородное животное было бы лишним. Нигде, наверное...

Вот и считают издревле день Хорояра лошадиным праздником. Почитая солнечных братьев-возниц, воздают должное и верным коням. Стараются весь день посвятить им: искупать в реке быстрой, расчесать да заплести гривы, украсить их лентами и цветами, святой водой окропить.

И показать их во всей красе - устроить обрядовые конные состязания, по поведению лошадок да по следам подков погадать на будущее.



Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 673
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67131
  • - Вас поблагодарили: 151834
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Сейчас с телефона  прочитал и вдруг подумалось... а ведь праздники  -  это акцент внимания на важных смыслах!

  Очень сильный  метод  поддержки  важных смыслов получается...  и наверное,  по праздникам в обществе  можно судить о том, что для этого общества важно...
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))