Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Старая, старая сказка (с)  (Прочитано 76141 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Кора

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +13/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 683
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 145
  • - Вас поблагодарили: 459
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #135 : 18 Январь 2018, 13:56:46 »

Сказка  про Колобка о чем? 

Может быть об этом:

"На одном форуме для переводчиков прочитал историю о невозможности перевести сказку о Колобке. Переводчик пишет, что трудно объяснить иностранцу в чём смысл сказки, в которой русская волшебная круглая булка издевается над животными..." (с)

Или  этом:

Записан

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2727/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 918
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67856
  • - Вас поблагодарили: 46172
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #136 : 18 Январь 2018, 15:45:39 »

Когда читала сказки сыну или сейчас малышам в студии - иногда хотелось читать их по-другому. А когда пробовала... По реакции видно было - что что-то пошло по важному пути. По реакции, по изменившемуся ритму дыхания, по расслабленности постепенной тела... По глазам?
Я так пою колыбельные внуку. Совсем не так, как эти же тексты-слова принято петь. Не поётся так. С музыкальным слухом у меня всё в порядке, но колыбельные я пою без мелодии, протяжно, - так мне чуется, хочется.  Внук очень любит - замирает, подпевает.
Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11393/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 790
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67279
  • - Вас поблагодарили: 152202
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #137 : 18 Январь 2018, 17:45:29 »

Слово «сказка» происходит  от слова «казать»

  Можно я опять со своим французским?    Cas  -  по французски -  случай. 
Стало быть - что-то общее в корнях прослеживается. 




Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

митрий

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +468/-18
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5 354
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6
  • - Вас поблагодарили: 10824
  • такая лучше? )))
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #138 : 18 Январь 2018, 18:58:51 »

В какой не помню книжке встретил прикольное определение.
 Поскольку большинство людей - дураки, то свидетелем большинства событий был дурак. Поэтому любой миф, сказка это просто отчёт о реальном событии в изложении дурака.
Записан
я много лет стоял в конце и был последним идиотом. но постепенно продвигался, теперь я - первый идиот.

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 645
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4659
  • - Вас поблагодарили: 11022
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #139 : 18 Январь 2018, 21:53:40 »

А я в детстве из сказки про колобка вынес более банальные выводы. Мне казалось, колобок слишком кишился значимастью в глазах других, и у него было раздутое самомнение. По сути единственная его заслуга, сбежать из дома. Но он хвачтался этрм перед всеми. Его развитая гордость и самовлюблённость заставляла всех опешить и сдаться. Но не лису. Лиса хорошо понимала мотивы колобка, она немного ему подъиграла и он сам загнал себя в ловушку. Т. е. в том, что колобка в итоге съели виноват сам колобок. Не пел бы он свою хвалебную песнь кому не поподя, был бы жив. Забавно вспоминать, но именно этот урок я усвоил из сказки ещё в детстве. :)

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11393/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 790
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67279
  • - Вас поблагодарили: 152202
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #140 : 18 Январь 2018, 22:02:23 »

В какой не помню книжке встретил прикольное определение.
 Поскольку большинство людей - дураки, то свидетелем большинства событий был дурак. Поэтому любой миф, сказка это просто отчёт о реальном событии в изложении дурака.

    Насколько я могу судить,  больше всех  описывали  разные события на Руси - это русские писатели.  Фамилии  их, многие слышали.  Хотя бы несколько.  Но я бы не назвал их дураками.  Скорее,  именно их бы и не назвал))

По сути единственная его заслуга, сбежать из дома.

  Где его   должны были скушать неизбежно,   однозначно и без  вариантов.   И он не только сбежал, но и  вел свою линию собственного  путешествия,  пока не похерил ее и не поддался  более сильному противнику.  И сильному не  в смысле понятной нам силы.  Волк с Медведем намного сильнее Лисы.  Но у Лисы была та сила, которая нужна была, чтобы сломать его силу))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

митрий

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +468/-18
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5 354
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6
  • - Вас поблагодарили: 10824
  • такая лучше? )))
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #141 : 19 Январь 2018, 01:27:02 »

Дык и я бы - не назвал.  Я писателей никаким боком не имел ввиду. Насколько я понимаю, мифы и сказки возникли задолго до появления на Руси русских писателей. Подозреваю, что даже до появления самоё письменности. Мне понравилось объяснение изначального смысла мифов, каковым  заинтересовалась Инна. Что миф - реальное событие в дурацкой интерпретации. Ну можно, конечно, поискать в них зашифрованных сакральных тайн. Но иногда банан - это просто банан  :)
Записан
я много лет стоял в конце и был последним идиотом. но постепенно продвигался, теперь я - первый идиот.

динго

  • Охотник
  • *
  • Согласие +75/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 101
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 578
  • - Вас поблагодарили: 611
    • Енот полоскун
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #142 : 19 Январь 2018, 02:01:12 »

колобок слишком кишился значимастью в глазах других, и у него было раздутое самомнение. По сути единственная его заслуга, сбежать из дома. Но он хвачтался этрм перед всеми. Его развитая гордость и самовлюблённость заставляла всех опешить и сдаться. Но не лису. Лиса хорошо понимала мотивы колобка, она немного ему подъиграла и он сам загнал себя в ловушку. Т. е. в том, что колобка в итоге съели виноват сам колобок. Не пел бы он свою хвалебную песнь кому не поподя, был бы жив.
Ой! Так это ж прям про Украину! 
Записан

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 645
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4659
  • - Вас поблагодарили: 11022
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #143 : 19 Январь 2018, 05:18:50 »

  Где его   должны были скушать неизбежно,   однозначно и без  вариантов. 
В детстве для меня колобок был символом ребёнка. По этому я воспринимал это, как посвящение всего себя семье. Выполнил свои обязанности, свой долг перед семьёй. Сейчас ещё могу добавить - перед родом. Колобок же сбегает из дома. И попадает в итоге в лапы лисы. Этим действием, на мой взгляд, он обессмыслил свою смерть.

 
он не только сбежал, но и  вел свою линию собственного  путешествия,  пока не похерил ее и не поддался  более сильному противнику.
Мне казалось, его линия и должна была так закончится, с самого первого шага. Это и было то, к чему ведёт выбор колобка. Так что сказка выглядела вполне логично.

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #144 : 19 Январь 2018, 09:27:30 »

  Где его   должны были скушать неизбежно,   однозначно и без  вариантов. 
В детстве для меня колобок был символом ребёнка. По этому я воспринимал это, как посвящение всего себя семье. Выполнил свои обязанности, свой долг перед семьёй. Сейчас ещё могу добавить - перед родом. Колобок же сбегает из дома. И попадает в итоге в лапы лисы. Этим действием, на мой взгляд, он обессмыслил свою смерть.

Почему? Если предположить, что так он отдал себя в дар лесу, природному миру, а не посвятил семье.
Записан

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 645
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4659
  • - Вас поблагодарили: 11022
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #145 : 19 Январь 2018, 10:33:14 »

Почему? Если предположить, что так он отдал себя в дар лесу, природному миру, а не посвятил семье.
Говорю же, для меня эта сказка была символичной. Я и лесных персонажей с лесом ни сравнивал никак. Колобок - ребёнок. Дорога - его жизненный путь. Персонажи - события и встречи происходящие с ним в жизни. Лиса - тот, кто смог разгадать принцип поведения колобка. Финал сказки выходит из сделанного один раз неверного выбора и того, что колобок за свою жизнь так и не понял, где совершил ошибку и ничему не научился.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #146 : 04 Апрель 2018, 22:53:21 »

Поискал русский аналог. Попался богатырь Святая Гора, Горыня, Святогор.
Сей богатырь был столь велик, что земля его не держала, и он старался жить в горах. Как-то возгордился силушкой, попытался поднять суму с "тяжестью земною" и ушел в землю по самую голову. Выбрался или нет, неясно. )
Передвижения его трясли землю, так что неплохо, пока он спит )
 

Я не встречала, чтобы Святогор жил в горах. Наоборот, он довольно много путешествовал по русской земле, один или с «молодшими» богатырями. Старших либо не всех застал,  либо у них не было  необходимости пускаться в длительные совместные путешествия по полосе белого света. А вот встречи - были...

Святогор Другомиров либо пришёл из-за гор (далеко-далеко, за синими морями, за высокими горами – тридевятое царство, сновидная полоса), либо упокоился в своём сундуке-двери-гробе в горах. Гора – всегда граница. Как и ягода-калина – ягода перехода в иномире…
Сюжет ухода в землю по самые плечи – очень распространённый в волшебных сказках, богатыри от ударов только так туда попадают. Те же бои со змеями, горынычами, юдами всевозможными дают градацию силы их ударов о богатыря – по ступни, по пояс, по плечи. О чём, кстати, этот сюжет? Может, о том, что только матерь-земля, твои корни, почва – дадут силу выкарабкаться и не сломиться?
Так что этот сюжет неспецифичен для эпоса о Святогоре
Что он такое в загадках и вопросах – я писала как-то

Кем становятся друг для друга Вольга и Святогор? (притом, что оба они относятся учёными-фольклористами к древнейшему, дохристианскому пласту эпоса. И даже не русского - а мировой мифологии, потому как осколки "литературной фабулы" и Вольги-Волха, и Святогора Другомирова блеснут то там, то этам в общемировой языческой культуре...)

Вольга и Святогор - равноправные участники похода. Причём Святогор Другомиров присоединяется к дружине по непонятной (случайно-неслучайной?) причине и вместе с Вольгой, змеевым (ящуровым!!) сыном, участвует в добывании пропитания его дружины (а делает это Вольга-оборотень в виде сокола, волка и ворона) и изведывает вражеский лагерь до прихода туда Вольги в горностаевом обличье. То есть, не являясь оборотнем (это  знание колдунов нашего мира) - он не удивлён-испуган тем, каков Вольга-Волхв, и по крайней мере равен ему по силе способностей. А то и превосходит.

Так же по непонятной причине Святогор покидает дружину  князя-оборотня и продолжает свой путь в нашем мире. А Вольга-Волхв - свой. (расходятся интересы - расходятся люди?))

Намного более подробна встреча Святогора и Ильи Муромца. С Ильёй Муромцем связан и уход Святогора из нашего мира... Здесь также много загадок и намёков...
Образ этого богатыря - открывает цикл богатырей христианских (не смотря на то, что эпос о муромце наполнен многочисленными более древними смыслами, чертами и шифрами). Более того, Муромец - вообще первый богатырь на Руси (Вольга - королевич, витязь, князь, Святогор - великан Другомиров, Микула- витязь-пахарь, земляной князь и т.д. Конкретно богатырями они названы уже в позднейшее время и, скажем так, совокупно).

Илья Муромец мало того, что имеет нераспространённое в народе имя и имя Святого Ильи Пророка, поражающего врагов Божьих,  так ещё целым рядом черт прямо указан сказителем на своё христианское происхождение. Вспомним его победу над Идолощем Поганым (кто такие идолы в древней традиции? Кто такие "поганые"?
Вот ещё одна загадочка...) Илья Муромец обманом побеждает и закидывает Идолоще Поганое далеко в степь во времена Владимира... Оттуда, из Степи во стократ вернутся "идолопоклонники" во времена потомков святого князя. О чём нам хотела рассказать древняя сказка?)

Муромец не полноправный витязь. Он сам находится в услужении у Святого Владимира и выполняет его распоряжения. И дружина у него не своя (дохристианские витязи либо имеют свою, либо не имеют ее вовсе - она им не нужна)
Встречаясь со Святогором, он явно не знает, что им вместе дальше делать и подстраивается под то, что скажет Другомир.

Встречается Муромец со Святогором - тот спит. Настолько крепко, что Илья, как ни тужится - не может его разбудить... Только брошенное копьё (ааааа, всегда это удивляло. Нефиг думать - давай в спящего копьё брошу!) - а по другому варианту горсть русской земли (а тут уже теплее намёк) - будит Святогора...
Тема сна не случайна. Едет спящий древний витязь по русской земле и везёт его недреманный верный конь...
В кармане же у него спит его "родная жена", взятая в этом мире... Скрытый мотив пары, мотив женскости есть и в этой легенде..

Илья Муромец первым предлагает быть Святогору побратимом. Тот соглашается.
Пока Святогор снова спит, засунув Муромца себе в карман - Муромец находит его жену, и та от него беременеет (побратимство у Ильи - дело такое... весь в того, кому служил. в общем))
Беременеет спящая? Святогор чует, что везёт уже не одного богатыря, а двух и, по одной версии, убивает жену (христианский вектор-образец отношений), по другой - отпускает (языческий обычай. До слова. Есть в русской мифологии ещё один персонаж - Сил Силыч. Который имеет "двох отцев - поганого да святого". С отцом поганым Сил Силыч идёт советоваться "во место тайно ко гробу навьему".... Какие мотивы здесь сплетены - мы уже не узнаем, видимо... Отец святой никак не проявлен в жизни великана Силы)

Причины, по которым Святогор окончил путь на нашей земле - различны и многосмысловы. Но ложится он во гроб (сундук, землю у горы, из которой вышел в наш мир) - при Илье Муромце.
ему же пытается передать свою силу. От которой Муромец вначале отказывается, затем попросту не умеет взять, кивая, что ему "крест мешат".

Так с приходом в мир нового типа богатырей и во времена святого князя Владимира, Святогор Другомиров умирает или засыпает, что в многополосности мироздания может быть одним и тем же...
В нашем мире остаются поздние богатыри - богатыри христианского мира...

попытался поднять суму с "тяжестью земною"
Передвижения его трясли землю,)
 

На полосах сновидений есть совершенно поражающие моменты, связанные с гравитацией, земной твердью, способами передвижения там. Неудивительно, что и у Святогора были схожие отношения со стихией земли на нашей полосе.

Второй кандидат на прототип Головы - первичный камень Земли
 
Ветроворот в описаниях Оли-Десерт-Данс)
Могу предложить третий физический прототип «говорящей головы» - …. курганы. Эти самые «белые деды», «щуровы главы» и прочие народные названия случайно ли крутятся сравнением у головы?
Седые – от степного ковыля. Дедовы, щуровы – потому что народ через века пронёс память. Что там покоятся предки. И даже не деды – щуры, то есть предки очень отдалённые по Роду, деды ведь только твои, а вот щуры, щуры уже общие…

И говорить курганы тоже могли. Даже когда на них уже не зажигали огни тризн – пон им гадали, спрашивали совета у «стар-косточек»,  носили «отдарочки в допомож» (подарки в помощь)

Вообще образ головы в старой сказке очень особенный. Это не только «мельница мифов» всех народов (голова Пуруши, Орфея, Медузы , из головы Мимира рождается Один,а из головы Зевса – Афина,  сюда же живая голова Ивана Предтечи прямиком из полуутраченных шумерских мифов)
Голова – вместилище силы и разума, не случайно из голов врагов и друзей делали артефакты
Множество мифических существ имеют инородную голову, от Сфинкса до вещих птиц Гамаюн да Сирин, друидский самайн, перевоплотившийся с хеллоуинскую глазастую тыкву…

Солнце и Луна в славянской (да и не только мифологии, в изобразительном  лубке)  - это именно головы без тел, действуя в сказках вполне самостоятельно. Марья Моревна не может освободиться от плена брата-Солнца, пока не сошьёт ему кафтан, а сшить никак  не может, пока  у Солнца нету тела. Солнце берёт тело Ивана-царевича и только тогда примеряет золотой кафтан…

Чуде-Юде или Змею богатырь рубит головы, рубит – а они, живые, прирастают, огнём да ядом жгут-палят, пока богатырь не отрубит другую часть тела противника и ею, мёртвой, не сделает мёртвыми и волшебные головы…

Иван богатырский сын пинает в траве голову, которая оказывается живой головой неведомого древнего богатыря, указывающего дорогу

Баба Яга живёт в окружении бревенчатого ограда, на вершицы которого навешаны черепа и головы. Путник, приходящий к её владениям, сперва говорит с ними, отвечая на хитрые вопросы или излагая свои беды

Навки и русалки, желая смутить или напугать встреченного путника, снимают свои головы, а то и «сменяют одну на другую» (очень сильный флёр  сновидного сюжета, если кто узнаёт)

Болотные пузыри, поднимающиеся из бочаг – это, по деревенским поверьям,  дыхание невидимых «болотных головушек». «Живые  головы», положенные Старовластом на речное дно, рождают омуты или подводные родники (одни головы затягивают в себя воду и порождают омуты, другие выдувают)

Раз в году домовой теряет голову и тщательно ищет её, а домочадцы не смеют мешать, а лишь тихонько прислушиваются к тому, что голова скажет

Есть старые обряды и обычаи, связанные с «головами» (капустными, репными, тряпичными - в которых по лоскутку от одёжки всех усопших родичей Рода). Были и молодёжные игры, в которых у головы-воды спрашивали кто что задумал, а та отвечала невпопад... (а как ещё в сновидениях ответят?). А уж в гаданиях головы и настоящие, и привидевшиеся - центральные  приметах

Деда рассказывал старый и немного забавный деревенский обычай их села – самую крупную морковку слегка откапывали, давали «зазеленеть» верхней части, затем прорисовывали рот и глаза – делали «морковну головку». И закапывали снова, накрывая сверху бурьяном и сухостоем.
А весной «головка сказывала», какое лето случится, какой урожай у ржи и овса будет – по ней и примечали многое,  и затем гадали…

Так что вполне возможно, что «головные нити» намного неслучайнее, обширнее и запутаннее, чем может показаться… И ведут уже в совсем ветхие, непонятные знания и смыслы…
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 645
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4659
  • - Вас поблагодарили: 11022
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #147 : 05 Апрель 2018, 07:24:51 »

из головы Мимира рождается Один
Один рождается от Бёра и Беслы. И хотя его мать является великаншей, Один - Ас. Бёр же сын Бури(ударение на и). А Бури появился на свет из куска солёного льда, который облизала Аудумла. Одина с Мимиром (великаном а не Асом) связывает то, что Один оживил голову Мимира и отнёс её к источнику знаний, у подножия Иггдрасиля. Один отдал Мимиру свой правый глаз за возможность пить из источника знаний. Но не был рождён из его головы .

У Скандинавов вообще интересная мифология. Будучи высшими божествами Асы первые, кто совершает убийство.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11393/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 790
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67279
  • - Вас поблагодарили: 152202
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #148 : 05 Апрель 2018, 07:33:56 »

к источнику знаний, у подножия Иггдрасиля.

   При этом нужно помнить, что Игдрасиль - это Ясень.  Который не произрастает и не произрастал  на территории  уважаемых  скандинавов.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11393/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 790
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67279
  • - Вас поблагодарили: 152202
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #149 : 05 Апрель 2018, 07:35:13 »

У Скандинавов вообще интересная мифология.

  У всех  мифология интересная! Другое дело, что  разобраться  там со временем всё труднее и труднее....
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))