И было бы очень неплохо, если бы кто-то задумался - а почему это так, то мы воспринимаем и понимаем лучше, то хуже ? (Не разные персонажи, там отмазка есть - "один тупой, другой умный") А когда один и тот же чел показывает разные результаты... (иногда, даже сосредоточиться не может))).
Здесь ведь по меньшей мере - два ответа...
Да, у внимания одного и того же человека есть ритмичность, она не всегда связана и с тем, что человек устал, переволновался, приболел, потратился на мыслемешалку перед этим
Иногда тело физиологически забирает внимание для своих нужд - это его право (женский организм в определённые дни, взрослеющие мальчики и девочки, которым трудно становится сосредоточиться на чём-то, что раньше не вызывало затруднений. Мы говорим "гормоны играют". а ведь на самом деле это невербалка древнего забирает ресурс внимания. Это сейчас телу важнее)
А иногда один и тот же человек не может собрать внимания на том, что попросту... неинтересно. Это все помнят и по урокам - одни нравятся, на других собраться не можешь, хотя разница между ними в четверть часа, и по книге, которую вроде как взялся читать - а "не идёт". Не идёт не потому, что буквы забылись - а внимания не хватает. Вернее - его хватает, но... на то, что интересно
Примеров на самом деле множество - только их не связывают с вниманием...
(а ещё внимания у одного и того же человека не хватает на что-то непонятное. Ресурс есть - а русел-канальцев для прохождения к неосмысленным знаниям нету. Внимание попросту "не течёт" (как с работой по позвоночнику- мало накопить... Надо ещё оживить-поширить-смазать канал для хода жизненной силы.
Вот тоже немного другой ракурс на тему жизненной силы)
"Был невнимательным на уроке!", но никто не пытается найти причину этой невнимательности - стал, болен или неинтересно
Хорошее начало пути мимо себя! Выход на положение вещей, что для тебя должно быть всё ОДИНАКОВО ВАЖНО.))) Но так не бывает. Разве что у "отличников", и то вряд ли.
Зато возведено в культ современной педагогикой.
"Всесторонне развитая личность" - слова, которые с законами работы ЖС никак не связаны...
Всё равно что ехать одновременно в разные стороны - как далеко от точки отправления уедешь?
Ключевая фраза в теме про "Жизненную силу".
Как-то встречал статью, посвященную тому, что увлеченные ученые живут долго и интересно, даже если ведут не очень здоровый образ жизни. Но там был вывод как-то размыт и потерялся между "целеустремленностью" и "интересом".
Это и по простым людям видно) Остаётся в человеке, пусть уже очень пожилом и даже больном - некий огонёк. Это - его интерес к чему-то - хоть к звёздному небу, вязанию, внукам, собиранию календариков...
И что интересно - если есть интерес к чему-то, то его легче перебросить, вызвать и на что-то другое
Не знаю, в чём тут соль
Наверное - что-то от родства смыслов, если оживлён вниманием смысл про внуков - то будут теплиться и вызываться и интересы к литературе, рукоделию, необычным рецептам...
А может, и ещё что)
А когда некоторое время работаешь с детками, замечаешь странную вещь...
Если деткам что-то интересно, они - выздоравливают быстрее.
Не разные дети, у которых иммунитет разный, и не в разные периоды (времена года, каникулы - играют свою роль)
Один и тот же ребёнок, в обычное слякотное учебное межсезонье.
Зная - что к концу недели в студии будут читать любимые сказки (но только если ребёнку они интересны), или все придут хвастаться своими поделками-рисунками - ему тоже хочется и интересно показать и посмотреть
Или мы пригласим "взрослого художника"...
Если есть интерес - то будет и ресурс внимания... А это поможет выздороветь намного быстрее!
Жалко, что родители это редко учитывают и обязательно скажут ребёнку, что после болезни ещё неделю нельзя гулять, играть с друзьями, выходить из дому, посещать любимый кружок...
У ребёнка нет стимула, нет интереса выздороветь - есть только некая обязанность...
Тема поиска своих интересов в наше время плавно изогнулась в тему поиска денег. И единственным интересом стали деньги.
И развлечения (как способ вложения денег)
Только развлечение - это совсем не интерес... Это имитация, подмена глубинной тяги к тому, что важно и вкусно именно для тебя...
Почему-то сейчас в школе часто начали говорить о том, что нужно уметь правильно развлекаться (позитивно)... А вот правильно искать свои интересы - не учат
Никто не учит знать механизмы управления вниманием, его связью с самыми разными сторонами физиологии, с иерархией смыслов, не учат копить и беречь , пускать на дело - пониманию, что этот наше самое главное богатство
Думаю, что сначала, это было похерено и затоптано умышленно, потом просто исчезло из картины мира. Осталось только "быть внимательным на уроках". ))))
Ну и на дорогах, для водителей.
На дорогах тоже - как-то коряво и без учёта этих самых важнейших принципов распределения внимания. Учат и призывают читать знаки - но не говорят, как расширенным вниманием схватывать ситуацию и логику развития дорожных событий...
Запрещают говорить по телефону - но магнитола совершенно обязательный атрибут в авто. Передачи специально для водителей - на самом деле нонсенс же, это ведь реальный постоянно отвлекающий мыслешум, высасывающий внимание...