Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 93716 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 927
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 36895
  • - Вас поблагодарили: 22182

Многое выкидываю - стараясь сохранить именно только связочку Отношения к Миру и Человеку в старину.

Много раздумываю - имеет ли оно вообще смысл...
Зоя, имеет смысл - это, как зёрнышко в землю посадить.
Прорастёт в своё время.
Раз сложилось так, что начала выкладывать эти знания сейчас, видно время пришло.

Спасибо, что услышала меня.
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

13 января – Щедрец  (Щедрень,  Щастень, Богат-день, Овсень)

Это – пик Святочных дней и время, когда «Доля в Мир заглядывает»
Это день – день благодарности Природе и человеку, каждому жителю, от малых до великих, всей Земле-матери за то, что породила и кормит

Великий день, добрый день старинного года…

На Щедрец устраивают в обед всем селом – Щедрый стол, на который прийти может любой, и наесться, сколько захочется
На Щедрый стол готовят разом – мать с дочками, свекровь с невестками… И воду носят, «дровы готовят» -  отцы с сынами, деды с зятьями, целыми поколениями являя этим связь всего Рода.

В этот день едят всякую снедь – и мясное, и рыбное, и крупяное, потому что всё это разное рОдит Земля своим детям
В противовес Сочельню, на котором главное блюдо было сочиво из размоченных зёрен, которого не касался Огонь в знак памяти о совсем дремучих временах человечества –
на Щедрец всё готовят тремя стихиями –
            дарами Земли,
            вологой Воды,
            силой Вогненной
В южно-русских землях таким блюдом стали вареники, которые начиняли разными начинками (творогом, кашей, сухофруктами, тёртой калиной), а также «приметными вещицами» - венчальными колечками, угольками, денежками, избяными щепками – по которым гадали о будущем…

На Щедрец дочка сидит с утра в отцовой старой рубахе – оставляя на теле память о папе и его родном духе, который будет беречь её весь остальной год… До следующего Щедреца и другой отцовой рубахи…
А та, что не в отцовом доме живёт - в гости к нему идёт...
А та - что уже без отца на свете живёт, достаёт из укромного уголка отцову рубаху или "остатну тряпицу с неё" и поминает того, кто подарил ей жизнь...

На Щедрец мужчина и парень, мальчик и подросток - все рода мужского, кроме самых ветхих дедов – выходили «кланяться матерям»:
Перва матерь – своя матерь (и ей кланялись, живой или могильному холмику)
Друга матерь – стара матерь (так кланялись старухам, своим ли чужим – всё едино)
Третья Матерь – Земля-Матерь (и ей же кланялись на Щедрец…)

На Щедрец «посевают» (посыпают зерном в залог будущего урожая), поют щедровки, закликая заглянувшую в Мир Долю, «зорят» посевное зерно неведомой силой Щедрого дня…

В это же день верят, что «Вода с Луной сустречаются и на год венчаются» – так переосмысливая связь ночного светила и вод земных…

На Щедрец устраивают Щедрое Дерево, укладывая у корней приметного лесного великана охапки сена и соломы, кочаны и корнеплоды, привешивая нехитрые кормуши для птиц на ветвях…
Ведь  Щедрый День - он для всех на Земле установлен…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

14 января - Васильев день, Новый год, Власт-День, Побуды Волоса, Власт-Полоз

Это день нового года, но нового года Петровской России. А изначально совпал, скорее всего с днём Велеса, как было сегодня сказано
Василий - весьма созвучен с  Власием (которого сделали покрывателем животных в раннем христианстве... ибо имя это очень уж созвучно имени Велес, который в поздней дохристианской традиции считался "скотьим богом". 

В этот день собирают зерно, посеванное под Щедрый вечер - чтобы снова трижды посевать им на земляной пол родной избы
А потом собрать щепотями всех рук домочадцев, которе будут трудиться в этот год. Берегут особо высеванное на Власт-День зерно - до раскрытия и дыхания пашен

В этот продолжается пир Щедреца, но  уже не просто богатым столом, а мясными блюдами, как дань памяти скотоводству, важному и нужному занятию человека. А покровителем скотоводства был "скотий дух Волос"

В этот день "Волос в мир пробуждается" - говорили. Ведь Корочун уже повернул верхний мир и народилось и повзрослело Солнце, стало Красным. И теперь время - "пробудиться и поворотится миру Подземному..."
И крутит в этот день Волос не один, а все двенадцать воротов подземных, каждый тяжелей предыдущего...
И крутит не по солнцу, как Корочун ходил - а "противусолонь"....

Волос покровительствет всем в мире, кто одет в меха и перья, даже "дедам нашим, в шкурах хаживавших"
И сам он, по верованиям, в Первозиму и Первостужу научил человеческие роды укрывать тело тёплым мехом

В память об этих дарах - скотоводстве и меховой одеже - со специальными закликами выпрашивают у хозяек свиные и телячьи ноги, оставшиеся после варки студней и холодцов
Собирают старые меха и шубы и несут в овраги и низины, с ходами-ямами - и раскладывают там, тоже хаживая  противусолонь...

В этот день тоже варят кашу, напитывая её мистической силой Волоса - и по ней гадают о судьбе дома и всего Рода

В этот день тоже ходят ряженые - но всегда в шкурах и звериных "ликах" (масках). А в  каждом селе рядятся по-своему и  выходя за околицу, идут далее. И встречаясь на порубежье - иногда дерутся ряженые до первой крови и до победы...
Это - память о тотемных зверях родов человеческих...

Если ладно всё в Природе в этот день - укрывает Волос тело Земли, пока не Матери - а Девы, что ещё не рожала в мир новую жизнь года
Укрывает пушистым снегом - как пушистым мехом...

Стар-Волос
Дивен Полоз
Волос-Ящур
Дедам пращур
Волос-Власт
На снега горазд…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

15 января – Куй-Мороз, Василис-день, Куриные именины,

С этого времени меняется состав участников святочных действий и ряженых – в них участвуют только дети и подростки, а гадают лишь старики, и то последний день и последнюю ночь Святок.

Вся остальная деревня занимается хозяйственными хлопотами, а также готовится к Зимнему Крёсу (а летний Велик Крёс входит в Купальские дни), Водокрещам, Крещению.

«Мороз год перековал на весну» - говорят в эти дни и понемногу готовят хозяйство к весенним хлопотам. Чистят птичники и досыта кормят кур, меняют старого «куриного сытя» (камушек с отверстием у входа в курятник), отслужившего свой срок – на нового. Благодарят кур за работу, благодарят и овинника, который с этого дня приступает к своим справам…

В этот же день обильно заполняют и кормушки, кормят диких птиц, ведь у них 
«человек однаж украл братца и сестричек, гусятко да курочку с утицей, забрав себе в послуги» (слуги)

Потому в этот день по поверьям, «дремучий змей Василис» стремится вернуть обратно одомашненных человеком кур, гусей и уток в мир, к диким собратьям, для этого стараясь снести яйцо в гнездах птичника.
Из него вылупится невиданной красоты птица Вогнекрыла, у которой оба крыла горят и не сгорают. Она и заберёт с собой всех пернатых обитателей человеческого селения на диковинный остров Потах, где они забудут о всех «обидах и болях, чинимых им веками человеком».
Там же Вогнекрыла, по преданию, сгорит навсегда, исполнив своё предназначение…

(а вот интересно, что по мнению биологов – птицы произошли от рептилий (змей то бишь)..
И Змей Василис – из яйца которого вылупится птица Вогнекрыла… Знали??)

В этот день нельзя шуметь и стучать – ведь в мир льётся чистый звук молота Мороза-кузнеца, который в последний раз куёт зимнюю погоду на оставшиеся дни зимы. Этот же звук выгоняет из-под земли лихоманок и трясунок – человеческие болезни. Чтобы они не вошли к человеку – парятся в банях до заката, а ведающие люди готовят отвары трав, которые выпивают к вечеру всей семьёй…

Вечером этого дня разом гасят все деревенские печи – в этот миг Мороз завершает свою мистическую работу и «не след ему мешать огнём человеческих дымов»… В погашенную печь ставится «русальня-каша»
А если печи не загасить - то Зима не перевернётся.... И за помощь человека Мороз награждает людские селения хорошим снегопадом


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

16 января – Старики на сходах, Закуты

Потушенные со вчерашнего дня печи разжигают «особо палко», так, чтобы хватило на два-три дня. До восхода солнца хозяйка вынимает из печи  «русальню» (замоченное в молоке и мёде зерно), вынимает на специальной лопатке, не касаясь руками и человеческим духом, и так же, на лопате, её относят к водоёмам, где и оставляют на некоторое время. 

До обеда во всех избах готовят снедь для «старших братчин» - сбора в избранной избе старших стариков, и далеко не всех. Они припоминают все, случившиеся с нового года приметы и судят о погоде, урожае, Доле Дома и Рода…

Выделяется на этом сходе мужчина, который ведёт селян к водоёмам и указывает известные только ему места. Так рубят проруби для русалок, водяных и омутников, которые по поверью, в этот день просыпаются и поднимаются наверх, глотнуть свежего воздуха…
Им, голодным и озябшим, уснувшим ещё в тепле осени - и опускают запаренную в жаре печи «русальню-кашу»…

На старших братчинах определяют также мудрого «старшего мужа» и «старшую жену», для исполнения к вечеру обряда Закрут

На Закуты выбранные мужчина и женщина собирают ватагу молодёжи – от подростков до непросватанных в этом году юношей и девушек. Только известными им тропами мужчина ведёт девочек, ступая впереди, а за ним по одной – остальные участницы Закрут
Также ведёт и женщина – но «череду парубков» (цепочку парней).

Они, идя спиной к молодёжи и не видя вопрошающего, отвечают на любые вопросы, в том числе «тайные», о противоположном поле, исходя из своего опыта, «не творя насмешку, а с мудростью расповидая обо всём, что в теле человека приключается»
Могли и сами рассказать – «что потребно в юности знати»…
Встретиться обе процессии не могли ни в коем разе.

Доходя до какого-то приметного места -  поворачивают назад, и тогда уже старший идёт последним, и все хранят молчание, думая об услышанном и усваивая чужую мудрость…

Выйдя замуж, девушка (ведь их, как правило, сватали в другое село) в случае возникших неладов в браке, имела право вернуться в родное село и вызвать к тому приметному месту мужчину-проводника Закрут - «просить посовета»


« Последнее редактирование: 16 Январь 2016, 21:20:23 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

17 января – Пчёльник, Зимопчёлы, Девичьи Зори, Прогоны Чортов
Очень непростой, обрядово-сложный день, день "лада здоровья"

Это день бортников и их хозяйство – с  утра и до обеда в пчелиное хозяйство тех, кто «ведёт» в селе пчёл, приходили соседи и родственники, побрагодарить да похвалить за службу, принести что-то  потребное в пчелином хозяйстве или самому хозяину.
Особенным почётом слыли бобыли-бортники, живущие одни и отдельно. Они считались (да так и было, скорее всего) «неспростыми» людьми, знающими и ведающими много
Им приносили то, чего не хватает в холостяцком быту – ткани, посуду, тканые кушаки, тёплые вязнные носки и рукавицы… Считалось, что в этот день долго живший один бобыль может выбрать себе суженую – ему де пчёлы подскажут. Однако свадьбы и венчания не игралось – бобыль «окручивал»  свою избранницу «вкруг пчелиных улейков» (отголоски древних славянских свадеб – вокруг ракитового кусточка, вокруг дуба, у реки, которая разнесёт сказанное слово взаимных обещаний по всему свету)

Считали, что бортник по тому, как человек ест мёд и какой вкус при этом ощущает – умеет многое сказать о его здоровье. И потому почти каждый селянин приходил на «попробу», с просьбой рассказать о неразличимых самим недугах. Совершалось это действие в полном молчании, которое завершали лишь слова ведающего бортника.

Это ещё и день девиц и взрослеющих девочек, находящийся под покровительством русского созвездия Девичьи Зори
С утра девочка в растопленной за день до того и уже остывающей понемногу печи готовила для всей семьи и пришедших крестных (или восприемников в некоторых сёлах) «яишню» из максимально возможного количества яиц
Так судили о её ловкости и умелости, о том «сладила ли дева с яйцом» (а яичница в те времена была  сакральным блюдом, символ чадородия, созревания, зарождения и развития новой жизни)
При любом результате девочку хвалили и одаривали подарками, но восприемница и мать знали, на что обратить внимание в дальнейшем воспитании...

В обед «девки играют в горелки» - на приметной поляне играют в догонялки «до седьмого поту», а потом отправляются в бани, в которых парятся с особыми травами и мёдом.
На горелки запрещено появляться парням и мужчинам первых лет после жениться, но приходят зрелые мужчины и женщины. Каждый из них наблюдает за движениями и «ладом» девочки во время игры, а также за поведением по отношению к подругам. Каждый из них имеет право «призвать к приговору» мать или отца девочки, рассказав узнаное о её здоровье…

К вечеру, к восходу луны и звезд, девочки ходят «зорить тело» - подставляя лицо, руки без рукавиц лунному и звёздному свету, в почти полной тишине. Лишь самая ловкая в произошедших горелках – вслух за себя и всех подруг благодарит Луну-сестрицу за то, что довелось прийти в мир девочкой и просит защиты своей «женской долюшки» в будущем
Считали - что Луна имеет силу отвести "дурные мужчкие глаза", нежеланные в женском мире.

В этот день всякая святочная нечисть должна уже утихомириваться – скоро ж Крёс день! - и уйти подобру-поздорову под землю.
Для тех суседушек, которые, разбаловавшись, не хотят прервать веселье, устраивают показательные «прогоны чортов» - нарядившись рогатыми, хвостатыми, невиданными существами, процессия парней шуточно поколачивают товарища, одетого в вывернутый наизнанку зипун (мехом наружу), и прогоняют его до приметного странного корчня или «дикого пня» (несрубленного человеком)


Во какой. Чорт Указующий, к порядку призывающий))



Туда же три дня - «ставят каши и меды в остатно чортово веселие».
Ставят тайком от приходсткого священника, как правило, совсем старенькие, но как водится, самые храбрые и языкатые старушки – которым «ни чёрт, ни поп не страшен».
Ну и в случае случившегося праведного негодования – можно сказать, что совсем де бабушка выжила из ума… каши вон пеньку носит  *PARDON*  *PARDON*
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шаня

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +10486/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 307
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94833
  • - Вас поблагодарили: 142502

17 января – Пчёльник, Зимопчёлы, Девичьи Зори, Прогоны Чортов
Очень непростой, обрядово-сложный день, день "лада здоровья"

Это день бортников и их хозяйство – с  утра и до обеда в пчелиное хозяйство тех, кто «ведёт» в селе пчёл, приходили соседи и родственники, побрагодарить да похвалить за службу, принести что-то  потребное в пчелином хозяйстве или самому хозяину.
Особенным почётом слыли бобыли-бортники, живущие одни и отдельно. Они считались (да так и было, скорее всего) «неспростыми» людьми, знающими и ведающими много

Читаю в  Древнем  календаре,

а я  вчера.. написала  вот это.. про Мед..

почему  то захотелось.. и вспомнилось и про пчел и про пасеку..и про мед..
 *HI*

Золистый мягкий,с нежным вкусом
густая мякоть наполненная ароматом Мира,
цветов, лугов, солнца, неба, ветра,
наполняет всего тебя, сверху до низу.
Улыбка на лице, непроизвольно появляясь,
начинает играть в глазах, в теле,
что то удивительно ароматно-сладко сильное струясь,
проникает в тебя.
Миг и ты весь в ощущении этого волшебства.
Наслаждения...
Горькосладкоаромтной тишины....
Запаха весны и шуршания пчел
Солнца и ветерка...
Закрыв глаза.....
ты ощущаешь вкус
необыкновенный   и живой...
Меда..  сидя  высоко  в  горах..
в  саду...  тенистом...там....далеко..

Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

Спасибо, Шаня - за неслучайное предчувствие...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

18 января - Канун Водокрещей, Старая кутья, Водоходы

Это день великой Тишины и опаски  навредить миру неосторожным словом
ведь "Слово лечит, слово калечит, слово мир на дыбки поднимет, вОды разомкнёт" - так говорили

Это день приготовления Крёсова дня, Крещения - потому женщины с утра ставят "старые каши" - варёные, но с мёдом и отваром свёклы для червоного цвета. Старую кашу едят понемногу в течение всего дня и должны съесть её всю до захода солнца. Более ничего не едят и пьют только ключевую воду - зато смотрят, как "по телу расходится старая каша, куда покличет".
Считалось - что так даст знать о себе какое-либо нездоровье

Сегодня не едят мяса, не ставят силков и не ловят рыбу - не беспокоят живое в канун великого дня

В этот день мужчины чинят кадушки и лохани - чтобы "живая водица даром в землю не лилась", не проливалась из целей в хозяйской посуде.

Ходят "ладить" родники, очишать их от наносного сора, поновлять сходни. Набирают не воды - а льдин и суледи родниковой, которые потом растапливают в тепле избы...

Кроме необходимых хлопот  - стараются не проводить день в хатах и избах, а выходить наружу, в Мир. И так будет семь дней с кануна Крёса, все в природе будет наполнено особой силой Зимнего воскрешения, которую можно впитать и услышать в себе.

Солнце зародилось вновь, и Старый Волос перевернул Подземный мир - а после этого приходит в движение Вода.
Старая, "испитая" - опускается вниз, в недра земные.. ей на смену  приходит Живая Вода.

Идёт из Земли-Матери...

И чтобы помочь тому Ходу - женщины, прошедшие через свадьбы - ложатся на закате на земляные полы изб и делятся силой своей женской с впускающей в мир живою воду Матерью
А девы и девочки - поднимают ноги от земли, не касаются её - не пришла им ещё пора силой делиться.
Не их это пока тайны, не их время...

В движение Живая Вода, по поверьям, приходит к полуночи, и встретить Великий Ход  к этому времени собираются все взрослые селения...
И слушают.
Как идёт, поднимается из мира подземного - Вода...

С этого времени и до нового Хода вода во всех реках, озёрах и лужах по земле - становится светлой, чистой, живой
А назавтра.... её перекрестят




« Последнее редактирование: 18 Январь 2016, 06:51:01 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 927
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 36895
  • - Вас поблагодарили: 22182

С утра девочка в растопленной за день до того и уже остывающей понемногу печи готовила для всей семьи и пришедших крестных (или восприемников в некоторых сёлах) «яишню» из максимально возможного количества яиц
Так судили о её ловкости и умелости, о том «сладила ли дева с яйцом» (а яичница в те времена была  сакральным блюдом, символ чадородия, созревания, зарождения и развития новой жизни)
Не знаю есть ли связь, но вчера у меня тело попросило яичницу, причём пришлось готовить дважды, был просто какой-то посыл изнутри!

Вот и задаюсь теперь вопросом о ритмах, так ли всё это надумано или наши предки знали -слышали эти ритмы и "столбили" их обрядами, словно вешки ставили.
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

Ну - у меня свой ответ на такой вопрос... Они вплетали обряды-действия в живую ткань своего календаря.

На самом деле - это грандиозная, великая, поражающая меня мысль. Как жить вот так вот  -ежедневно внутри живого,живых ритмов и событий мира
Не подчиняться, не следовать - а жить вместе и идти с этими ритмами...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

19 января –Водокрещи, Крещенье, Зимний Крёс, Крёс день,

Поднявшаяся с полуночи живая вода «пошла в Мир», не только реки, озёра и прочие водоёмы сделав «свячеными» своей силой, но и «напоив собой снега, сосули, иней и суледь всякую»

В этот день набирали снега для талой воды – кто только мог и куда только можно. Её пили – сколько выпьется в эти дни. Поили скот и обливали земляной пол избы. Насыпали снегу в колодези и ставили в бочках в погреба, заносили в овины и хлеба

В этот день, поодаль, а то и на других речках от иордани - «резали луны малые», вырезая лунообразные проруби во льду. Так по поверью, через них будет дышать в мир и выходить в него Живая Вода Водокрещ все последующие три дня...
В «луны малые» опускают селяне деревянные кресты (с равновеликими концами, древние солнцевороты), там же окунают веточки вербы и ивы, набранные на берегу – по весне засаживать берега окрестных речушек…

В этот день рождается Мати Ветров, которая будет учить их наукам ветра. Но только в Крёс-день кто не боялся – тот шёл слушать её песню, что она поёт «един день в году» для всех в мире.. А после поёт – только Ветрам…

Мати Ветров, по поверьям, в этот день подзывает к себе Головоконей – водоплавающих невиданных птиц с головами коней, на которых Солнце с этого дня будет переплывать подземные воды Навьего мира.. Слишком жарким оно становится с Крёсова дня, "невмочно терпеть тёмному миру его горючую силу"
И только с приходом в мир Живой воды могут плавать по ней дивные Головокони…

Потому и хозяйки пекут к Крещению у нас печиво в виде лебединых коней (или конных лебедей??)), посыпают щедро сахаром – но сами не едят, отдают малым и старым, чтобы и детство их, и старость, самых беззащитных – закликались Крёсом на сладость

В этот день окончательно уходит в подземный мир нечисть, а летние суседушки здешнего мира -  уходят на сон… Чтобы они не попутались и не забрели в человеческое жилище – рисуют солнцевороты и на дверях избы, на ставнях, пороге
Не рисуют на овинах и амбарах, погребах и сеноставах – туда путь открыт тем, кто хочет и может жить рядом с человеком… Иногда налаживают целую процессию в эти строения, проходя со свистом и мычанием, все в вывернутых наизнанку тулупах, мехом наружу и в одетых на разные ноги валенках – налаживая нужную дорогу суседушкам по миру.

На Кресс день устраивают "дивьи смотрины" – развешивая на плетнях рукоделие невестящихся девушек и совсем маленьких девочек, исключая подростков. Мотивы расшива смотрин  – ладки, навьи, горлицы и зирки – все мотивы девичьего мира вышивки…

В этот день мужчины идут на малые сходы и поют песни непростые, которые, из-за смутности сюжета и в дальнейшем неинтересности – почти все утрачены…







Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

песни непростые



Широка река – Дон-Велик-Отец,
 а горюч река Донец Северский…

Выплывал Донец, тЕчи сред лесов,
посеред лесов,  да стобрёвенных.
Во лесах будил Вовка-Ратника,
великанушку Вовка Вовкыча

Выплывал потом, тЕчи серед гор,
Серед белых гор, да стоглавенных.
Во горах будил Карпа-Ратника,
великанушку Карпа Карпыча

Да по степи тёк Дон-Донец река,
Да по дрём-степи, что стозвонная...
Во степи будил Силу-Ратника,
великанушку Силу Силыча…

Говорил да пел средь степей да гор
стар-горюч река Донец Северский:

- Просыпайтеся да прокиньтеся
Да идите втрёх к водам,к реченькам
Да сымайте с вод иноземный крест,
крест железный тот, позолочённый.

А топите там кресты прадедов,
Кресты липовы да дубовые,
Берегите так воды жИвыми,
Воды жИвыми, некрещёными…
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 927
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 36895
  • - Вас поблагодарили: 22182

А топите там кресты прадедов,
Кресты липовы да дубовые,
Берегите так воды жИвыми,
Воды жИвыми, некрещёными…
Здесь, как я поняла, как раз о том, что ты выше рассказала, что кресты "с равновеликими концами, древние солнцевороты" в воду опускали.
И правда непростые песни...призывные.
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407

20 января – Бражник, Зимостой, Ушли-Водокрещи

С этого дня заканчивается хранимая человеком «легота для Мира» - и люди начинают охотиться, ловить рыбу, ставить силки, носить из леса не собранный хворост – а иногда и подрубенные деревца.

Мир готовится к весне, Солнце увеличивает с каждым днём «свои ходы», прибавляя день, по поверьям - меняется сон у Земли – она спит всё более беспокойно, готовясь выходить из зимних сновидений. В дальних странах беспокоятся и «подают голоса» улетевшие птицы – им вторят с каждым днём всё бойчее птицы-зимники

Чтобы зимники не забывали звать-возвращать из дальних краёв собратьев – им помогают люди, треща трещотками и рубелями в такт стуку дятлову, подсвистывают на свистульках…

Человек тоже готовит тело к весне и весенней страде – начинается с каждым днём всё более плотный мясоед.
С Бражника – в рассвет выносят на первые солнечные лучи талую воду Водокрещей и ставят на ней медовые браги, на меду и сосновой хвое, не варя и не грея её.
Так стоят медовые браги до вечера и на ночь выпиваются всей семьей…
Ставят и пьют медовые браги теперь каждый день – пока не закончится вода, набранная в день светлых живых вод Матери Земли….

С этого дня насверливают во льду лунки и проверяют имеющиеся– по поверьям, рыба начинает просыпаться и подниматься «глотнуть земного духу», а стоят сильные морозы…

Ставят угощение и славят «Мороза с пидморозками», уговаривают: «Мороз, не трещи – Водокрещи ушли…»

В этот день после обеда молодёжь играет в «слепые горелки» - играют, догоняя друг друга с завязанными глазами.
Так в старину учили слушать своё тело, не доверяя одним лишь глазам...

Учили и слушать чужое, чуять его – опять не доверяя глазам, которые "обманут человека о человеке". А тело – тело врать не умеет.
Потому становились в слепые горелки играть всегда равное число парней и девочек, и догонять старались, чуять учились – "горелушку" другого пола…



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...