.................................................
второй раунд
Перевести Взгляд
§ 2, Как?Напоминаю, речь мы пока ведём
исключительно об «аспекте» мышления. Или о
пространстве мышления. Или просто о
мышлении.
Напоминаю и почему. Потому что именно мышление позволяет нам адекватно пребывать в
действительности. А если кому Гюрджиев нравится, то скажу почти его словами:
мышление делает нас либо объективными идиотами, либо субъективными… идиотами.
На второй странице этой темы случился небольшой разговор с Корнаком насчёт некоего особого
состояния («тишины»).
И там же я спросил, почему мы «выпадаем» из того состояния, и почему оказываемся снова в привычной пещере, где, по выражению Корнака:
остается только горечь, отчаяние и зубовный скрежет
Тогда не хотел на этот момент отвлекаться, поскольку тема и без того постоянно норовит вильнуть вбок, как хмельной велосипедист на шоссе в Бобруйск. Теперь же подходящий момент, чтобы сказать пару слов.
Поскольку у меня нет никакой уверенности в том, что мы с Корнаком говорим о полностью
тождественных состояниях, то есть, я не могу наверняка знать, о каком в точности состоянии он говорит, и могу только догадываться, вспоминая
подобное у себя, то на вопрос -
почему? – отвечать нет смысла.
Здесь есть другой, не менее интересный вопрос.
Почему, побывав в таком, казалось бы, волшебном
состоянии, мы, «выпав» из него, оказываемся такими же прежними болванами? Почему
состояние это ничего не меняет в нашей жизни?
Приведу ещё слова Корнака:
Как видятся смыслы в состоянии "тишины"? Они не выглядят смыслами. Они выглядят сном. Все. Не важно - правильные они были, или неправильные.
Всё верно. Там теряется само
понятие смыслов.
А что происходит, когда мы возвращаемся, «выпадаем» из этого
состояния?
Правильно. Мы оказываемся снова в
пространстве смыслов. И, как правило, смыслов совершенно плоских. Смыслов пещеры. Смыслов теней. Смыслов, которые мы даже не удосужились в подавляющем большинстве
проверить,
о-смыслить.
Нам их внушили всякого рода
суггесторы, начиная родителями и заканчивая СМИ. И мы их
приняли, как свои.
Такой вот подвопрос:
А где вообще обретаются и обитают смыслы?
Опять правильно. В
пространстве мышления. Они полностью занимают это пространство, так, что свободного места практически не остаётся.
Такая картина получается.
Имеем два состояния. Одно, - «тишины», без смыслов.
Другое, - ангажированности недостоверными смыслами.
Одно «упадает» в другое.
И?
Чего ж мы жалуемся? Чего хотели, если там
места нет?
Стало быть, выход один.
Если мы хотим, чтобы то
состояние, которое мы тут «тишиной» обозвали, каким-то образом не исчезало без следа, а оказывало какое-то влияние на наше обычное идиотическое состояние, то нужно
расчистить место. Иначе говоря, перетрясти все наши
смыслы и выбросить всякий хлам. Или, по образному выражению ДХ,
перетащить нашу «картину мира» на сторону разума.
Так что, хотим мы или не хотим, нравится нам или не нравится, интересно или неинтересно, но пока мы не возьмёмся за «настройку»
мышления, любые разговоры о какой-то там магии или шаманизме останутся, в лучшем случае, добрыми пожеланиями.
Шел сказал:
А заиметь в своей картине мира "настройщика Реальности" - весьма интересно
Не знаю, как насчёт
реальности, но в качестве «настройщика действительности»
мышление есть наиглавнейший инструмент.
И здесь, кстати, есть одна забавность. В этой «настройке» очень многое совпадает с «настройкой научной». Методологически, так сказать.
То есть, это не значит, что надо заняться изучением какой-то науки (хотя если кому интересно, - почему нет?). Это значит, что
метода очень похожая. Недаром мы, вот, на Бэкона поглядели. А он ведь, по общему мнению, является как бы предшественником
научного метода.
Хотя, если подумать, то никакой особой забавности здесь нет, учитывая тот факт, что требуется осуществить перенос на
сторону разума. Ведь наука это как раз и есть поле приложения сил именно разума. Чувства там
вне игры.
Но вернусь всё-таки к, -
как?
Честно говоря, когда я слышу это
как? как?, то возникает соблазн написать что-то глубокомысленное. Типа, -
как накакал, так и ешь!
Ведь если мы на самом деле
схватили хотя бы то, что здесь цитировалось из Платона и Бэкона, то вопрос яйца не стоит. Да просто
изменить ситуацию!
То есть
выследить (ага,
сталкинг это совсем не то, что о нём пишут всякие гуры по форумам) в самом себе, когда ты мыслишь
по-пещерному,
по-родовому,
по-театральному, наконец.
Выследить и, как первоклашка, которого поставили в угол, пообещать самому себе больше так не делать.
Конечно, обещание будет нарушено ровно через три минуты. Но главное начать!
Давно уже здесь был разговор о
знаемом и
умозрительном. Похоже,
схватил его один только Шел. Впрочем, не имею права так говорить, конечно. Не могу знать за всех. Но вижу пока что только у него попытки придерживаться этого правила:
различать знаемое и умозрительное.
Другой момент.
Простые вопросы.
Неужели это так трудно? Вот, прежде чем рассуждать о каких-то ВышМатах, например о Создателе, остановиться и задать себе простой вопрос:
Откуда? Откуда я знаю о нем?
Опять-таки, не буду ручаться за всех, но думаю, что 99%, в конце концов, будут вынуждены признать, -
мне о нём сказали. Неважно, сказали
голосом или посредством высокодуховной литературы.
В этом месте обычно начинаются отмазки:
Да, пусть мне сказали, но я сам как-то вот так чувствую, как-то так ощущаю, что как бы и нельзя ведь без Создателя. Как бы не получается...
Прекрасно. Тогда на очереди второй простой вопрос:
Я знаю о Создателе, или я верю в него?
Тут тоже обычно идут отмазки, типа:
А вера и есть высшее и настоящее знание! А вся эта ваша логика с остальной красной сволочью…
Замечательно! Никто и не покушается на веру! Вера это святое. Кто ж в здравом уме станет спорить с верующим?
Но вот у самого верующего должен был бы возникнуть очередной хороший и простой вопрос:
Я верю потому, что так есть, или потому, что мне такого хочется? Верю и согласен принять всё по своей вере (вспомните судьбу библейского Иова, например), или же верю, потому, что мне так удобнее, утешительнее.И так далее. И тому подобные
простые вопросы.
Вместо Создателя можете проставить всё, что угодно. От Абсолюта и Высшей Истины до третьего внимания дона Хуана.