Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится, и твоя жизнь так и не начнется.

Автор Тема: Шаманизм - что это?  (Прочитано 26757 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SiringaАвтор темы

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +1827/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 070
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 46356
  • - Вас поблагодарили: 33053
Шаманизм - что это?
« : 18 Октябрь 2008, 22:20:14 »

Прочла почти все материалы этого сайта. *THUMBSUP*
Здесь часто упоминают книгу  Серкина "Хохот шамана". Потому как читала и перечитывала, мне интересно, что общего - объединяющего  этот форум, серкинского Шамана и шаманизм в целом.
Признаюсь, очень мало знаю о шаманизме. До прочтения книги вообще не интерессовалась.
После нашла кое-какие материалы  в нэте. Впечатление такое, что или я не вошла в тему или материал  скудный.
Шаманы представляются  этакими фокусниками,  не  имеющими  определенного  мировоззрения. За пределами работы, они, как плохие священники, снимают  рабочую одежду и становятся  обычными членами своего сообщества. Их  образ жизни, внутреннее наполнение такие же.
Они неубедительны. Наемные работники.
Другое дело  серкинский  Шаман. 
Он живой, реальный. Если совершает какое-то  действие, то потому, что знает как, когда и зачем. Его жизнь - это переработанный практический  опыт  человека. Он находится во  взаимосвязи  с окружающим  миром, потому что  знает  о  взаимосвязях  многое.
Знания о мире  получены им без  пересадки, его собственные знания.
Образ жизни Шамана - это его мировоззрение.
Поэтому, он убедителен.

Если я неправа,   расскажите - объясните! интересно очень! *ROSA*

Записан

аdmin

  • Administrator
  • *****
  • Согласие +63/-9
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 861
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2074
  • - Вас поблагодарили: 697
  • Примерно так. А потом посмотрим...
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #1 : 18 Октябрь 2008, 23:34:52 »

что общего - объединяющего  этот форум, серкинского Шамана и шаманизм в целом.
  Спасиба за вопрос.  Хороший и суровый.  Попробую.

       Если смотреть на слово и его ассоциативно-смыслове понимание нами - то от слов осталась одна расхожая шелуха.  И эт везде. А в таких материях как идеология - вообще сумерки и непроходняк.  За названиями ни чего не стоит, а идеи пропитаны человечиной  так, что  вникать не хочется....   Я бы вообще ни как не называл ни сайт, ни направление сайта...  но надо было как-то назвать.  Все слова и определения  грешат перекосами и разночтением, а люди склонны воспринимать эти слова и разночтения как  железнодорожную колею. "Я это слово понимаю так - значит это так и есть"   ]:>

     Скажем так.  Мы назвали сайт "Шаманский лес" по  ассоциату.  Мы таким образом замесили в одном бокале дикий, необузданый и первозданный Дух Леса  с  образом  серкинского Шамана.   Ибо.  Если мировозрение серкинского Шамана  можно назвать идеологией -то это и есть идеология  сайта.
     Про понятие "шаманизм" - я пока говорить не буду. Эт долго и много. И не всегда это имеет родство с нашим сайтом.
Признаюсь, очень мало знаю о шаманизме. До прочтения книги вообще не интерессовалась.
    Я не стану утверждать, что герой Серкина - хрестоматийно рафинированый шаман.  Эт не так.  Он скорее  ПОЛНОЦЕННЫЙ И ПОЛНОПРАВНЫЙ ЖИТЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА.  Но такое определение в научной литературе не встречается. Да и в ненаучной тоже.   
     До недавнего времени, я считал, что термин "ЖИВОЕ ПРОСТРАНСТВО" мой. Ан нет. Недавно узнал, что ввел его еще век тому, Вл. Ив. Вернадский. Гений кристалов, минералов, и знаток Земли...   Так што, даж не знаю...  Если рассматривать шаманизм - как одно из наиболее близких к живому Пространству мировозрений - то мы близки к шаманизму.  А если в вашем представлении  шаман - это что-то типа деревенского священника - то эт не про нас.  Да, собственно...  "хоть горшками назовите"  :D :D :D
После нашла кое-какие материалы  в нэте. Впечатление такое, что или я не вошла в тему или материал  скудный.
Врядли Вы там чо путнее найдете.  Не думаю, что шаманы типа серкинского,  понаоткрывали своих сайтов и форумов, а вся научная мировая общественность им с восторгом внемлет.  "Кто ходит в реальность, тому попутчики не нужны".... *DONTKNOW*
Шаманы представляются  этакими фокусниками,  не  имеющими  определенного  мировоззрения. За пределами работы, они, как плохие священники, снимают  рабочую одежду и становятся  обычными членами своего сообщества. Их  образ жизни, внутреннее наполнение такие же.
  Ага. Читаю проспект тур фирмы:
1. Беседа с шаманом. - 100 у.е. :D
2. Ужин с шаманом - 300 у.е. :D
3. Фото с шаманом - 50 у.е. :D
     Ну чо тут скажеш?  Клоуны они везде клоуны. Ряженые. (И даже не скоморохи).
Они неубедительны. Наемные работники.
Другое дело  серкинский  Шаман. 
Он живой, реальный. Если совершает какое-то  действие, то потому, что знает как, когда и зачем. Его жизнь - это переработанный практический  опыт  человека. Он находится во  взаимосвязи  с окружающим  миром, потому что  знает  о  взаимосвязях  многое.
Знания о мире  получены им без  пересадки, его собственные знания.
Образ жизни Шамана - это его мировоззрение.
Поэтому, он убедителен.
   Логично. Нету учителей, которые принесут нам кучу знаний и умений.  Есть МЫ и Пространство.  И учиться знаниям и умениям можно только на   СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ.  И вопрос за малым.  Учиццо ЗАРАБАТЫВАТЬ ЭТОТ  ОПЫТ.  Вот мы и скрутили сайтег для такого обмена...  кто чо знает-умеет в этом направлении...   

   А как нас правильно назвать?  Хто ево знает...  может и шаманы...

Записан

SiringaАвтор темы

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +1827/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 070
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 46356
  • - Вас поблагодарили: 33053
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #2 : 19 Октябрь 2008, 14:43:31 »

Спасибо Администратору за вразумительный ответ! :)
Но мне бы очень хотелось, чтобы ответили  Fenrir Grey* и Dead .
Эти ребята, похоже, практикуют  шаманизм. И  знают о нем побольше меня и Администратора.
Что же такое шаманизм, его мировоззрение и какие Настоящие Шаманы?
Буду очень рада  чьему - угодно ответу. *THUMBSUP*
Записан

Шаня

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10212/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 600
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 96689
  • - Вас поблагодарили: 142535
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #3 : 20 Октябрь 2008, 16:01:49 »

Эти ребята, похоже, практикуют  шаманизм. И  знают о нем побольше меня и Администратора.

  какое суровое оценко ваших способностей и администратор попал пож ентот оценко! o_o
похоже вы Видите кто есть кто и что каждый из себя представляет? :)

" Если мировозрение серкинского Шамана  можно назвать идеологией -то это и есть идеология  сайта. "

сегодня спросила. а вроде сформированное новое направление, смесь шаманизма и толтекского учения,
та неее кажуть
толтеки - те же тожа шаманы ;)

 хоть горшком назови..... действительно ведь так это.


« Последнее редактирование: 20 Октябрь 2008, 17:31:03 от Шаня »
Записан

Dead

  • Гость
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #4 : 20 Октябрь 2008, 18:57:24 »

давайте позрим в корень!
шаман это один из племени, не охотник и не женщина. если дистилировать задачу шамана в племени то получим, что в его обязанности входило: сбор лекарственных трав (ботаника), выбор лучшего места для лагеря (география), совет охотникам о перемещениях и повадках животных и людей (можно сказать психология). но так же и магические навыки такие как - в трансе входить в контакт с духом леса\степи\гор и договариваться о том, что охотникам племени будет выделен олень, которого можно съесть, общение с духами предков, ведение истории племени (накопление опыта).
как мы видим кроме вхождения в транс (состояние повышенного осознания) у шамана довольно человеческие навыки.
говорят, что есть две древнейшие профессии (вор и проститутка), но мне хотелось бы отметить, что шамана с чистым серцем можно назвать инженером\врачом\ученым\.. в общем любой профессии которой обучают в высших учебных заведениях.
так кто же такие шаманы? это обычные люди которые помимо общепринятых знаний обладают еще и знаниями запрещенными для остального социума. почему так произошло в человеческом мире мне неизвестно.
насичет транса (спо) у каждого шамана или линии шаманов свои методы достижения этого состояния. я например использую некоторые растения силы для придания текучести моему восприятию и какой либо звук для фиксирования на нем.
шаманы это люди, которые не забыли или вспомнили, что жизненное пространство это не офис\машина\город\социум - это вся планета, вся природа, вся жизнь(в том контексте, что шаман не делит мир на живые и мертвые предметы).
можно долго говорить по этой теме (слава диалектике!!!), но понимание природы шаманизма приходить только во время практик.
совет: купи варган и найди такой звук, что бы животные просто обратили на тебя внимание.
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +9903/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 189
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 42874
  • - Вас поблагодарили: 105622
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #5 : 20 Октябрь 2008, 23:15:52 »

но понимание природы шаманизма приходить только во время практик.
    И в этом процессе, очень интересно отслаивается  Реальность, от того, что придумали люди...  И со временем, эти пласты пересекаются все меньше и все более причудливым образом...
« Последнее редактирование: 21 Октябрь 2008, 08:55:15 от admin »
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Шаня

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10212/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 600
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 96689
  • - Вас поблагодарили: 142535
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #6 : 23 Октябрь 2008, 14:54:34 »

Dead, а что такое твоя жизнь шамана? вот в "Хохоте шамана" Серкинский Шаман просто живет, решает какие то задачки, пришел сам к каким то ответам, и читая про его жизнь, понимаешь что вот это самодостаточный и живой человек пространства, вроде и не человек уже, чтото большое и живое и ужасно притягательное.
Серкин в одном месте про охоту написал. у нас с Шаманом были разные смыслы.
что по твоему такое смысл?
и еще.
Шаман прожил очень долгую жизнь и рассуждая про семью, детей, про долги и обязанности, он говорит что мы обманываем себя, на самом деле нет всего этого, нет ни долга ни обязанностей, ни необходимости жить чужой жизнью. а как ты ощущаишь?
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2008, 00:07:08 от admin »
Записан

Dead

  • Гость
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #7 : 23 Октябрь 2008, 15:06:14 »

Шань, что такое смысл я не знаю. наверно это оправдание. когда кто-то ищет смысл жизни, я думаю он ищет оправдание жизни. вот смысл картонного коробка в том что он держит в себе спички.
долг... обязанности... думаю стоит разделить эти понятия на навязанные и приобретенные. что имею в виду навязанные это что-то типа любить дедушку ленина и партию его имени, а приобретенные это например как КК к ДХ. ДХ сколько раз одалживал КК свою энергию? вот поэтому у КК был долг перед ДХ.
тот же Шаман если его спасет от волков медведь, неужели он не спасет медведя от чего нибудь другого? он не обязан, но долг принятый на себя добровольно должен быть оплачен.
Записан

Fenrir Grey*

  • теперь в других лесах
  • Турист
  • Согласие +11/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 22
  • - Вас поблагодарили: 55
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #8 : 24 Октябрь 2008, 10:02:01 »

Что же такое шаманизм, его мировоззрение и какие Настоящие Шаманы?

Те, кого называют "шаманами" и были и являются очень разными людьми.
Среди них многие - коммерческие психотерапевты с сильной харизмой.
Можно предположить, что и раньше таких было немало.
А какие Настоящие? ...

Он живой, реальный. Если совершает какое-то  действие, то потому, что знает как, когда и зачем. Его жизнь - это переработанный практический  опыт  человека. Он находится во  взаимосвязи  с окружающим  миром, потому что  знает  о  взаимосвязях  многое.
Знания о мире  получены им без  пересадки, его собственные знания.
Образ жизни Шамана - это его мировоззрение.

Мне кажется, это удачный ответ на вопрос ;-)


Интересно, как ответил бы Владимир Серкин.
Если представить, что Fenrir* препод в университете и студенты задали бы вопрос
о классическом шаманизме, порекомендовал бы читать книги - отчеты реальных
исследователей-антропологов. Не те современные, которые писались
того, чтобы на них заработать бабло и дешевую славу.
Мирча Элиаде. Анна Смоляк. Мн. др.
Пусть даже книги выпущены в шестидесятых в издательстве "библиотечка атеиста",
главное чтобы там были реальные записи камланий,
историй избрания мужчин и женщин духами, шаманской болезни,
а не домыслы автора.

   Но я не препод :-), а просто человек, обнаруживший описания своих
снов, состояний и видений в литературе по шаманизму. Удивился,
местами ужаснулся совпадениям. Понял, что такое случалось с
людьми издавна, сделал бубен, ушел в горы и Пробую.

А Шаман с которым знаком Серкин, имхо, нестандартен и непрост,
не под какую схему не попадает.

Записан

Шаня

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10212/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 600
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 96689
  • - Вас поблагодарили: 142535
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #9 : 24 Октябрь 2008, 13:11:06 »

сделал бубен, ушел в горы и Пробую
интерсно былобы глянуть на тебя, там в горах, возле костра, ощущения от того что происходит услышать и понять как это.
вероятно то что ты сделал и есть ломать привычный уклад, о котором сказал Остров.


А Шаман с которым знаком Серкин, имхо, нестандартен и непрост,
не под какую схему не попадает.
совершенно согласное.
даж говорило что смесь буддто и от шаманизма и от толтеков, и от язычников, и от снежных.
вероятно это иное уже более сильное свободное от какого либо определения состояние.

Записан

mate

  • Охотник
  • *
  • Согласие +19/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 164
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 18
  • - Вас поблагодарили: 65
  • КУРС 90, ПРИБОРЫ 300
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #10 : 24 Октябрь 2008, 14:49:07 »

Друзья, вы уж извините, от себя писАть не буду, так как считаю вопрос, вынесенный в заголовок, аналогичным вопросу "что такое жизнь?": на него можно дать тысячу ответов, и каждый будет верным и неверным одновременно. Но вот, лазая по инету, наткнулся на одну любопытную статью и не могу удержаться от выкладывания её тут. Уж простите, опять же, великодушно, если оффтопик.

http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2002/08/20.html

«Древности Алтая», 2002, № 08

-------------------------------

«ЗАПРЕЩЕННОЕ ШАМАНОВЕДЕНИЕ»: ШАМАНИЗМ В XXI ВЕКЕ

Г. Ю. ВАСИЛЬЕВ

Шамановедение – это специфические знания человека о мире и своих возможностях. В данной работе я хотел бы изложить свой взгляд на состояние изученности проблемы шаманизма в современной науке, почему новая отрасль научного знания – шамановедение – до сих пор находится (образно выражаясь) под запретом. Моей задачей было вызвать интерес научной общественности, специалистов-историков, по этому вопросу.

Первый запрет. Научное изучение шаманизма имеет двухвековую практику, однако взгляд на предмет исследования можно считать не оформившимся. Сам термин не имеет одного единственного определения, которое бы отразило все особенности многопланового феномена шаманизма.

Вопрос стоит в самой возможности изучения шаманизма в пределах наук. Просветительская парадигма, первая столкнувшаяся в исследовании с шаманистическими представлениями и практиками, заклеймила их как форму язычества, шарлатанства варварских народов. Сами носители шаманистской традиции, в частности аборигены Сибири, не прочь были узко трактовать "свой черный закон", правда, не без воздействия идеологической агитации, как разновидность народной медицины. Все это способствовало созданию поверхностного отношения к предмету шаманизма.

Кроме того, некоторые современные ученые призывают вообще отказаться от таких понятий, как "шаманизм" либо "шаманство". Одни – на том основании, что эти термины обедняют этнографический материал, другие, сомневаясь в самом существовании явления, обозначенного наукой, что ведет в итоге в семантическую западню. Поэтому нужным видится определение шаманизма, наделение его статусом научного понятия.

В отечественной этнографии сложилась традиция понимать под шаманством форму религии или культ, центральной идеей которого является вера в необходимость особых посредников между коллективом родственников и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Для шаманизма характерен анимизм (олицетворение природы), универсальные мифологические категории, как трехчленная структура мира, осевое соединение (мировое дерево, либо гора, либо река), бинарные оппозиции. В целом, я разделяю точку зрения И. С. Вдовина o правомерности дифференциации понятий "шаманство" и "шаманизм" (в целях научного анализа), которые часто использовались как синонимы.

В действительности единого или кодифицированного представления о шаманизме нет и, вероятно, не будет, так как он меняется от эпохи к эпохе, от региона к региону, и роль его в истории, как и в религии, является неоднозначной. Но за вариативными чертами остается неизменной его сущность, которая состоит из трех доминант:

– мифологическoй, то есть космической модели (космический);

– медиумной, то есть лица, реализующего связь;

– ритуальной, то есть средств реализации этой связи.

Но в последнее время добавилась еще одна проблема – строгого учета принципов научного подхода в изучении феномена ИСС (измененного состояния сознания), к которому может быть отнесена в полной мере и психотехника шаманов. С одной стороны, нельзя допустить, чтобы развитие научного знания попало в руки дилетантов, с другой стороны, нельзя не увидеть возрастание интереса в конце XX века к дорелигиозным представлениям во всем мире.

Касательно шаманизма можно говорить о появлении новой его разновидности – городской шаманизм, идея которого нашла воплощение не только в жизни урбанизированного человека развивающихся стран, но и в передовых США. Визионерская сторона шаманизма вдохновляют жителей современных городов на исследование необычных реальностей. Занимаясь шаманизмом, человек может совершить путешествие по своему сознанию, встретить своих собственных мифических существ – спонтанные творения своего духа.

Так как большинство западных людей живет в городах и не всегда имеет возможность посещать экзотические, зачастую отдаленные места, где еще сохранился шаманизм, опытом от шаманских практик им приходится делиться на неформальных встречах в условиях закрытых от них дверей большой и серьезной науки. Правда, последняя пытается как-то реагировать на видимые изменения общественного сознания. Есть исследовательские программы по сравнительному изучению людей, обладающими экстрасенсорными способностями, с действующими шаманами, описаниями камланий этнографами прошлого. На международных собраниях ученых, занимающихся проблемой шаманизма, приглашаются те же шаманы и экстрасенсы, а сами исследователи примеряют на себя шаманские атрибуты. Так, безупречный специалист в своей области – американский профессор Майк Харнер – известен и как ученый, и как практикующий шаман, получивший посвящение у индейцев Амазонки, племени канибо в Перу.

Второй запрет. Казалось бы, если сообщество ученых занимаются одним делом, то о каком запрещенном шамановедении тут можно говорить?

Да, международные симпозиумы по шаманизму начинают регулярно проводиться с 1974 года. В прошлом году состав участников был ограничен признанными специалистами в этой области. Тематика прозвучавших докладов и сама методика проведения встреч таких ученых (в частности М. Харнер провел свой практический семинар) показали расширение как проблематики изучения, так и интереса к данному феномену в целом. Подтверждением этому может служить и тот факт, что только в нашей стране в 1990-е издается множество материалов по этому вопросу, включая серию книг (томов) "Этнологические исследования по шаманству и иным верованиям и практикам".

Отсутствует лишь пока специальный печатный орган, и это понятно почему. Нет такой научной дисциплины – шамановедение. Фактически ее ниву разрабатывают старатели от истории, этнологии, психологии, религиоведения и др. отраслей научного знания. Так может быть все так и оставить, как было, как есть? Вопрос этот, я считаю, спорный.

Современная познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью. Речь идет о том, что научные исследования концентрируются вокруг социально значимых проблем и для их решения используются наборы уже существующих теорий или в случае необходимости разрабатываются новые концептуальные модели. Соответственно акцент в науках гуманитарного цикла все более смещается на те ранее незамеченные, но существенные свойства человека в его отношениях с окружением.

Какие проблемы архаических народов их культуры заслуживает еще сегодня к себе внимание? На мой взгляд, их не много: 1) проблема сохранения культурного облика первобытных, традиционных обществ и возможность их модернизации; 2) потенциал и реактуализация архаичных представлений. Последнее проблемное поле все более сливается с понятием шаманизма, что в свою очередь может помочь в направлении диалога между цивилизацией и барбарианством.

Шаманизм сегодня – это собирательный образ наблюдаемого ныне естественного человека, либо природного начала в нас. В исторической ретроспективе он зародился в эпоху присвающего хозяйства, но отразил в себе элементы экологического сознания, охранительного по отношению к "Матери-Земле". В культурном плане шаманизм декларирует телесность человека, чью секуляризацию и эмансипацию мы видим в Новое и Новейшее время. С точки зрения общественного сознания, он впитал в себя фундаментальные дошаманистские представления человека о мире и о себе (разделение это видится сейчас условным), творчески переработав их в материал для структурированности личности шамана. С появлением государственности шаманизм принимает все признаки религии (как это было в тюркском каганате), либо становится несущими частями всех известных конфессий. Для современного человека он привлекателен своей прекрасной простотой, возможностью развития человеческих способностей, институциализации личной мифологии.

Приходится констатировать, как это ни обидно, ни одна отрасль научного знания не включает изучение проблемы шаманизма в полной мере. Большая история поглощена изучением государственного периода в развитии человечества. Правда, ее вспомогательные дисциплины – археология и этнология – дают пока что основной материал для шамановедческих концепций. Но предмет их далеко не исчерпывается интересующим нас вопросом. То же самое можно сказать и про другие области специализации науки.

Занимавшийся сравнительным анализом религиозных верований М. Элиаде оставался до самой своей смерти наиболее авторитетным исследователем шаманизма за рубежом. Своей книгой "Шаманизм: техника – архаичные техники экстаза" – академическим справочником, который впервые был издан в 1951 г. в Париже, он оказал влияние на все последующие исследования вопроса. Тем не менее, так как шаманизм чужд религии по своей синкретической направленности, то и религиоведение, в конце концов, не в состоянии представить всю глубину и специфику проблемы данного феномена.

Пожалуй, наиболее близкой по "духу" наукой к шамановедению является этнология. Ее предмет постоянно расширяется, что, правда, не дает возможности дать четкого определения этой науки. Ее определяют от раздела социологии до науки, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ. К традиционной области знания в настоящее время добавляются новые, что позволяет ученым выделять внутри этнологии относительно самостоятельные сфера и направления исследования.

Таким образом, последняя полoвина (треть) XX века демонстрирует складывание предпосылок, свидетельствующих о выделении шамановедения в самостоятельную отрасль научных знаний. Своеобразие ее определяется собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета.

Немного об этом. В современном шамановедении накопился некоторый багаж знаний, сложились уже традиционные темы исследований и аспекты изучения. Это – возникновение феномена, ареал распространения и особенности бытования у тех или иных народов, типы и формы шаманизма, их генезис, личность шамана, ее свойства и т.д. Так же определились основные подходы: парапсихологический, теологический, психопатологический, источниковедческий и др. Очевидно, что не один из подходов нельзя пока подвергнуть решительному пересмотру, можно говорить не столько о степени изученности в этой области науки, сколько о движении в ней.

В соответствии с выше приведенным сравнением можно говорить на настоящий момент лишь о примерном круге шамановедения. Не случайным видится сдвиг в изучении шаманистской традиции с общих религиозных воззрений, системы культов, то, что Вдовин определял как шаманизм, на медиумную и ритуальную составляющие явления (т.е. шаманствa). В нашей стране возрождается внимание к определению шаманизма М. Элиаде как "архаической технике экстаза". В целом предмет шамановедения может быть сформулирован как изучение становления "избранников духов", использование ими доступной для них космологии: психофизическую сторону поведения шамана во время камлания, а также ритуальные действия, их содержание и назначения, шаманское облачение и атрибутику.

Третий запрет. Между тем специализация научного знания – это лишь тенденция в развитии научной мысли. Не следует забывать и о противоположном векторе научного движения в целом. С этой точки зрения, радоваться манифестации шамановедения – то же самое, что довольствоваться прошлогодним снегом. Трудно предсказывать, каким будет спрос на шамановедение уже в ближайшем будущем. Интерес к проблеме может иссякнуть, не успев взрастить существенные плоды. Как бы там ни было, перспектива развития шамановедения в XXI в. мне видится достаточно привлекательной.

Прежде всего, что дает оптимизм мне, так это пути развития самого шаманизма в канун нового тысячелетия. Они связаны с деятельностью американского профессора М. Харнера и возникновением такого феномена, как городской шаманизм.

М. Харнер, после М. Элиаде и К. Кастанеды, внес наиболее значимый взгляд в дело популяризации шаманизма. Ему болеe чем кому-либо другому, мы обязаны тем, что практика шаманизма перестала быть только предметом специальных этнологических исследований и занимает прочное место в рамках движения за развитие человеческих возможностей. Тем самым он сделал опыт переживания шаманской реальности более доступным для западных людей. Вот что он сам считает об этом: "Люди с незапамятных времен, просто используя технику боя в бубен, могли проникать в сферы, которые обычно открываются либо тем, кто уже стоит на пороге смерти, либо святым. Эти сферы – верхний и нижний пласт, где человек может получить ответы на самые загадочные вопросы. Это – Время Сновидений австралийских аборигенов, или «мифическое время» шаманов. Здесь человек может обрести знание, которое редко приходит к другим людям".

Именно на основе использования бубна Харнер строит свои практические семинары. Он убежден, что монотонные ритмы бубна, звучащие во время шаманского сеанса, активизируют те области мозга, которые связаны с творческим мышлением, а также стимулируют ритмичное биение сердца. Недавние исследования подтвердили следующий факт: шаман бьет в бубен в таком ритме, что частота ударов находится в ряду частот тета-волн (4-7 циклов в секунду), т. е. в ряду частот мозговых волн, связанных со сновидениями, гипнотическими образами и трансом. Эксперимент с использованием электроэнцефалографа обнаружил, что шаман за десять минут своего путешествия достиг такого состояния сознания, которое ранее было засвидетельствовано лишь однажды – у японских мастеров дзэн, после шестичасовой практики глубокой медитации.

Наконец, еще в конце 80-х Харнер начал обучать шаманским техникам те туземные народы, в чьих культурах соответствующие навыки были утеряны. Он смог помочь им, используя то, что назвал "ядром шаманизма", – наиболее общие методы, совпадающие с теми, которые когда-то применяли их предки. А дальше, как он говорит, "члены этих племенных обществ смогут сами разрабатывать и интегрировать различные практики, исходя из собственных понятий в контексте своих традиционных культур.

Возрождение интереса к туземным мифологиям, к измененным состояниям сознания, к мистицизму Востока – все это отражает стремление многих жителей Запада к новой вере, которая бы зиждилась на глубоком внутреннем опыте, и в реализации этого стремления шаманизм может наверняка помочь.

Шаманизм может научить очень многому, ибо возвращает нас к простой жизненной истине: все мы, живущие на этой планете, разделяем общую судьбу. Он же дает надежду, что нe один человек в этой бескрайней Вселенной, потому что последняя сама представляет собой живой организм.

Наконец, целью шаманской практики является поиск индивидуальной роли человека в окружающей его общественной природной среде. Это побуждает нас открывать свои собственные внутренние истины, прислушиваться к своему внутреннему голосу и брать на себя ответственность за свои поступки.

Очевидно, что перечисленные черты свидетельствуют о непреходящей, гуманистической направленности шаманизма, реальное бытование которого в XXI веке еще ждет своего исследования. Но также очевидно, что помимо теоретических работ, с которых зарекомендовало себя шамановедение, в конце XX веке представляет себя практическая его сторона.

Таким образом, шамановедение – это не просто праздный интерес любителей-одиночек. Нужда в интеграции научного исследования предполагает наиболее полное включение его в систему научных знаний, без учета духовных традиций Востока и Запада, и такого коренного пласта между ними, каким признаны шаманистские представления и практики в архаику и современность.
Записан
НЕ НОЙ ПОД ЛУНОЙ И ПОД СОЛНЦЕМ НЕ НОЙ!

Шаня

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10212/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 600
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 96689
  • - Вас поблагодарили: 142535
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #11 : 24 Октябрь 2008, 15:18:34 »

Шаманизм может научить очень многому, ибо возвращает нас к простой жизненной истине: все мы, живущие на этой планете, разделяем общую судьбу. Он же дает надежду, что нe один человек в этой бескрайней Вселенной, потому что последняя сама представляет собой живой организм.
Наконец, целью шаманской практики является поиск индивидуальной роли человека в окружающей его общественной природной среде. Это побуждает нас открывать свои собственные внутренние истины, прислушиваться к своему внутреннему голосу и брать на себя ответственность за свои поступки.


Малюмко а каки шаманские практики ты делол. ведь шаманишь уже давно. поделися а :)
и есть ли какоето четкое разделение на шаманские практики и еще какието.
спасбо табе ишо раз.
за поиск и помошь.
Записан

mate

  • Охотник
  • *
  • Согласие +19/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 164
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 18
  • - Вас поблагодарили: 65
  • КУРС 90, ПРИБОРЫ 300
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #12 : 24 Октябрь 2008, 18:04:17 »

Шань, я плясун - навроде Сакатеки. А в теории не силён.
Записан
НЕ НОЙ ПОД ЛУНОЙ И ПОД СОЛНЦЕМ НЕ НОЙ!

mate

  • Охотник
  • *
  • Согласие +19/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 164
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 18
  • - Вас поблагодарили: 65
  • КУРС 90, ПРИБОРЫ 300
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #13 : 24 Октябрь 2008, 23:22:49 »

Шань, меня в своё время волшебные друзья научили шаманским танцам, с тех пор достаточно поплясать минут 10-15, и я в изменённом состоянии сознания, причём изменённом именно в ту сторону, в какую на данный момент нужно. Поэтому у меня и с тенсегрити особых проблем не было, все эти движения оказались знакомыми и даже как бы родными.
Записан
НЕ НОЙ ПОД ЛУНОЙ И ПОД СОЛНЦЕМ НЕ НОЙ!

Шаня

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10212/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 600
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 96689
  • - Вас поблагодарили: 142535
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #14 : 25 Октябрь 2008, 16:55:11 »

Шань, меня в своё время волшебные друзья научили шаманским танцам,
хош верь хош не верь, а вчера темо затеяло, Шаманские танцы, только вырубило комп , так и не сделало :)))))
может кто из шаманов и сделает расскажет про свои танцы с бубнами. хотя, сейчас думаю, а как о них рассказать, только об ощущениях наверна и о задачах.
вспомнилося.
 танцы с бубнами шаманы ведь используют при лечение. про синхронизацию говорил Серкинский Шаман.нарушение приводит к болезни. а танец и и ритмичнаы игра на бубне приводит к изменению тела человека, так вроде да?
 ой Малюмко глянуть ба на твой танец шамана:)
а про волшебных друзей  если можно расскажи? и как это научили?  *ROSA*
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.873 секунд. Запросов: 53.