Лошадь...
Див-зверь - участник волшебной сказки, зачастую во сто крат мудрее и умелее человека-царевича.
Зверь, живущий уже века в мире человековом - но остающийся всегда в мире дивьем
У лошадей - свой язык, которому не каждый человек и обучится, а вот каждый конь человеческу речь разумеет.. Разумеет - не значит послушает...
Лошадь пришла к человеку из мира дикого, принеся с собою слова особые, вещие - уча им жеребят своих. Те слова слышат на Хорояр мальчишки-пастухи да табунщики, да потом, повзрослев, забывают.
А может - и вспомнят когда?
На Хорояров день по утрам пьют с конями "брагу лошадиную", не брезгуя мочить губы с конём да кобылою, в брага та не винная - на травах да меду разведённая ключевой водой. Это потом, после службы церковный пост разрешает на Хорояр до Преображения вина пить.
Но с утра по дедовому завету иное пить велено...
На хорояров день придёт к коню старому девочка - сплетёт с ним свои волосы. Не чтобы красивой быть - чтобы Конь правил тело и дал яру-силушку, Род в себе зачать да продолжить
А как и чем Конь тут поможет? Неведомо... Да и просто так мама доченьку посылать не будет - сама ходила девочкой, по себе чуяла...
Сплетёт волосы - расплетёт обратно, Коню в ответ слово шепнёт - какое на ум придёт. Любое слово, пусть и глупое - зачем оно Лошади?
А вдруг надобно?
Уйдёт девочка - а под вечер, до ночных лошадиных гуляний, когда пустят вволю выпастись, придёт стара Женщина... Ничего не вымолвит - лишь по земли,как уж сможет, поклОнится... И слово своё вымолвит - унесёт его конь до пращуров, коль запомнить захочет
Не всякому, видать - такое выполнит...
Да что говорить, если уже в старину сказано - "у плохого человека добра коня не будет"...не кота и не пса, не коровы - Коня.
Волос. Символ и вместилище силы и роста, ипостась ветра в мифах индоевропейских народов. У лошадей гривы тонкие, длинные - может, поэтому Хорос такой корень имеет?
Может, и по этому...
Да только по поверьям, несутся по миру кони невидимы - ветра буйные, впрягаются в реки, чья вода уж студёной делается - влекут те реки по матери-земле, задают им бег, чтоб не кончалися... Не станет рек - иссушится лоно земное...
Влекут кони пути речные - а сверху ход их хорояров журавли правят... Потому мастерят тихонько на хорояров день фигурку журавлей по деревне и усаживают на выбранного коня...
Да так и водят вкруг деревни да до реки ведут... Напьётся Конь - оставят реке журавельку-куколку, а не напьётся, не вкусна покажется вода - задумаются старики...
А о чём - то нам, молодым, неведомо
Да ещё оставят к Хороярову дню волосу-велесу на бородку последний сноп - а что он расскажет, то и станется. Пусть не сейчас - но до мая-травеня точно сбудется...
А борозда... Что гадать тут - борозду кони по пашням кладут, с Хорояра оканчивают по сёлам уборку, росчистами да боронованием довершают живородный год...
Только - а может, и не только так.
И правда - борозды Конём проложены, да не только полевые - а волшебные тоже...
Не словом Божьим, а первой бороздою разделился наш мир от остальных, не словом Божьим, а бороздою-границею ушла твердь от волы, а Земля-матерь от Неба-батюшки...
Из первой борозды вышла на свет Ашура-Ящера, в ней же и скрылася...
Сущность-дух Хорояр - он не просто так сегодня в миру качается, реки тянет, вены тужит - он следующий день ведёт, а через Осень да Зиму будущу - иным дням путь готовит, к маю мир поворачивает... И наступный день - Спаса Преображения, он с Хорояровой ночи начинается, когда бредёт по миру слепой да сивый Конь, в поводырях у которого Добрый Пёс... Не потому слепой - что старый. Не нужно быть зрячему тому Коню - не глазами тот высматривать станет...
И сивый он - не потому, что старый, а с сумеречного мира тот Конь пришелец, тех миров и цветом будет
Не сражаться со Спасителем-Христом будут, давно проиграны те бои да сражения - свои сказки нести по миру станут, хорояром меченые...