Невозможно интересно наблюдать, как в самых маленьких проявляются их особенности, как раскрываются, словно бутончики, прорастают упрямо их свойства. И непонятно - почему именно так, почему именно такие интересы, именно такое впечатляет, а не иное, почему внимание малыша живёт, движется, именно так, выхватывая из всего многообразия мира именно эти предметы и явления, которые для меня, наблюдателя, складываются в некую цельную картину маленькой личности, уже человека?
И как поддержать этот ещё маленький, но такой сильный упрямый росточек? Как не не мешать? Как научиться чувствовать баланс, когда и сколько можно, а когда нельзя категорически трогать, запрещать, тормошить, отвлекать и, главное - использовать свою волю взрослого человека, чтобы не сломать?
Мне посчастливилось сейчас, будучи достаточно зрелым человеком, наблюдать развитие своего внука.
Это кайф! Удовольствие всех уровней, самое интересное кино, я просто тащусь, наблюдая за ним!
Мой малыш очень особенный. Долгое время я очень волновалась, что с ним что-то не так, боялась, что он отстаёт в развитии, таскала его к неврологам, психологам. Ответ - бабушка, успокойтесь, это его особенности развития!
Часто гуляем по набережной Мраморного моря.Там много игровых площадок для детей. Мечтая о том, чтобы малыш рос подвижным, быстрым и ловким, я по началу всячески старалась использовать горки, качели, карусели. Тщетно! Он упрямый невероятно - не хочет. И я оставила его в покое, стала просто
наблюдать.
Его упрямая настойчивость заниматься тем, что ему нравится, вызывает уважение. Как и умение занимать себя самыми простыми подручными средствами, создавать из них свой мир, уходить в него так глубоко и быть счастливым в нём.
Достаточно найти несколько палочек, веточек, семян или листиков - и это целый волшебный мир. Их можно раскладывать по-разному на асфальте, бесконечно перетасовывая, создавая узоры, что-то добавляя, при этом петь Калинку или всё время что-то говорить своё. Можно просто очень внимательно, пристально рассматривать узоры на листьях, одобрительно и восхищённо комментируя. Можно ловко крутить палочки в пальцах и носиться между детей и взрослых, не замечая их. А можно ковыряться в земляном пологе под деревьями, находя то ракушки, то семена прошлогодние, то кору.
После или во время дождя позволяю ему в резиновых сапогах играть с водой, в лужах. Нужно видеть его счастливое лицо!
Иногда думаю, что с ним что-то не так, честно! - почему он не играет с детьми, почему его не интересуют яркие площадки, самокаты, велосипеды? В ясные дни он может долго играть со своей тенью - это нужно видеть, как он уходит в эту игру и что придумывает!
А может полчаса наблюдать за прибоем, прижавшись к решётке ограждения. Или просто наблюдать блики солнечные на воде, долго-долго. И всегда сердится и протестует, когда его отрываю, торопя. Любит лежать на земле и смотреть в небо зачарованно.
Любит очень серьёзную, взрослую музыку - Адель, Джо Дассена, Моцарта, Хулио Иглесиаса. После купания перед сном обязательно в тёмной комнате я пою ему украинские песни - Чорнобривци, Чаривна Скрыпка, Два Колёры, Ясены. Слушает не шелохнувшись, только подпевает окончания.
Вообще, поём мы с ним везде и с удовольствием - во дворе, на улицах, дома, в парке, на набережной.
Очень любит смотреть русские народные танцы, особенно Калинку и Ах ты, Полюшка - Параня. Глаза горят ракетами, топает, кружится - старается повторять движения.И чтобы бес конца повторять, пока не устанет.
Любит всех собирать "до кучи" - меня, дочку, зятя. Чтобы все вместе рядышком сидели, желательно за руки держались. Собирает нас по квартире, за руку берёт, на диван сажает. Чтобы все были в сборе и все возле него.
Моему малышу 2 года и 4 месяца. Я думала, что он плохо развивается. Думала так, сравнивая его со своими детьми, которые в год хорошо говорили.
Похоже, что-то будет интересное. Если не мешать.