Для того чтобы не казаться голословной в своих наработках, мне надо прикреплять какие-то материалы. Так сложилось, что фото- и видеоматериалов с моих занятий с лошадьми почти нет - занималась я в основном одна, когда не было людно и шумно на конюшне, и зрителей было немного. Фиксировать рабочие моменты было просто некому. А то немногое, что осталось - снималось на мыльницу, поэтому, в очень плохом качестве. Но кое-чем попробую поделиться.
До чего же разные характеры у лошадей! Был у казаков молодой мерин -
Сеня. Невероятно общительный и дружелюбный мальчик. Однажды, когда Сеня гулял в леваде, мне захотелось попробовать вовлечь его в игру. Я тогда занималась с Мэтром, и дела наши с ним не клеились. Вот и хотела я проверить, как же будет получаться с другими лошадьми. К моему удивлению, Сенька очень быстро заинтересовался и мгновенно подключился. Для начала нужно было его "присоединить" - добиться его следования за мной без уздечек и верёвок. Пошли шагом. Он рядом. Начали описывать восьмёрки, осаживать назад - он не отставал. Потом побежали. Сенька просто взорвался! Носился следом, играли в догонялки - он за мной. Я стала ближе к его плечу и мы побежали рядом. Удивительно, но он начал успокаиваться и рысью трусил плечом к плечу. Для первого раза - достаточно. У нас всё получилось.
Самое главное -
вовремя убрать давление. Когда мы просим что-то сделать, начинаем с прикосновения. Если лошадь не понимает, чего от неё хотят - начинаем слегка надавливать. И давление можно усиливать только постепенно. Не стоит ожидать, что лошадь сразу всё сделает правильно. Вряд ли такое случится. К примеру, нужно, чтобы лошадь опустила голову. Кладем руку на её затылок, не отреагировала - надавливаем. Как только лошадь хотя бы просто подаст затылок вниз, не опуская голову - тут же прекращаем давить и убираем руку. Через какое-то время процедуру можно повторить. И этого принципа нужно придерживаться всегда, в любых занятиях с животным. Мы оказываем не только физическое давление, но и
ментальное. Как в играх, например.
И как только Сеня "присоединился" - надо было сделать перерыв. Животные, как и дети, не могут удерживать долго внимание на одной задаче. Поэтому, очень важно - услышать, когда надо убрать давление. Иначе животное потеряет всякую заинтересованность в дальнейших занятиях.
Параллельно с играми и упражнениями мы баловались и учили команды. Например, "Цём". И бывает, когда показываешь новое упражнение - лошади трудно понять, как правильно поступить. И она может начать предлагать уже выученные движения. А может... зацеловать.
Просила Сеню передвинуть передние ноги вперёд. А у него не получается. Видит он, что я уже расстраиваться начала, да как цёмнет! Мол, "Что я должен сделать? Зачем ты мои ноги трогаешь? Не пойму никак. Не огорчайся. Я тебя поцелую лучше."
Какое наказание может быть после такого сюжета? Только трепет внутри.
Пусть не сразу, но всё обязательно получится. Глубокое заблуждение, будто в строгом режиме с наказаниями, в котором тренируют лошадей, обучение продвигается быстрее. Неправда. Нам хватило всего несколько дней, и мы продолжили занятия верхом... абсолютно свободными, без уздечек и недоуздков.