Поискал русский аналог. Попался богатырь Святая Гора, Горыня, Святогор.
Сей богатырь был столь велик, что земля его не держала, и он старался жить в горах. Как-то возгордился силушкой, попытался поднять суму с "тяжестью земною" и ушел в землю по самую голову. Выбрался или нет, неясно. )
Передвижения его трясли землю, так что неплохо, пока он спит )
Я не встречала, чтобы Святогор жил в горах. Наоборот, он довольно много путешествовал по русской земле, один или с «молодшими» богатырями. Старших либо не всех застал, либо у них не было необходимости пускаться в длительные совместные путешествия по полосе белого света. А вот встречи - были...
Святогор Другомиров либо пришёл из-за гор (далеко-далеко, за синими морями, за высокими горами – тридевятое царство, сновидная полоса), либо упокоился в своём сундуке-двери-гробе в горах. Гора – всегда граница. Как и ягода-калина – ягода перехода в иномире…
Сюжет ухода в землю по самые плечи – очень распространённый в волшебных сказках, богатыри от ударов только так туда попадают. Те же бои со змеями, горынычами, юдами всевозможными дают градацию силы их ударов о богатыря – по ступни, по пояс, по плечи. О чём, кстати, этот сюжет? Может, о том, что только матерь-земля, твои корни, почва – дадут силу выкарабкаться и не сломиться?
Так что этот сюжет неспецифичен для эпоса о Святогоре
Что он такое в загадках и вопросах – я писала как-то
Кем становятся друг для друга Вольга и Святогор? (притом, что оба они относятся учёными-фольклористами к древнейшему, дохристианскому пласту эпоса. И даже не русского - а мировой мифологии, потому как осколки "литературной фабулы" и Вольги-Волха, и Святогора Другомирова блеснут то там, то этам в общемировой языческой культуре...)
Вольга и Святогор - равноправные участники похода. Причём Святогор Другомиров присоединяется к дружине по непонятной (случайно-неслучайной?) причине и вместе с Вольгой, змеевым (ящуровым!!) сыном, участвует в добывании пропитания его дружины (а делает это Вольга-оборотень в виде сокола, волка и ворона) и изведывает вражеский лагерь до прихода туда Вольги в горностаевом обличье. То есть, не являясь оборотнем (это знание колдунов нашего мира) - он не удивлён-испуган тем, каков Вольга-Волхв, и по крайней мере равен ему по силе способностей. А то и превосходит.
Так же по непонятной причине Святогор покидает дружину князя-оборотня и продолжает свой путь в нашем мире. А Вольга-Волхв - свой. (расходятся интересы - расходятся люди?))
Намного более подробна встреча Святогора и Ильи Муромца. С Ильёй Муромцем связан и уход Святогора из нашего мира... Здесь также много загадок и намёков...
Образ этого богатыря - открывает цикл богатырей христианских (не смотря на то, что эпос о муромце наполнен многочисленными более древними смыслами, чертами и шифрами). Более того, Муромец - вообще первый богатырь на Руси (Вольга - королевич, витязь, князь, Святогор - великан Другомиров, Микула- витязь-пахарь, земляной князь и т.д. Конкретно богатырями они названы уже в позднейшее время и, скажем так, совокупно).
Илья Муромец мало того, что имеет нераспространённое в народе имя и имя Святого Ильи Пророка, поражающего врагов Божьих, так ещё целым рядом черт прямо указан сказителем на своё христианское происхождение. Вспомним его победу над Идолощем Поганым (кто такие идолы в древней традиции? Кто такие "поганые"?
Вот ещё одна загадочка...) Илья Муромец обманом побеждает и закидывает Идолоще Поганое далеко в степь во времена Владимира... Оттуда, из Степи во стократ вернутся "идолопоклонники" во времена потомков святого князя. О чём нам хотела рассказать древняя сказка?)
Муромец не полноправный витязь. Он сам находится в услужении у Святого Владимира и выполняет его распоряжения. И дружина у него не своя (дохристианские витязи либо имеют свою, либо не имеют ее вовсе - она им не нужна)
Встречаясь со Святогором, он явно не знает, что им вместе дальше делать и подстраивается под то, что скажет Другомир.
Встречается Муромец со Святогором - тот спит. Настолько крепко, что Илья, как ни тужится - не может его разбудить... Только брошенное копьё (ааааа, всегда это удивляло. Нефиг думать - давай в спящего копьё брошу!) - а по другому варианту горсть русской земли (а тут уже теплее намёк) - будит Святогора...
Тема сна не случайна. Едет спящий древний витязь по русской земле и везёт его недреманный верный конь...
В кармане же у него спит его "родная жена", взятая в этом мире... Скрытый мотив пары, мотив женскости есть и в этой легенде..
Илья Муромец первым предлагает быть Святогору побратимом. Тот соглашается.
Пока Святогор снова спит, засунув Муромца себе в карман - Муромец находит его жену, и та от него беременеет (побратимство у Ильи - дело такое... весь в того, кому служил. в общем))
Беременеет спящая? Святогор чует, что везёт уже не одного богатыря, а двух и, по одной версии, убивает жену (христианский вектор-образец отношений), по другой - отпускает (языческий обычай. До слова. Есть в русской мифологии ещё один персонаж - Сил Силыч. Который имеет "двох отцев - поганого да святого". С отцом поганым Сил Силыч идёт советоваться "во место тайно ко гробу навьему".... Какие мотивы здесь сплетены - мы уже не узнаем, видимо... Отец святой никак не проявлен в жизни великана Силы)
Причины, по которым Святогор окончил путь на нашей земле - различны и многосмысловы. Но ложится он во гроб (сундук, землю у горы, из которой вышел в наш мир) - при Илье Муромце.
ему же пытается передать свою силу. От которой Муромец вначале отказывается, затем попросту не умеет взять, кивая, что ему "крест мешат".
Так с приходом в мир нового типа богатырей и во времена святого князя Владимира, Святогор Другомиров умирает или засыпает, что в многополосности мироздания может быть одним и тем же...
В нашем мире остаются поздние богатыри - богатыри христианского мира...
попытался поднять суму с "тяжестью земною"
Передвижения его трясли землю,)
На полосах сновидений есть совершенно поражающие моменты, связанные с гравитацией, земной твердью, способами передвижения там. Неудивительно, что и у Святогора были схожие отношения со стихией земли на нашей полосе.
Второй кандидат на прототип Головы - первичный камень Земли
Ветроворот в описаниях Оли-Десерт-Данс)
Могу предложить третий физический прототип «говорящей головы» - …. курганы. Эти самые «белые деды», «щуровы главы» и прочие народные названия случайно ли крутятся сравнением у головы?
Седые – от степного ковыля. Дедовы, щуровы – потому что народ через века пронёс память. Что там покоятся предки. И даже не деды – щуры, то есть предки очень отдалённые по Роду, деды ведь только твои, а вот щуры, щуры уже общие…
И говорить курганы тоже могли. Даже когда на них уже не зажигали огни тризн – пон им гадали, спрашивали совета у «стар-косточек», носили «отдарочки в допомож» (подарки в помощь)
Вообще образ головы в старой сказке очень особенный. Это не только «мельница мифов» всех народов (голова Пуруши, Орфея, Медузы , из головы Мимира рождается Один,а из головы Зевса – Афина, сюда же живая голова Ивана Предтечи прямиком из полуутраченных шумерских мифов)
Голова – вместилище силы и разума, не случайно из голов врагов и друзей делали артефакты
Множество мифических существ имеют инородную голову, от Сфинкса до вещих птиц Гамаюн да Сирин, друидский самайн, перевоплотившийся с хеллоуинскую глазастую тыкву…
Солнце и Луна в славянской (да и не только мифологии, в изобразительном лубке) - это именно головы без тел, действуя в сказках вполне самостоятельно. Марья Моревна не может освободиться от плена брата-Солнца, пока не сошьёт ему кафтан, а сшить никак не может, пока у Солнца нету тела. Солнце берёт тело Ивана-царевича и только тогда примеряет золотой кафтан…
Чуде-Юде или Змею богатырь рубит головы, рубит – а они, живые, прирастают, огнём да ядом жгут-палят, пока богатырь не отрубит другую часть тела противника и ею, мёртвой, не сделает мёртвыми и волшебные головы…
Иван богатырский сын пинает в траве голову, которая оказывается живой головой неведомого древнего богатыря, указывающего дорогу
Баба Яга живёт в окружении бревенчатого ограда, на вершицы которого навешаны черепа и головы. Путник, приходящий к её владениям, сперва говорит с ними, отвечая на хитрые вопросы или излагая свои беды
Навки и русалки, желая смутить или напугать встреченного путника, снимают свои головы, а то и «сменяют одну на другую» (очень сильный флёр сновидного сюжета, если кто узнаёт)
Болотные пузыри, поднимающиеся из бочаг – это, по деревенским поверьям, дыхание невидимых «болотных головушек». «Живые головы», положенные Старовластом на речное дно, рождают омуты или подводные родники (одни головы затягивают в себя воду и порождают омуты, другие выдувают)
Раз в году домовой теряет голову и тщательно ищет её, а домочадцы не смеют мешать, а лишь тихонько прислушиваются к тому, что голова скажет
Есть старые обряды и обычаи, связанные с «головами» (капустными, репными, тряпичными - в которых по лоскутку от одёжки всех усопших родичей Рода). Были и молодёжные игры, в которых у головы-воды спрашивали кто что задумал, а та отвечала невпопад... (а как ещё в сновидениях ответят?). А уж в гаданиях головы и настоящие, и привидевшиеся - центральные приметах
Деда рассказывал старый и немного забавный деревенский обычай их села – самую крупную морковку слегка откапывали, давали «зазеленеть» верхней части, затем прорисовывали рот и глаза – делали «морковну головку». И закапывали снова, накрывая сверху бурьяном и сухостоем.
А весной «головка сказывала», какое лето случится, какой урожай у ржи и овса будет – по ней и примечали многое, и затем гадали…
Так что вполне возможно, что «головные нити» намного неслучайнее, обширнее и запутаннее, чем может показаться… И ведут уже в совсем ветхие, непонятные знания и смыслы…