Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Старая, старая сказка (с)  (Прочитано 76192 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #120 : 18 Январь 2017, 15:33:23 »

НАВИЙ сундук))
никак  не отпускали эти слова..
Тема "сундука" вообще загадочна в русской сказке

Что это за "сундук", в котором одна Нава, будучи спящей – ищет что-то? А вторая, не заглядывая, знает, то найдено или нет…

Сундук (а в поздних вариантах – гроб) – в который лёг Святогор Другомиров перед тем, как навсегда покинуть нашу землю.. И перед этим перемеривал несколько – не те ему сундуки были…

Сундук, в котором Баба Яга хранит-таит свои волшебны особ-вещи. И которые девочка-сиротка, будучи у неё в услужении и учась понемногу (в подглядку. Почему в подглядку? Почему она получает уроки особым образом – лишь видя яговны волшебство, пытаясь разобраться сама, следуя и формируя свое понимание. Яга здесь – почти наблюдатель, а не строгий учитель. Она не даёт готовое, не даёт своих образцов – она не препятствует ведовской силе девочки самой проявиться и прочувствовать себя)

девочка берет из волшебного сундука эти вещи в последний свой день пребывания у Яговны –Агаши-Аши (Ашеры?))) – и после этого следует главное испытание её сил и умений…

Сундук, в котором на острове Буяне спят все ветра Мира. Или может – это не сундук, а образ "дверцы в иной мир"? Где живут наши ветра, каждый из которых имеет своё имя и улетает "до сроку" неизвестно куда? И туда же, в иные миры-полосы, уходит Святогор, но не умирает…

Сундук – в котором хранится некая "смерть кощеева" - да не сама по себе, а в других обвёртках – в сундуке утка, а в утке заяц, в том зайце щука…во щуке яйцо с кощеевой падью…
Просто ли это диво-дивное (какой заяц поместится в утке? А в щуках не бывает яиц…)

или показана последовательная череда иных  полос? Которые умеет уже видеть к концу своего сказочного путешествия-обучения Царевич. И не только видеть – но и грамотно взаимодействовать, добывая в итоге "кощееву смерть"?

Таким же непростым вместилищем "иномирья" выступает и колодец… В нем всегда непростая вода, непростые вещи обретаются, колодцы ведут на тот свет или в царство чаклуново-колдовское…

Из колодца же пьет воду и Илья Муромец. Я не очень люблю эту сказку-былину за массу подзних наслоений-надстроек, а то и явных подмен… И сам Илья один в один повторяет подвиги более ранних забытых витязей и героев.. Он  же – первый и главный богатырь на Руси, а богатыри снова отсылают нас к индофоклорному духу-стяжателю

Но как начинается сказка? Лежит в избе вполне взрослый недвижинный  мужик тридцати с лишним лет от роду. Лежит в избе – один
Лежит на печи – языческом центре пространства дома и еще одним проводником на "тот свет" и сказочным предметом
И приходят вдруг – калики перехожие… Люди неизвестно откуда, ходившие неизвестно где.. Приходят ли? Или Муромец их внезапно замечает?
Их не увидит никто по приходе их в избу Ильи и уйдут они раньше, чем калик заметят. Да и может ли их вообще заметить кто-то, кроме Муромца?
Домашние вернутся, когда волшебство уже случится, Илья встанет, непонятно каким образом дойдёт до колодца и достанет из него три ведра особой воды.
А ведь обычную воду из своего дворового колодца  пила семья каждый день, да что-то чудес - не случалось…
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #121 : 06 Сентябрь 2017, 10:45:34 »

Так и почему Святогор встречается с Ильей Муромцем и почему эта встреча не похожа на встречу с Вольгой?
Былины почитал.

Прочитали - это хорошо. А теперь попробуем сравнить...

Кем становятся друг для друга Вольга и Святогор? (притом, что оба они относятся учёными-фольклористами к древнейшему, дохристианскому пласту эпоса. И даже не русского - а мировой мифологии, потому как осколки "литературной фабулы" и Вольги-Волха, и Святогора Другомирова блеснут то там, то этам в общемировой языческой культуре...)

Вольга и Святогор - равноправные участники похода. Причём Святогор Другомиров присоединяется к дружине по непонятной (случайно-неслучайной?) причине и вместе с Вольгой, змеевым (ящуровым!!) сыном, участвует в добывании пропитания его дружины (а делает это Вольга-оборотень в виде сокола, волка и ворона) и изведывает вражеский лагерь до прихода туда Вольги в горностаевом обличье. То есть, не являясь оборотнем (это  знание колдунов нашего мира) - он не удивлён-испуган тем, каков Вольга-Волхв, и по крайней мере равен ему по силе способностей. А то и превосходит.

Так же по непонятной причине Святогор покидает дружину  князя-оборотня и продолжает свой путь в нашем мире. А Вольга-Волхв - свой. (расходятся интересы - расходятся люди?))

Намного более подробна встреча Святогора и Ильи Муромца. С Ильёй Муромцем связан и уход Святогора из нашего мира... Здесь также много загадок и намёков...
Образ этого богатыря - открывает цикл богатырей христианских (не смотря на то, что эпос о муромце наполнен многочисленными более древними смыслами, чертами и шифрами). Более того, Муромец - вообще первый богатырь на Руси (Вольга - королевич, витязь, князь, Святогор - великан Другомиров, Микула- витязь-пахарь, земляной князь и т.д. Конкретно богатырями они названы уже в позднейшее время и, скажем так, совокупно).

Илья Муромец мало того, что имеет нераспространённое в народе имя и имя Святого Ильи Пророка, поражающего врагов Божьих,  так ещё целым рядом черт прямо указан сказителем на своё христианское происхождение. Вспомним его победу над Идолощем Поганым (кто такие идолы в древней традиции? Кто такие "поганые"?
Вот ещё одна загадочка...) Илья Муромец обманом побеждает и закидывает Идолоще Поганое далеко в степь во времена Владимира... Оттуда, из Степи во стократ вернутся "идолопоклонники" во времена потомков святого князя. О чём нам хотела рассказать древняя сказка?)

Муромец не полноправный витязь. Он сам находится в услужении у Святого Владимира и выполняет его распоряжения. И дружина у него не своя (дохристианские витязи либо имеют свою, либо не имеют ее вовсе - она им не нужна)
Встречаясь со Святогором, он явно не знает, что им вместе дальше делать и подстраивается под то, что скажет Другомир.

Встречается Муромец со Святогором - тот спит. Настолько крепко, что Илья, как ни тужится - не может его разбудить... Только брошенное копьё (ааааа, всегда это удивляло. Нефиг думать - давай в спящего копьё брошу!) - а по другому варианту горсть русской земли (а тут уже теплее намёк) - будит Святогора...
Тема сна не случайна. Едет спящий древний витязь по русской земле и везёт его недреманный верный конь...
В кармане же у него спит его "родная жена", взятая в этом мире... Скрытый мотив пары, мотив женскости есть и в этой легенде..

Илья Муромец первым предлагает быть Святогору побратимом. Тот соглашается.
Пока Святогор снова спит, засунув Муромца себе в карман - Муромец находит его жену, и та от него беременеет (побратимство у Ильи - дело такое... весь в того, кому служил. в общем))
Беременеет спящая? Святогор чует, что везёт уже не одного богатыря, а двух и, по одной версии, убивает жену (христианский вектор-образец отношений), по другой - отпускает (языческий обычай. До слова. Есть в русской мифологии ещё один персонаж - Сил Силыч. Который имеет "двох отцев - поганого да святого". С отцом поганым Сил Силыч идёт советоваться "во место тайно ко гробу навьему".... Какие мотивы здесь сплетены - мы уже не узнаем, видимо... Отец святой никак не проявлен в жизни великана Силы)

Причины, по которым Святогор окончил путь на нашей земле - различны и многосмысловы. Но ложится он во гроб (сундук, землю у горы, из которой вышел в наш мир) - при Илье Муромце.
ему же пытается передать свою силу. От которой Муромец вначале отказывается, затем попросту не умеет взять, кивая, что ему "крест мешат".

Так с приходом в мир нового типа богатырей и во времена святого князя Владимира, Святогор Другомиров умирает или засыпает, что в многополосности мироздания может быть одним и тем же...
В нашем мире остаются поздние богатыри - богатыри христианского мира...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #122 : 06 Сентябрь 2017, 11:01:47 »

Почему все так не точно?
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #123 : 06 Сентябрь 2017, 13:10:56 »

Почему все так не точно?
А какой Вы хотите от меня ответ? Учебник Вам написать про Святогора?
Набросала то, что сама поняла и как понимаю.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #124 : 06 Сентябрь 2017, 20:08:01 »

Так и почему Святогор встречается с Ильей Муромцем и почему эта встреча не похожа на встречу с Вольгой?
Былины почитал.

Прочитали - это хорошо. А теперь попробуем сравнить...

Кем становятся друг для друга Вольга и Святогор? (притом, что оба они относятся учёными-фольклористами к древнейшему, дохристианскому пласту эпоса. И даже не русского - а мировой мифологии, потому как осколки "литературной фабулы" и Вольги-Волха, и Святогора Другомирова блеснут то там, то этам в общемировой языческой культуре...)

Вольга и Святогор - равноправные участники похода. Причём Святогор Другомиров присоединяется к дружине по непонятной (случайно-неслучайной?) причине и вместе с Вольгой, змеевым (ящуровым!!) сыном, участвует в добывании пропитания его дружины (а делает это Вольга-оборотень в виде сокола, волка и ворона) и изведывает вражеский лагерь до прихода туда Вольги в горностаевом обличье. То есть, не являясь оборотнем (это  знание колдунов нашего мира) - он не удивлён-испуган тем, каков Вольга-Волхв, и по крайней мере равен ему по силе способностей. А то и превосходит.

Так же по непонятной причине Святогор покидает дружину  князя-оборотня и продолжает свой путь в нашем мире. А Вольга-Волхв - свой. (расходятся интересы - расходятся люди?))

Намного более подробна встреча Святогора и Ильи Муромца. С Ильёй Муромцем связан и уход Святогора из нашего мира... Здесь также много загадок и намёков...
Образ этого богатыря - открывает цикл богатырей христианских (не смотря на то, что эпос о муромце наполнен многочисленными более древними смыслами, чертами и шифрами). Более того, Муромец - вообще первый богатырь на Руси (Вольга - королевич, витязь, князь, Святогор - великан Другомиров, Микула- витязь-пахарь, земляной князь и т.д. Конкретно богатырями они названы уже в позднейшее время и, скажем так, совокупно).

Илья Муромец мало того, что имеет нераспространённое в народе имя и имя Святого Ильи Пророка, поражающего врагов Божьих,  так ещё целым рядом черт прямо указан сказителем на своё христианское происхождение. Вспомним его победу над Идолощем Поганым (кто такие идолы в древней традиции? Кто такие "поганые"?
Вот ещё одна загадочка...) Илья Муромец обманом побеждает и закидывает Идолоще Поганое далеко в степь во времена Владимира... Оттуда, из Степи во стократ вернутся "идолопоклонники" во времена потомков святого князя. О чём нам хотела рассказать древняя сказка?)

Муромец не полноправный витязь. Он сам находится в услужении у Святого Владимира и выполняет его распоряжения. И дружина у него не своя (дохристианские витязи либо имеют свою, либо не имеют ее вовсе - она им не нужна)
Встречаясь со Святогором, он явно не знает, что им вместе дальше делать и подстраивается под то, что скажет Другомир.

Встречается Муромец со Святогором - тот спит. Настолько крепко, что Илья, как ни тужится - не может его разбудить... Только брошенное копьё (ааааа, всегда это удивляло. Нефиг думать - давай в спящего копьё брошу!) - а по другому варианту горсть русской земли (а тут уже теплее намёк) - будит Святогора...
Тема сна не случайна. Едет спящий древний витязь по русской земле и везёт его недреманный верный конь...
В кармане же у него спит его "родная жена", взятая в этом мире... Скрытый мотив пары, мотив женскости есть и в этой легенде..

Илья Муромец первым предлагает быть Святогору побратимом. Тот соглашается.
Пока Святогор снова спит, засунув Муромца себе в карман - Муромец находит его жену, и та от него беременеет (побратимство у Ильи - дело такое... весь в того, кому служил. в общем))
Беременеет спящая? Святогор чует, что везёт уже не одного богатыря, а двух и, по одной версии, убивает жену (христианский вектор-образец отношений), по другой - отпускает (языческий обычай. До слова. Есть в русской мифологии ещё один персонаж - Сил Силыч. Который имеет "двох отцев - поганого да святого". С отцом поганым Сил Силыч идёт советоваться "во место тайно ко гробу навьему".... Какие мотивы здесь сплетены - мы уже не узнаем, видимо... Отец святой никак не проявлен в жизни великана Силы)

Причины, по которым Святогор окончил путь на нашей земле - различны и многосмысловы. Но ложится он во гроб (сундук, землю у горы, из которой вышел в наш мир) - при Илье Муромце.
ему же пытается передать свою силу. От которой Муромец вначале отказывается, затем попросту не умеет взять, кивая, что ему "крест мешат".

Так с приходом в мир нового типа богатырей и во времена святого князя Владимира, Святогор Другомиров умирает или засыпает, что в многополосности мироздания может быть одним и тем же...
В нашем мире остаются поздние богатыри - богатыри христианского мира...

Я не про точность ответа. Я про сами былины про Святогора. Почему она не могли разложить чуть точнее, примерно как ты сейчас? Без версий и намеков.
Записан

Филин

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +400/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 798
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 1971
  • - Вас поблагодарили: 4679
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #125 : 09 Октябрь 2017, 10:18:35 »

Да, подводит то - что нет национальной идеи, но, может быть, пусть лучше не будет никакой, чем первая попавшаяся.
Задумался. А нужна ли она эта провозглашённая национальная идея? А может она уже есть и давно?!! Чему посвящены русские сказки и былины? Это либо поиск знаний (путешествие за тридевять земель), защита от внешней угрозы, либо созидательный труд. Выбирай, что ближе душе. ДУМАЙ! ДЕЛАЙ! ЗАЩИЩАЙ! - Кстати, отличный девиз. для подобной идеи. По сути большинство россиян именно так и живёт.
Записан
Филины стаями не летают!

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #126 : 09 Октябрь 2017, 16:19:27 »

Да, подводит то - что нет национальной идеи, но, может быть, пусть лучше не будет никакой, чем первая попавшаяся.
Задумался. А нужна ли она эта провозглашённая национальная идея? А может она уже есть и давно?!! Чему посвящены русские сказки и былины? Это либо поиск знаний (путешествие за тридевять земель), защита от внешней угрозы, либо созидательный труд. Выбирай, что ближе душе. ДУМАЙ! ДЕЛАЙ! ЗАЩИЩАЙ! - Кстати, отличный девиз. для подобной идеи. По сути большинство россиян именно так и живёт.
Мне не видится именно такой идея старой сказки... Скорее - Мир в его единстве (тридевять земель - это иные полосы единого бытия. И да, по ним можно ходить. Не сколько за знаниями - сколько со знаниями...).
И созидание личного Проекта Человека (потому сказка - она всегда про одного, главного героя или героиню... Это после, христианские богатыри ездят по трое, а святые мучаются тысячами).

При этом Мир - это именно Мир Природы, в котором живёт и действует человек. Отношения с этим Миром Природы
А личный проект человека - это самые разные пути-дороги.. Не только обретение пары, хотя это один из лейтмотивов старой сказки...

я к тому - что сказка много=много-многогранней.
Это либо поиск знаний (путешествие за тридевять земель),
иногда Герой отправляется туда УЖЕ с необходимыми знаниями...
а иногда знания не у него, а у его побратима (Серого Волка, Чёрного Врана). И "пароля допуска" к ним у Героя не будет во всём путешествии.
  либо созидательный труд.

а записной "лентяй" Емеля?)
а жена-царевна, которой ткут да прядут волшебные мамки-няньки?
а крестьянский сын, ставший мужем царевны и заживший в царских палатах?)
защита от внешней угрозы,
тоже не всё так однозначно. Девочка, похищающая братца из плена Бабы-Яги (не сделавшей, к слову, вреда ни одному ребёнку в жизни)) - это борьба с внешней угрозой?
Когда христианин и сподвижник Святого Владимира Илья Муромец сталкивается с Идолощем Поганым - это борьба с внешней угрозой? Или некая народная память об иной подоплёке событий?
когда Иван сражается со Змеем, Чудо-Юдом, Кощеем - в их мире, кощеевом царстве или мире предков за калиновым мостом - это сражение с внешней угрозой?
Или испытание героя  и его древнего?...

каждая крупица сказочного сюжета может быть осмыслена глубже - чем кажется с первого взгляда... Идея не может быть столь неоднозначной. Скорее уж, идея сказки - сама Жизнь в гармонии с её многообразием.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #127 : 31 Октябрь 2017, 19:57:55 »

А вот с отчеством более интересна история.

и если обратиться к самому архаичному пласту народной памяти - что мы найдём? Отчества героев эпоса и сказочных героев... Там отчеств почитай что и нет. Ворон Вранович, Полкан Полканыч - это скорее, указание родовое, чем отеческое. Иван Царевич, Бова Королевич, Горюн Горюнович, Змей Горыныч, Купала Летович - сохраняют внешнюю похожесть с отчествами (-вич),  но ими не являются а являются отсылками к прозвищам
Возможно - так произошло во время мимикрии старинной сказки как кода под обычную байку

Есть и совершенно иные "отчества" - например, у Марьи Моревны. Моревна - прямое указание на Морану, женское олицетворение природных сил зимнего цикла. Морана отцом никак не могла быть...

Примерно по этому же плану построены "отчества" и у героев русских былин (это ведь не совсем сказки, их структура и происхождение,  а также связь с реальностью сновидных полос иная)
Илья Муромец и Никита Кожемяка отчеств не имеют, так же как и Святогор Другомирович
Микула Селянинович имеет такое же внешнее подобие (звуковое оформление) прозвища под привычное позднее отчество. Само прозвище образовано, скорее всего - от вариантов древнего корня "сель"

Вольга, этот рубежный то ли оборотень, то ли князь, то ли полноправный воевода древнего мира - имеет отчество - Вольга Святославович (или Всеславьевич).. Да вот беда - рождён он от "ящурова племени", от див-змея и отчество у него материнское - княжны (княгини) Марфы Святославовны или Всеславовны

Прямое указание на отца  отчестве-прозвище имеет лишь Алёша Попович (не совсем отчество, но и форма, и смысловая отсылка - к отцу всё же)

А уже Данила Никитич и ряд поздних младших богатырей-киевлян имеют оформленные отчества по мужской линии... даже когда имена у них ещё не христианской традиции - Соловей, Поган...

Соединение в богатыре Дунае Ивановиче древнего имени реки и совершенно распространённого позднего отчества также о многом может сказать, как и сами сюжеты с этим богатырём (например, его неудачное сватовство к дивной деве-птице...)
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 827
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67318
  • - Вас поблагодарили: 152307
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #128 : 17 Январь 2018, 16:47:25 »

  Сказка  про Колобка о чем? 

  По моему,  осевой линией  темы - там  идет  ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПЕНИЯ  (ПЕСНИ).

Всегда, когда Колобок пел   свою магически-волшебную Песню без всяких "новшеств"  и ...  подчинения воле другой стороны,  песня работала  безупречно.  Только он начал ломать алгоритм, прислушиваться к другой стороне - тут всё и рухнуло. 

  Или может эта сказка о чем-то другом? 
Кстати,   такого толкования как я только что привел - ни в какой литературе  не попадалось. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #129 : 18 Январь 2018, 09:22:15 »

  Сказка  про Колобка о чем? 

  По моему,  осевой линией  темы - там  идет  ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПЕНИЯ  (ПЕСНИ).

Всегда, когда Колобок пел   свою магически-волшебную Песню без всяких "новшеств"  и ...  подчинения воле другой стороны,  песня работала  безупречно.  Только он начал ломать алгоритм, прислушиваться к другой стороне - тут всё и рухнуло. 

  Или может эта сказка о чем-то другом? 
Кстати,   такого толкования как я только что привел - ни в какой литературе  не попадалось.
Хорошее толкование. Много лучше однажды мной встреченного - где старый русский Колобок символизировал вечную жизнь человека на пути к Богу)

Только Колобок ведь не ломал песню? Он пел ту же самую? Он ломал алгоритм действий...
Потому у меня вот такое немного уточнённое толкование -
что делает Колобок? Он бежит по своей дороге. На этой дороге с ним случаются разные события - и пока колобок действует по своей схеме, по своему выбору - всё у него срабатывает, всё хорошо. (ведь согласитесь - при бытовом прочтении сказки что мешает тому же волку-зайцу догнать упрямца и съесть? Пой там, не пой)

Но как только Колобок... сворачивает своего своего пути, слушает не себя (и да - свою песню начинает повторять-подлаживать под лисичку) -  и начинает действовать по чужим подсказкам...
То тут и сказочке конец. Нету Колобка.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 827
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67318
  • - Вас поблагодарили: 152307
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #130 : 18 Январь 2018, 09:57:39 »

Но как только Колобок... сворачивает своего своего пути, слушает не себя (и да - свою песню начинает повторять-подлаживать под лисичку) -  и начинает действовать по чужим подсказкам...
То тут и сказочке конец. Нету Колобка.

  Вот и  я про то же.  Пока он не идет в поводу у встреченных персонажей - его магия песни работает.  Как только он начинает подлаживаться и идти в поводу - жизнь заканчивается. 

  А вот эти моменты:

 
(ведь согласитесь - при бытовом прочтении сказки что мешает тому же волку-зайцу догнать упрямца и съесть? Пой там, не пой)

  Они и есть  указка на магичность и волшебность его Песни.  Ведь простите....  какая нахрен разница, поёт он или не поёт, если это просто кусок еды без всякой возможности  сбежать или защищаться.  Он ведь абсолютно беспомощен  и  вся его сила... в песне? 
 
  Ну да,  очень похоже на то,  что  "прослушав песенку"  -  все встречные   "выпадают" из линии его действия.  И тут уже ни про какое догоняние  речи нет.  Кстати, Лиса его тоже не догоняла.  Она переместила его в свою систему координат. Посадила его себе на нос))))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #131 : 18 Январь 2018, 10:05:17 »

Кстати, Лиса его тоже не догоняла.  Она перемеатила его в свою ситему координат. Посадила его себе на нос))))

Или перевела на свою полосу? В свою физику законов и смыслов - в которых песенка колобка не имеет власти, не имеет силы? Она там уже - не волшебная.... А колобок как раз - стал просто кусок пропечённого теста...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2727/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 922
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67903
  • - Вас поблагодарили: 46192
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #132 : 18 Январь 2018, 11:17:15 »

Интересно, а какое назначение сказок, изначальное?
Наверное, сказка, это не только увлекательная история для маленьких и рассказывалась она несколько иначе, чем сейчас?
Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 193
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60961
  • - Вас поблагодарили: 107472
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #133 : 18 Январь 2018, 11:30:20 »

Интересно, а какое назначение сказок, изначальное?
Наверное, сказка, это не только увлекательная история для маленьких и рассказывалась она несколько иначе, чем сейчас?
Я думаю, она изначально вообще для всех. Но каждому - со своими целями. Ребёнок, со своими "незамкнутыми" линиями внимания - воспримет сказку, как ни в каком другом возрасте. Это ведь всё равно - что показать маленькому лес и реку, осенний листик и мягкого зайчонка под кочкой... Обращение к сфере не логик - а ощущений гармонии мира.

Для взрослых - сказка-шифровка, сказка-вектор, сказка - осколочек древнего знания... утерянный кусочек более древнего культурного пласта.

Самые старые сказки имели свой ритм (лад), Это можно поймать по старым прокличкам, сказам,  приговоркам. Могли ли они рассказываться обыденным тоном уставшей воспитательницы на тихом часе?

На тему отсылок к жереченью в сказочном ладе - меня нацеливает это вот начальное "жили-были".
Полногласие.

Простой в своей архаике заданный ритм (ударный/безударный/ударный/безударный). Ритм дождя, ритм пульса...

Ну и начальное "ж". Изначальный звук, звук, с которого не зря начинается множество древних морфем  и сакральных смыслов (жизнь, жито, журавли, жерело). С него же начинается и большинство сказок...

Когда читала сказки сыну или сейчас малышам в студии - иногда хотелось читать их по-другому. А когда пробовала... По реакции видно было - что что-то пошло по важному пути. По реакции, по изменившемуся ритму дыхания, по расслабленности постепенной тела... По глазам?
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Тишь

  • Хозяин раздела
  • *****
  • Согласие +623/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1 102
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 5098
  • - Вас поблагодарили: 4580
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #134 : 18 Январь 2018, 12:05:29 »

Интересно, а какое назначение сказок, изначальное?
Наверное, сказка, это не только увлекательная история для маленьких и рассказывалась она несколько иначе, чем сейчас?

Слово «сказка» происходит  от слова «казать» и в XVI-XVIII века имело  значение перечня, точного описания. Употреблялось в сочетании «писцовые сказки» как точное описание событий, предметов, списков. И в этом слове не было ничего волшебного и выдуманного. Изначально сказка не рассматривалась как занятная поучительная небылица, и не отделялась от былин - эпических сказаний (героических сказок), рассказывающих о героях - объединителях племён, о постройке первых городов, о героических битвах с чужеземцами, составляя единый мифологический корпус народной памяти, развиваемый и сохраняемый устным народным творчеством.

По мере углубления в былинные сюжеты и сопоставления их с реальными событиями, записанными в летописях, выяснялась их бесспорная народность и историчность, конкретность эпических героев и событий.
Но былины, несмотря на обилие поэтических образов, метафор, обобщенных эпических ситуаций, несмотря на нарушенность хронологии и смещенность ряда событий, всё же являются превосходным и единственным в своём роде историческим источником.

Только былины, сложенные самим народом, могут указать нам на оценку родной истории народом, творцом её. Только из былин, из рассмотрения всего былинного фонда в целом можем мы установить, какие периоды истории воспевались народом и о каких умалчивалось.

Мифологическую символику (например, борьба с чудовищем) в эпических сказаниях можно рассматривать как основное содержание, или же как иносказание - символ, поэтический образ, взятый из языческой старины.

Возможно, не совсем в тему мой ответ, прошу прощения заранее.
Записан