Так и почему Святогор встречается с Ильей Муромцем и почему эта встреча не похожа на встречу с Вольгой?
Былины почитал.
Прочитали - это хорошо. А теперь попробуем сравнить...
Кем становятся друг для друга Вольга и Святогор? (притом, что оба они относятся учёными-фольклористами к древнейшему, дохристианскому пласту эпоса. И даже не русского - а мировой мифологии, потому как осколки "литературной фабулы" и Вольги-Волха, и Святогора Другомирова блеснут то там, то этам в общемировой языческой культуре...)
Вольга и Святогор - равноправные участники похода. Причём Святогор Другомиров присоединяется к дружине по непонятной (случайно-неслучайной?) причине и вместе с Вольгой, змеевым (ящуровым!!) сыном, участвует в добывании пропитания его дружины (а делает это Вольга-оборотень в виде сокола, волка и ворона) и изведывает вражеский лагерь до прихода туда Вольги в горностаевом обличье. То есть, не являясь оборотнем (это знание колдунов нашего мира) - он не удивлён-испуган тем, каков Вольга-Волхв, и по крайней мере равен ему по силе способностей. А то и превосходит.
Так же по непонятной причине Святогор покидает дружину князя-оборотня и продолжает свой путь в нашем мире. А Вольга-Волхв - свой. (расходятся интересы - расходятся люди?))
Намного более подробна встреча Святогора и Ильи Муромца. С Ильёй Муромцем связан и уход Святогора из нашего мира... Здесь также много загадок и намёков...
Образ этого богатыря - открывает цикл богатырей христианских (не смотря на то, что эпос о муромце наполнен многочисленными более древними смыслами, чертами и шифрами). Более того, Муромец - вообще первый богатырь на Руси (Вольга - королевич, витязь, князь, Святогор - великан Другомиров, Микула- витязь-пахарь, земляной князь и т.д. Конкретно богатырями они названы уже в позднейшее время и, скажем так, совокупно).
Илья Муромец мало того, что имеет нераспространённое в народе имя и имя Святого Ильи Пророка, поражающего врагов Божьих, так ещё целым рядом черт прямо указан сказителем на своё христианское происхождение. Вспомним его победу над Идолощем Поганым (кто такие идолы в древней традиции? Кто такие "поганые"?
Вот ещё одна загадочка...) Илья Муромец обманом побеждает и закидывает Идолоще Поганое далеко в степь во времена Владимира... Оттуда, из Степи во стократ вернутся "идолопоклонники" во времена потомков святого князя. О чём нам хотела рассказать древняя сказка?)
Муромец не полноправный витязь. Он сам находится в услужении у Святого Владимира и выполняет его распоряжения. И дружина у него не своя (дохристианские витязи либо имеют свою, либо не имеют ее вовсе - она им не нужна)
Встречаясь со Святогором, он явно не знает, что им вместе дальше делать и подстраивается под то, что скажет Другомир.
Встречается Муромец со Святогором - тот спит. Настолько крепко, что Илья, как ни тужится - не может его разбудить... Только брошенное копьё (ааааа, всегда это удивляло. Нефиг думать - давай в спящего копьё брошу!) - а по другому варианту горсть русской земли (а тут уже теплее намёк) - будит Святогора...
Тема сна не случайна. Едет спящий древний витязь по русской земле и везёт его недреманный верный конь...
В кармане же у него спит его "родная жена", взятая в этом мире... Скрытый мотив пары, мотив женскости есть и в этой легенде..
Илья Муромец первым предлагает быть Святогору побратимом. Тот соглашается.
Пока Святогор снова спит, засунув Муромца себе в карман - Муромец находит его жену, и та от него беременеет (побратимство у Ильи - дело такое... весь в того, кому служил. в общем))
Беременеет спящая? Святогор чует, что везёт уже не одного богатыря, а двух и, по одной версии, убивает жену (христианский вектор-образец отношений), по другой - отпускает (языческий обычай. До слова. Есть в русской мифологии ещё один персонаж - Сил Силыч. Который имеет "двох отцев - поганого да святого". С отцом поганым Сил Силыч идёт советоваться "во место тайно ко гробу навьему".... Какие мотивы здесь сплетены - мы уже не узнаем, видимо... Отец святой никак не проявлен в жизни великана Силы)
Причины, по которым Святогор окончил путь на нашей земле - различны и многосмысловы. Но ложится он во гроб (сундук, землю у горы, из которой вышел в наш мир) - при Илье Муромце.
ему же пытается передать свою силу. От которой Муромец вначале отказывается, затем попросту не умеет взять, кивая, что ему "крест мешат".
Так с приходом в мир нового типа богатырей и во времена святого князя Владимира, Святогор Другомиров умирает или засыпает, что в многополосности мироздания может быть одним и тем же...
В нашем мире остаются поздние богатыри - богатыри христианского мира...