Птичьему» обряду уже несколько веков. Правда, ловили и отпускали пернатых в царской России не просто так: в холодное время года они были для крестьян чем-то вроде… пожарной сигнализации.
— Пернатые осенью и зимой жили бок о бок с людьми в их деревянных домах, — рассказывает Елена Зубакина, директор по развитию Союза охраны птиц России, — и если жилища загорались, птицы первыми поднимали тревогу. С приходом тепла, на Благовещение, их действительно выпускали — но делалось это с умом: перед отлетом пташек переводили на специальную диету и давали им летать по помещению, готовили к «большим» полетам.
Упоминания об этой традиции можно найти и в пушкинских строках: «В чужбине свято соблюдаю родной обычай старины,/На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». Люди верили, что птицы-«пожарные» ко всему прочему непременно будут ходатайствовать на небе за тех, кто их отпустил. Этот обряд, существовавший веками, был забыт с образованием СССР: коммунисты, не принимавшие церкви, разом расправились и с «сентиментальным» выпуском певчих птиц.
По-моему, коммунисты сделали очень хорошо, когда "разом расправились"
7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы -дата , кстати, совершенно условная в церковном календаре. И отпускание покупной пленённой птицы, чтобы она чужие грехи замаливала - по-моему, грехов только добавляло...
А на 7 апреля выпадал старинный праздник Светодень (Завивание, Звестайка)
На этот день, считали, Лето на один раз показывается в мире и даёт свои летние жар-силы, "завивает" их с ослабленными силами Весны (потому как Весна уже прошла половину своего срока и очень устала.. вот и нужна ей поддержка жаркого Лета...)
И в этот день действительно поселяне отпускали птиц... Только ничего общего с отпусканием во славу Благовещения это не имело...
Их не ловили - а это были птицы, которых поселяне подбирали с поздней осени, зимой и раней весенней голодной порой
Просто замёрзшие и подранки охотников, часто охотников-помещиков, которые для забавы палили мелкой дробью по маленьким птицам, которые никак не могли являться "съедобным трофеем" (а поселяне верили - что такая раненая, но выжившая птица выжила не случайно, а была сбережена Хозяином Леса. Но сам Леший зимой спит, помочь птице не может, потому направляет "следы человековы" на встречу с нуждающейся в помощи птахе. Человеку её и выхаживать. И пройти мимо - нельзя...)
Даже вылеченных - птиц не отправляли обратно, ведь на дворе стужа и зима, или скудная на пищу весна...
"Раньше сроку птица уйдёт - не выдюжит, пропадёт" - так считали...
А со Святодня уже легко птицам самим найти пропитание, и Солнце, по поверьям, наполнит их крылышки силой Лета...
Всё было мудро и
осмысленно, и сам обряд, и его дата - логично (птица попала в беду, её надо вылечить и выпустить)
и не случайно (выпустить нужно не просто когда вздумается, а в верное время)...
Потом обычай был сплетён с религиозностью и утратил первоначальный мудрый смысл. Птиц стали не только подбирать, но и ловить к Благовещению... Что ж - каждый праздник диктует своё...
И только с середины 19-го века крестьяне стали заниматься именно промыслом ловли для горожан певчих птиц... Да и то, тех сёл, что рядом с городом... Поселяне глубинок продолжали просто так выхаживать и отпускать временных "избяных гостей"
А такие обессмысливания, кастрация народной правды - очень грустны......