ХАКАСИЯ.
...........
Хакасский сказ о старике и старухе
Лечебный Ах тас тоже своеобразный храм под открытым небом. С его появлением в счастливой долине у хакасов связана легенда, которую можно начать пушкинскими строками “Жили были старик и старуха”. Однако эти старик (Апсах) и старуха (Иней) в силу возраста занимали особенное положение — родоначальников. В свое время привели они в долину Кюг свой народ. Остановились. Огляделись. Место понравилось. Решили жить здесь, но Иней выбрала для аала место направо от горы Аар таг, а ее мужу приглянулась левая сторона. Долго они спорили — подрались. Иней победила.
В гневе она так толкнула старика, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть — на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется — Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика. Иней очень переживала обиду мужа — отошла чуть в сторону, присела…. И тоже обратилась в камень.
Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с минимальной долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.
Каменная старуха — Иней тас — покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века это изваяние было цело — скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу тон. К ней обращались за помощью, здесь совершались таг таиг — обряды жертвоприношения горному духу, покровителю рода. Это свидетельствует о том, что коренные народы Сибири не считали себя хозяевами на этой земле, они были всего лишь гостями. И ежегодные обряды жертвоприношения (производятся они и по сей день) можно воспринимать как элементы гостевого этикета людей по отношению к истинным хозяевам земли.
У самого подножия Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. А сама скала Иней тас в начале 60-х годов прошлого века была взорвана — в военное время культовое место приобрело особенную популярность у хакасов, и тогдашние идеологи не нашли ничего лучше, как уничтожить его.
Удивительный памятник под открытым небом был разрушен. Говорят, что после этого скот в Хакасии настигла неизвестная болезнь, а то поголовье, что осталось, стало хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников взрывных работ не закончил свою жизнь благополучно.
А Иней тас и после “смерти” пользуется особым почитанием. Теперь гора, на которой стоял камень Иней, называется Иней паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают “сек-сек” (“маленькое” жертвоприношение), на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла скала Иней, повязываются чалама.