Мне не очень понятно, почему люди забыли и так исказили глубинную традицию ученичества, трансформировав связь учитель-ученик в дилетантское лектор-студент. Истинный наставник никогда не станет навязывать свои описания, темы, задачи. Задача Учителя - не "вести за ручку" и не подавать всё готовое под нос ученику. Учитель только направляет, подсказывает, но не даёт ни информацию, ни знания (как я неудачно выразилась выше). Он может только подсказать где искать необходимое ученику. А тот уже сам, все необходимые смыслы сам добывает. И не двинется истинный Наставник дальше, пока ученик не добудет нужное ему на его определённом этапе продвижения. Даже если даст подсказку - не пойдёт дальше, пока ученик не освоит это, пропустив через собственные смыслы. Только своё собственное осмысление. Поэтому путь ученика в настоящем процессе ученичества - своим и остаётся.
Не знаю точно - как описать.
А почему люди исказили - и исказили ли вообще? И в древности разные наставники бывали, как тот известный персонаж, что вытаскивал своего не менее известного ученика из объятий гетер. У того путь личного освоения через такие смыслы пролегал, как его наставник не стыдил (на гетер тот приём вообще не действовал, надо сказать)
Что такое наставничество в самом высоком значении?
А всем ли оно не только по плечу - а ещё и... нужно?
Ученики бывают разные - и мы никогда не выйдем из того, что все рождаемся с разными способностями. Все в школе были, видели - всех ли можно обучить полёту личного творчества и роста?
Не всем ученикам по силам такой Наставник.
А ещё - не всем и не всегда он и нужен...
Не всякая задача обучения - подразумевает именно такой тип учения и Наставника
Наряду со скоморохами-лицеДИВами (показывавшими сложнейшие связи, состояния мира, события - вживую), ведунами-провидцами, кощунами-аналитиками, знахарями-практиками - были и баюны, сказители, говоруны.
Которые просто несли в себе те знания, что переняли безоговорочно от учителей своих - и несли и рассказывали их по всей русской земле
Чтобы их услышали, запомнили - рассказали несли дальше
Мы редко про них говорим, это не так интересно - но это была важная задача общества. Просто хранить и предавать не тобой составленные системы знаний
Есть хорошее такое дело - ремесленичество. Нам не нужен полёт фантазии, свои шаги, личный путь творца мастера - нам просто нужна хорошая обувь, карандаш, тарелка. Очень много чего в жизни человек осваивает на уровне ремесленичества - и это замечательно, потому что по другому может просто не хватить времени, не хватить массива жизни
То же обучение студентов - на сколько бы оно растянулось, если бы КАЖДЫЙ лектор не просто передавал свои знания, а долго и кропотливо вёл каждого своего ученика к тому. что они могут постигнуть?
Конечно, можно сделать обувь, чашку - произведением искусства, долго к этому идти под чутким взглядом наставника... Но зачем - если человеку рядом просто нужен ботинок и чашка?
Моя подруга захотела "научиться рисовать" - и научилась. Нашла учителя, который ей правильно расположил опушки, берёзки, кусты, света-тени, и выходит замечательно. Душевно и тепло (пусть и очень похоже на то, как рисует тот парень-учитель)
Ну и что? ей не надо больше, ей не дано да и не хочется быть Левитаном. Но для души, себя - рисовать она научилась
Может, те странные личности, что рисуют клизмами картины из одноглазыми кубиков - просто не нашли человека, кто тупо покажет им как рисовать опушки и берёзки???
А почему массово утерян тип высокого наставничества - потому что смыслы общества его не подразумевают, наверное?
Если какие-то люди не нужны (нет для них социальной задачи) - то исполняющих их роли и не будет? Как кощунов...
Хотя мне кажется - если наставник действительно нужен тебе под твою жизненную задачу, он или они обязательно найдутся