Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: В поисках истоков...  (Прочитано 91066 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: В поисках истоков...
« Ответ #255 : 30 Август 2017, 21:44:10 »

Вчера, хлебным, или ореховым, или полотняным Спасом завершилось летнее чествование Христа-Спасителя. Три Спаса - трижды поклонение  Богу. Во все три дня идут особые чины служб, свершаются молебны у особых икон, каются во грехах и плачут во избавление от них...
Медовый Спас - благодарение  и земные поклоны Господу за урод мёду и пение "Радуйся!" Богородице. Яблочный Спас- воспоминание о грехопадении человека через запретное яблоко, повина крестьянская за грехи, совершённые с прошлого Яблочного, вымаливание женщиной прощения за проступок праматери-Евы...
Остатный (последний) Спас - благодарение то ли за посланный хлеб... то ли за орехи, то ль за полотно. В общем, за всё на всякий случай поставить свечки Богу...
Но между молебнами, требами и покаянными спасовыми канонами оставалось мало-времечко для "ветхой памятки".
 
На Яблочный - сбегать девушкам до лесных дичек и шепнуть заветные слова о том, чтобы не перевёлся цвет их яблоневый да грушевый на земле до радости... Шепнёт такая девушка, сама цветущая - передаст толику силушки девьей лесной яблоньке... А парубки снесут полным-вёдра навоза под лесные дерева - не спиной поклонятся, да шапку снимут. А старухи в этот день беззубо улыбаются солнышку закатному - садится солнце, клонится год до Осени, все идёт чередом заведённым. А как сядет солнышко - так разрежут яблоко старые женщины, мякотку деткам отдадут, а семечки греть собой будут, за пазухой носить неделю или две. А потом отдадут старшей дочери - снести в лес да прикопать Лесу дареное, человеком возвращённое. Человек ведь "от дерева род ведёт, до дерева и во смерти вернётся"...

А на медовый спас пуще радости было - ломают бортники соты и самый сладкий край прячут от церковного освящения, а несут потом лесу или лугу, или в овражек глухой  спрятать - кому надо, тот да и поест, леший ли, мавочка дикая, а то и мурашики угостятся... Нужны мурашики-то Лесу, нужны Миру - нужны и человеку-то...

В этот день кричат "Радуйся!" - кричат, и не Богородице, как принято в церковной молитве - а всему Миру кричат. Ветрам кричат - скоро, скоро налетят листобои, примутся за работку свою ежегодную. И солнышку крикнут - уродило-то оно знатный урожай, собрать теперь бы подаренное миром! И в кладбищенскую сторону крикнут - чай, слышат всё и родичи, то-то порадуются, что живы их детушки, живы да радуются. Чему и пращурам бают. И на юг крикнуть надобно о радости Лета уходящего, быстрей птиц перелётных долетит то радостное слово, долетит - да поджидать их, сердешных, станет. А те свою радость вплетут в человеком посланную...
Да и снова старухам крикнут "Радуйся!" Глухи они, могут не расслышать радость всемирную - да и, услышав, улыбнутся в ответ...

Третий да остатный Спас - он мир еднает в последние дни Лета Красного. Остатный Спас - он и о Хлебе напомнит, что человек руками вырастил, и о дарах лесных да полевых, орехах да ягодах, что дики, человеком не рощены - да и ему позволены для жизни брать. А скоро за кросны и веретёна сядут листобойные жёнки да дочки, прясть осеннее узорочье в воздухе да промеж ветвей древесных, златом да багрянцем мир украшивая... За пяльца присядут навьи девы на краю земли - далеко от них человеческому миру - да и ему спрядут они зимнее узорочье, кружевное безвременье близящейся Зимы...

Как и когда пришёл сюда, в этот мир тихих чудес и дивования Миру - Спас и грех человеческий?
Пришёл и застил радость и ласковость трёх важных пиков лета русского,лета красного - лета уходящего...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #256 : 31 Август 2017, 10:37:34 »

Лирими, спасибо, скажи, почему последний спас имеет тройное название? Это в разных местностях так или имеет какое-то особое значение?
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: В поисках истоков...
« Ответ #257 : 01 Сентябрь 2017, 10:21:11 »

Здравствуйте, Гудимир. Простите - что сразу не ответила. Вечер перед 1 сентябрём - это почище ночи перед Рождеством  :)
А вопрос сложный и быстрого ответа я не знаю...

Могу лишь описать собственные ощущения. Каждый старинный день имел своё название. это название ритмом, слогом, даже звуковым оформлением (как мне кажется) - отражало суть события. То же самое можно, к примеру, проследить в старых! названиях деревьев и трав, главных слов любого языка... Не-случайных названиях сёл (не тех, которые названы Спасским в честь церкви, Богучаровками в имя владельца, имею  виду такую "случайность")

Вот старинные названия этих трёх "спасов" в разных деревеньках всегда звучат ласково... Эта ласковость, тихая радость лета - она чуется, проходит сквозь и обряды этих дней...

Лакома, Лакома-Бавушка - так звучит в народной речи Медовый Спас
день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа, и посвящённый памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста
Солидно, весомо... Пусто.

Спас, запас, спасти, запасти - это слова родственные. Но имеют и своё послевкусие... Спас, спаситель, спасти - связано с чем-то нехорошим в будущем.
Запасти, запас - (для меня) это прежде всего шумный, радостный, "работный" процесс. Совсем не обязательно связанный с тем, что вскорости можешь помереть ))

Зима - суровое, голодное время... Тут никто не спорит, что не каждый сдюжит... Но и представления о ней в народе были не такими однозначными. "Без зимы земля не родит", "Зима год будущий кормит, прошлый проверяет", "Зимушкой закрома земли полнятся, летом - людские" (не знали предки про гумус, процессы плодородия. Знали по-своему, чуяли больше, чем учёные-почвоведы)

Вот три дня Спаса в народе называли "спасок-запасок", "барыня-запасея", "запасейкины дни". Мне здесь слышится больше удовольствия, приятия, чем страха перед тем, что грибов не наберёшь и зимой помрёшь. Ну или свечку не поставишь - в рай не попадёшь)

Третий Спас  -самый сложный (а все три входили в круг кологодных встреч и проводов лета). Он обращал человека к урождённому хлебу, проводя черту между сбором ранних и поздних хлебов. Напоминал о том, что дикие плоды земные - растит не человек, а они не менее важны, чем хлеб (до слова, старые сказы говорят. что когда человек пришел в этот мир и начал питаться дарами земли - та увидела, что их не хватит. И во сне научила человека выращивать злаковые). Название "Полотняный" напрямую проводил какое-то забытое равенство между работой женщины по выпрядению нитей и ткачеству - с тем, что будут заплетаться сложные и важные узоры Зимы.
А также полотна мирозданья... Ткани Миров. О чём это - я не знаю. Но у северных соседей наших, и у южных прародителей-индоевропейцев - схожие верования...

Потому скорее эти три названия - осколки некогда единого Знания. Ушедшей мудрости. Которая в бытовой памяти сохранилась в напоминании о хлебе, орехах, полотне...

Пришедшая христианская традиция многое заменяла собой. И дневной ритм, коверкая сутки и сезоны в работе тела, и места силы, артефакты, Отношения... Праздники.
и потому что древний календарь был живым, в сути и взаимосвязях с ритмами Земли и Солнца  - и тело всё равно слышит их, радуется на купалу и веще спит во  карочуново время...
И потому что оставлять эти дни бесхозно, без внимания - это значило, оставлять память. Образец обряда и другого времяпроведения, не в церкви на коленях, а в лесу, лугу, на кладбищенской родовой приступи...
Других отношений с Миром. И собой? наверное...
Вот и стала Остатная Летняя Запасея - Перенесением Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа....

Если я хоть как-то понятно изложила свои смысли - буду рада...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #258 : 01 Сентябрь 2017, 22:37:28 »

Т.е. можно сделать вывод, что народные, старинные названия имели ласковые, добрые названия, а христианские церковники установили непонятные и лживые?
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: В поисках истоков...
« Ответ #259 : 01 Сентябрь 2017, 23:11:34 »

Т.е. можно сделать вывод, что народные, старинные названия имели ласковые, добрые названия, а христианские церковники установили непонятные и лживые?

Я бы не назвала их лживыми... Мы ведь в какой системе координат смотреть будем? Кому-то ложь, кому-то правда.
Ложь (правда) - это предмет ВЕРЫ.

Они, скорее, подменные. Никто ведь не знает даты перенесения чего-то там... Или установления чего-то тоже. Как и день крещения Руси - люди молча удивляются, но... празднуют)

Так что понятно, эти дни и их названия установлены просто так, лишь бы перекрыть то, что было древнее, мудрее. Важнее.
Смешение точек внимания - с живого на придуманное. Оно ведь действенно всегда.

И не могу сказать - что прямо все дни старого календаря были ласковыми. Я ведь не случайно упоминала про то, что звучание многих диалектных, старых слов идёт из звучания живого пространства (гром. жар (хоть по-жар, хоть жар у ребенка).) А названия дней, отражая их суть, несли это послевкусие эмоций... Не только пространства - но и переживаний человека, особенно тогда, когда началась утрата исконного мировоззрения.

Были и иной тональности названия. Неласковые  - Горюч-день, Яровит, Угрюмы (зимние дни перед солнцестоянием), Кромник-вещеник
Ну и  в разных местностях называния иногда были разными. Что, видимо - отражало суть тамошних, местных событий, какие-то другие отношения, какой-то случай, не оставшийся в памяти...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #260 : 05 Сентябрь 2017, 21:10:32 »

Были и иной тональности названия. Неласковые  - Горюч-день, Яровит, Угрюмы (зимние дни перед солнцестоянием), Кромник-вещеник
Ну и  в разных местностях называния иногда были разными. Что, видимо - отражало суть тамошних, местных событий, какие-то другие отношения, какой-то случай, не оставшийся в памяти...
Можно так же попросить рассказать про все эти дни? Желательно больше про верования, чем про обряды.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: В поисках истоков...
« Ответ #261 : 06 Сентябрь 2017, 15:59:24 »

Можно так же попросить рассказать про все эти дни? Желательно больше про верования, чем про обряды.

Я не люблю рассказывать про верования, потому что я их не знаю.
А рассказывать про дни - не хочу.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #262 : 06 Сентябрь 2017, 21:02:07 »

Можно так же попросить рассказать про все эти дни? Желательно больше про верования, чем про обряды.

Я не люблю рассказывать про верования, потому что я их не знаю.
А рассказывать про дни - не хочу.
Почему?
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: В поисках истоков...
« Ответ #263 : 06 Сентябрь 2017, 21:04:32 »


Почему?
Потому что считаю их  - более неуместными и ненужными на форуме.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #264 : 12 Сентябрь 2017, 21:33:52 »

Родина Рода Русов

« Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2017, 21:36:01 от Лирими »
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 177
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60918
  • - Вас поблагодарили: 107407
Re: В поисках истоков...
« Ответ #265 : 12 Сентябрь 2017, 21:38:06 »

Я не знаю, была ли у русов некая Великая Пра-Родина...

В моём крае говорили - что у всех народов одна Мать. Только каждый у неё своё место имеет, кто на колени приляжет, кто за шею обнимет, а кто к щеке прижмётся... Места разные - а земля-матерь одна-единая.
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Словиша

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +444/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 261
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 9058
  • - Вас поблагодарили: 4950
Re: В поисках истоков...
« Ответ #266 : 21 Октябрь 2017, 18:21:15 »

Установка вызвала много споров в том числе что Святослав, считается лицом мифическим
Самый хорошо и полно описанный источниками русский князь. Даже словесный портрет есть. Так что никакой не миф.
Записан

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #267 : 22 Октябрь 2017, 11:00:24 »

Установка вызвала много споров в том числе что Святослав, считается лицом мифическим
Самый хорошо и полно описанный источниками русский князь. Даже словесный портрет есть. Так что никакой не миф.
Насчёт самого хорошо и полно описанного, я бы поспорил. Но под мифом, тут,я имел в виду другое. А именно, попытки т.н. развенчивания мифа о храбрости Князя, новейшие исследования, что он де был Князем неудачником, что погиб от рук своих же товарищей, что был таким же христианином, как мать и сын, что прочил наследование Владимиру, и так кровавая борьба того с братьями было не началом усобицы, а во исполнение воли отеческой. Вот что имел в виду.
Записан

Словиша

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +444/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 261
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 9058
  • - Вас поблагодарили: 4950
Re: В поисках истоков...
« Ответ #268 : 23 Октябрь 2017, 20:49:29 »

Насчёт самого хорошо и полно описанного, я бы поспорил. Но под мифом, тут,я имел в виду другое. А именно, попытки т.н. развенчивания мифа о храбрости Князя, новейшие исследования, что он де был Князем неудачником, что погиб от рук своих же товарищей, что был таким же христианином, как мать и сын, что прочил наследование Владимиру, и так кровавая борьба того с братьями было не началом усобицы, а во исполнение воли отеческой. Вот что имел в виду.
В отличие от других ранних князей, о нём пишут и греческие источники, и весьма подробно, так как их авторами были очевидцы той войны.
Ну а в остальном есть тёмные пятна. Так, например, непонятно, почему князь не решил поехать в Киев вместе с воеводой Свенельдом (кстати, очень интересный человек был!), а решил зазимовать. Непонятно, почему так стремился в Болгарию.
Ну а остальное, Вами перечисленное - действительно досужие выдумки.
Записан

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: В поисках истоков...
« Ответ #269 : 23 Октябрь 2017, 21:01:01 »

Насчёт самого хорошо и полно описанного, я бы поспорил. Но под мифом, тут,я имел в виду другое. А именно, попытки т.н. развенчивания мифа о храбрости Князя, новейшие исследования, что он де был Князем неудачником, что погиб от рук своих же товарищей, что был таким же христианином, как мать и сын, что прочил наследование Владимиру, и так кровавая борьба того с братьями было не началом усобицы, а во исполнение воли отеческой. Вот что имел в виду.
В отличие от других ранних князей, о нём пишут и греческие источники, и весьма подробно, так как их авторами были очевидцы той войны.
Ну а в остальном есть тёмные пятна. Так, например, непонятно, почему князь не решил поехать в Киев вместе с воеводой Свенельдом (кстати, очень интересный человек был!), а решил зазимовать. Непонятно, почему так стремился в Болгарию.
Ну а остальное, Вами перечисленное - действительно досужие выдумки.

Не думаю, что досужие. Чем-то Князь мешал и продолжает мешать. Просто так, от скуки (досуже), выдумывать бы не стали. Раньше вымарать целые пласты было легче, население  малограмотно, высшие слои прочитают то, что им напишут владеющие писменностью. Низшие сословия сохранят память о до христианских эпохах в песенном творчестве, что легко выставить как заблуждения темного народа. Сейчас узнать чуть большую Правду и легче, и так же, легче запутаться. Именно такими сенсациями, новейшими исследованиями, забытыми откровениями, привязками монастырских летописей, которые вродь как знали правду. Вот никто не знал, а монах иакимовской летописи, знал. Вытащив такое за старые уши, случайно ли начата новая волна вымарывания деяний Святослава, вот что интересно.
Записан