Идёт-бредёт кощун-кровун...
Идёт-бредёт кощун-кровун,
кощун-кровун.
Идёт-несёт одну розгУ,
одну розгУ.
Одну розгу ракитову,
одну розгу неломану,
розгу да некрещёную -
розгА, розгА, беги сюда!В этой игре в общем круге-хороводе, который ходит противусолонь по начерченной линии - против солнца, в обратную сторону крёстного хода - стоит самый ловкий, самый быстрой и сильный игрок. Он и есть "кощун-кровун"
Самый быстрый. Самый ловкий. Он и будет кощуном
Стоит в начерченном круге - очень смысловой фигуре, древнем мотиве "иного мира" во всех индоевропейских культурах. Хоть Вия гоголевского вспомним- не могла паночка зайти в круг, как ни старалась. Наверное - и в обратную сторону работает?...
В руках у кощуна - длинная ветка или палочка, найденная самими детьми или "подброшенная им лешим" (розгА неломана - лично мне здесь видится некое противодействие христианской традиции ломать вербные веточки - тем более, что играть в эту игру разрешалось лишь после истечения Великого Поста)
Ракита же - дерево слишком непростое, чтобы его поминать просто так. Длинное путешествие в сновидный мир посредством некого "волчка" завершается под ракитовым кустом... Под ним же находят богатыри и меч-кладенец, под ним же ворон набирает и живой водицы для витязя, что мертвей мёртвого..."Розгой" ведущий игрок старается дотронуться до макушки остальных игроков, которые разбегаются из хоровода после последних слов запева. Если успевает дотронуться - уводит в границы начерченного круга и там оставляет.
Может оставить и на месте - но тогда любой игрок может, перекрестив товарища, вернуть его в свою команду. Перекрестить-"захрестить" можно и тех ребят, которые уже уведены "кощуном" в прочерченный круг.
Так что кощун одновременно и ловит, и старается, чтобы не "захрестили", и охраняет тех, кого уже увёл в круг
Поймав всех играющих, кощун может либо остаться ведущими в следующую игру либо сам выбрать того, ловкого и быстрого, кто займёт его место
Очень непростая старая игра... И очень непростые связи