Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Практика внимательности  (Прочитано 15476 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #15 : 17 Июнь 2018, 04:30:32 »

Чарльз ТартПробуждение.
Преодоление препятствий к реализации возможностей человека

Цитировать
Книга посвящена всем тем, кто стремится к большему пониманию себя и других, и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется "обычным сознанием".
Цитировать
Книга Тарта основана на идее Гурджиева о том, что большинство людей являются спящими с духовной точки зрения — погруженными в транс автоматами, которые управляются своими механическими привычками мышления, восприятия и поведения. Тарт проделал основательный анализ препятствий, возникающих на пути духовного пробуждения. В этой книге он предлагает упражнения и духовные практики, которые могут быть весьма полезными. В особенности ценно его заботливое отношение к потенциальным опасностям, с которыми человек сталкивается при выборе духовного пути. Проблемы, которые могут возникать с духовными группами и учителями, обсуждаются уравновешенным и конструктивным образом. Книга «Пробуждение» содержит в себе информацию о мощных инструментах, позволяющих увеличить самосознание и способствующих общему расширению сознания.


Полностью - тут:
http://lib.ru/DPEOPLE/tart2.txt_with-big-pictures.html





Чарльз Тарт. Пробуждение.
 Преодоление препятствий к реализации возможностей человека




     СИЛА ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЙ: ГИПНОЗ

     Наша обычная точка зрения состоит в том, что мы живем в реальном мире и
воспринимаем его таким, каков он  есть. И тем не менее эта обычная реальность может исчезать в результате  всего  лишь нескольких минут произнесения  слов. Книга в ваших руках может исчезнуть вообще, или же она может  показаться уже не твердой, а мягкой, а привычные вам слова могут превратиться в бессмысленный набор букв. Можем  ли  мы  после этого  воспринимать  общеизвестную мудрость  обыденного сознания как нечто само собой разумеющееся?


ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?

     Сознание имитирует окружающий мир

     одной из главных функций сознания, под которым  я
понимаю ту  чрезвычайно  развитую, заученную  и  ставшую  привычной  систему
восприятия,  мыслей  и  чувств,  которую  мы обычно считаем  нашим  разумом,
является  имитация  окружающего мира.  Сознание,  особенно  в  его  аспектах
восприятия,  создает внутреннее представление  внешнего мира; таким образом,
мы имеем в себе достаточно хорошую "карту" внешнего мира, с помощью  которой
можем определить свое место в нем.

     Научные знания принципов функционирования мозга и психологии восприятия
создали весьма полезную модель реальности как жизни в чрезвычайно  сложном и
хитроумном имитаторе. Согласно этой модели, сознание находится внутри мозга.
При  этом  сознание,  как  таковое,  не  имеет  непосредственного  доступа к
окружающему миру  (если  исключить  возможность экстрасенсорного восприятия,
как это делают большинство ученых), но только лишь к процессам, происходящим
в мозгу.  Эти  мозговые  процессы  используют ту  информацию о внешнем мире,
которой снабжают  нас органы чувств, и  создают имитацию этого мира, подобно
тому, как  механизмы  в имитаторе  полетов создают иллюзию нахождения внутри
летящего  самолета. Так же и то, что мы  "видим", - это не сам свет, который
попадает  в  наши  глаза,  а  лишь  рисунок нервных  импульсов, которые были
вызваны светом, проникшим в глаза.

то, в какой степени имитация является лишь бледным
отражением самой реальности, и то, в какой степени мы ошибочно отождествляем
имитацию,  то есть нашу опытную реальность, с  действительной реальностью, -
это   важные  аспекты  отсутствия  просветления. 

     Фокусирование осознавания по желанию

     Базовое осознавание - это основная  суть любого состояния сознания, так
что просветление  в пределах того или иного состояния Должно включать в себя
способность  фокусирования осознавания по Желанию - в пределах  естественных
возможностей этого  состояния. Эти  ограничения должны  быть найдены опытным
путем,  а не  на основе заранее сформированных  убеждений, которые  могли бы
искусственно ограничивать возможности состояния.  В идеальном случае  каждый
аспект состояния,  или мира, как он  воспринимается в этом состоянии,  может
быть объектом сосредоточения и становиться осознаваемым. Поскольку начальное осознавание,   как   правило,   является   предварительным   условием    для использования  тех  или  иных  возможностей  состояния, то  эта  способность
произвольно фокусировать осознавание указывает  на ту степень, в которой  мы
можем использовать наши способности.

     Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать его где-то еще -
     это деяние Грехопадения.

НАШИ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ

     Одна из  наиболее  важных ошибок  человека.., о которой  следует всегда
помнить, это его иллюзия в отношении своего "Я"... Его "Я" изменяется так же
быстро, как и его мысли, чувства и  настроение, и человек допускает глубокую
ошибку, считая  себя всегда одной и той же личностью; в  действительности он
всегда  является другим человеком, не тем, кем  он был всего  лишь мгновение
назад.

     У  человека нет  постоянного и  неизменного  "Я". Каждая мысль,  каждое
настроение, каждое  ощущение говорит "Я". И в каждом  случае  считается само
собой разумеющимся, что это "Я" относится к Целому, ко всему человеку...


САМОВСПОМИНАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ

     В своей основе самовспоминание  включает, среди прочего, создание такого  аспекта сознания,
который не отождествляется  с тем или иным частным  содержанием вашего ума в
любой момент времени и который может следить за вами в целом. Это  частичный
шаг  к полному  пробуждению от  согласованного  транса. 
Вся  сумма  моих знаний в большей  мере доступна мне  по  мере
необходимости, когда я нахожусь в состоянии самовспоминания.

     Поскольку я  далек от совершенства  в самовспоминании, то состояния
тождественности,  будут  активизироваться   во   мне   в зависимости от обстоятельств: ситуация  ассоциативно  вызовет   эти  состояния,   пробуждая   уже существующее  во  мне  обусловливание. При  условии самовспоминания,  я могу наблюдать появление этих состояний, но пытаться при этом не  отождествляться ни  с одним из них. Но поскольку я не совершенен в самовспоминании и обладаю
лишь незначительной способностью контролировать свой процесс отождествления,
то  я  все-таки  могу  отождествиться  с одним из  этих  состояний,  но  мои
постоянные  усилия  сохранять  самовспоминание  и  мое наблюдение за  своими
внутренними  процессами  могут  привести  к  тому, что  любое  из  этих
состояний, с которыми я  могу отождествиться,  постепенно угаснет и довольно
быстро утратит свою силу.

В  число целей входят   продолжение  самовспоминания,  попытки   не
отождествляться  ни  с одним  из  состояний,  использование  всех  жизненных
ситуаций для  обучения.  Затем я, вероятно, сознательно  приму
решение  использовать  свои  умения,  которым я  научился в жизни.  Мое  внешнее  поведение  может сейчас
показаться  почти  идентичным  тому,  которое  было  бы  у меня,  если  бы я
находился в состоянии тождественности, но на самом деле я не
отождествляюсь с этой ролью.

     Мое  внутреннее состояние совершенно  иное.  Оно заставляет  меня  быть
внимательным ко всем изменениям, которые могут происходить в ситуации, чтобы
я мог  приспосабливаться к ним и преследовать свои цели так эффективно,  как
только это возможно.

Интеллект

     …Когда в  нашей притче мы говорили, что кучер был пьян, это было хорошим
описанием  того нашего  состояния  опьяненности  различными  идеями, которая
возникает вследствие  чрезмерного развития и неуравновешенного  преобладания
интеллектуального мозга.
  мы   способны   визуализировать,   имитировать,
логически предсказывать и представлять себе то,  "что  было бы, если...",  и
это один  из наших величайших талантов.
интеллектуальный  мозг слишком  увлекается
своими  собственными  имитациями реальности,  своими фантазиями.  Хитроумная
имитация сама по  себе является вознаграждающей, а одна умная мысль приводит
к другой, так что мы можем действительно опьяняться этими мыслями.

нам присуща вера в то, что существует лишь один правильный,
логический  способ мышления.  Философски мы сейчас понимаем,  что существуют
многие системы логики, и что каждая из них является произвольной.
наше  интеллектуальное функционирование  ограничено  и
искажено, пока мы верим, что существует только одна истинная логика.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #16 : 19 Июнь 2018, 11:48:55 »

САМОНАБЛЮДЕНИЕ
САМОВСПОМИНАНИЕ

Это можно делать  в любое время и  в любой ситуации, и в
идеале следует  практиковать все время и во всех  ситуациях как можно  более тщательно и настойчиво. Эта  практика называется чувствованием, смотрением и слушанием.

ПОДГОТОВКА К УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ

…это напоминание в начале вашего дня  о том,
что вы намереваетесь вспоминать о себе  и наблюдать себя на протяжении всего
дня.   Оно   также   является   подготовкой,   которая   запускает   процесс
самонаблюдения  и  самовспоминания, подобно созданию  начального  давления в
автомобильном  насосе, чтобы  он начал работать.

Среди всего прочего, такое
утреннее  упражнение является  способом  любить себя, считать себя достойным
нескольких минут нераздельного внимания, так что будьте к себе добры.

     Закройте глаза, и в  первые полминуты  или минуту просто расслабьтесь и
уделяйте свое  внимание тому факту, что вы находитесь здесь.  Если вы обычно
начинаете  свое  утро  с  краткой молитвы, то  сейчас  для  этого подходящий
момент. Итак, вы готовы начинать упражнение.

УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

     Сосредоточьте свое внимание  на  правой  ступне.  Вам  не нужно  ничего
делать  со  своей правой ступней;  вы будете  просто уделять полное внимание
всем ощущениям, которые будут возникать в это мгновение в вашей ступне.

     Важно осознавать, что нет "хороших" или "плохих" ощущений. Что бы вы ни
чувствовали  -  все  это хорошо, даже  отсутствие  каких-либо  ощущений  или
онемение ступни. В действительности же  ощущения будут различными: вы можете
чувствовать тепло  или холод, пульсацию крови,  в ступне может возникать зуд
или  покалывание, мышцы  могут  ощущаться  расслабленными  или напряженными.
Какое-то одно  ощущение может быть  относительно устойчивым, или же ощущения
будут  меняться  с  каждым мгновением.  Не  пытайтесь  отвергать  какие-либо
ощущения,  как  не пытайтесь  и  цепляться  за что-либо.  Как  и в  практике
самонаблюдения,  все, что есть, - "правильно". Вы просто  уделяете  открытое
восприимчивое внимание всему, что сейчас происходит в вашей правой ступне.

     Единственный  акт  вашей воли состоит в  том, чтобы  продолжать уделять
внимание всему, что вы испытываете в вашей правой ступне, не отвлекаясь и не
думая, скажем, о работе, которую вам необходимо сделать в этот день.

     Уделение  полного  внимания  вашей  правой ступне не означает,  что  вы
должны,  стиснув  зубы,  сопротивляться  любым другим ощущениям  или мыслям,
которые будут возникать у вас. Если у вас в этот момент станет чесаться рука
или  начнет урчать  в  животе -  почувствуйте  это.  Ведь вы  -  чувствующее
существо. Но не сосредоточивайтесь на попытках заставить вашу руку перестать
чесаться или ваш живот перестать урчать; не стоит насильно подавлять мысли
, которые могут у вас возникать. Это будет только еще больше отвлекать
ваше  внимание.  Как только вы осознаете, что начинаете уклоняться от  того,
чтобы уделять все свое внимание правой ступне, просто мягко верните внимание
назад к ощущению того, что в ней происходит.

     Все сказанное относится ко всему утреннему упражнению.

     Когда вы вошли в контакт со своей  правой  ступней, просто  продолжайте
уделять ей внимание примерно  полминуты. Иногда вам потребуется определенное
время, чтобы почувствовать этот контакт, а  иногда,  особенно по мере  того,
как вы приобретете  больший  навык, вы будете сразу же сосредоточиваться  на
потоке ощущений,  идущих от правой ступни. Когда вы пробыли в сосредоточении
примерно полминуты, вы  готовы к следующему  шагу. Я подчеркиваю здесь слово
"примерно":  ваша  цель  -  соприкоснуться со всем, что  происходит в  вашей
правой ступне, а не считать секунды или как-то иначе "оценивать" ваш опыт.

     Сместите фокус вашего внимания. Теперь уделяйте внимание всем ощущениям
в нижней части вашей правой ноги. Вам не нужно  стараться удержать контакт с
вашей  правой  ступней;  просто сосредоточьтесь на ощущении  нижней половины
вашей  правой  ноги. Уделяйте  открытое внимание потоку  ощущений  от нее  в
течение примерно полуминуты.
     Потом  сместите  фокус  вашего  внимания и ощущайте  что  происходит  в
верхней  половине  вашей  правой  ноги.  Ощущайте  это на  протяжении  около
полуминуты.

     После того, как  вы  таким  образом уделили  внимание  верхней половине
вашей правой ноги, снова сместите фокус вашего внимания,  так  чтобы ощущать
все, что происходит в вашей правой руке.

     Ваше внимание таким образом  продолжает  перемещаться  с  полуминутными
остановками для достижения  контакта с ощущениями в вашем правом предплечье,
потом  в правом плече,  затем" переходит к вашему левому плечу, опускается к
левому предплечью, к левой руке, затем к верхней половине левой  ноги, после
чего к нижней ее половине, и, в завершение, к  левой ступне. Не переходите к
новой  части вашего  тела  до  тех пор,  пока  вы  не установите  контакт  с
предыдущей частью.

     Время, которое будет уходить у вас на эту часть  утреннего  упражнения,
будет меняться  ото  дня  ко  дню.  Если  вам  трудно  сосредоточивать  ваше
внимание, она может занимать у вас десять-пятнадцать минут, а если вы хорошо
контролируете свое внимание, ее можно выполнить за пять или шесть минут.

ЧУВСТВОВАНИЕ, СМОТРЕНИЕ И СЛУШАНИЕ

     На этой стадии вашего утреннего упражнения вы начинаете расширять сферу
своего внимания, что ведет вас непосредственно  к той форме самовспоминания,
которую мы называем чувствованием, смотрением и слушанием.

     После того,  как  вы  ощущали свою левую  ступню на протяжении примерно
половины минуты, расширяйте фокус вашего внимания. Ощутите  одновременно обе
ступни, обе ноги  (их  верхние и нижние части), обе  руки,  оба  предплечья.
Потратьте полминуты или  около того, чувствуя общую картину ощущений в ваших руках, ладонях, ногах, ступнях и других частях тела. Для  удобства мы  будем говорить об этом просто  как о чувствовании ваших рук  или ног,  понимая при этом, какие части рук и ног мы имеем в виду.

     После  того, как вы можете чувствовать  свои руки  и ноги на протяжении примерно  половины  минуты,  еще  более  расширяйте  фокус своего  внимания.
Продолжая чувствовать свои руки и ноги, внимательно прислушивайтесь ко  всем
звукам  вокруг вас. Так же как с ощущениями  в руках и ногах, здесь не может быть  "хороших"  звуков,  которые  вам нужно воспринимать,  и  "плохих",  на которые  вы  не  должны обращать внимание. Ощущая  свои руки и ноги, активно прислушивайтесь  ко  всем звукам, которые  вы  будете  слышать. Вам не нужно мысленно говорить самому себе о том, что  вы делаете, (например, "Вот где-то
вдали  лает собака"), просто сформируйте в  своем уме отношение, при котором вы  с  любопытством  и полным вниманием слушаете все  те звуки, которые есть вокруг вас в  то время, как вы с тем же открытым  любопытством ощущаете свои
руки и ноги.

     Если  вы  соскальзываете  в  фантазирование,  то  просто  чувствуйте  и слушайте,  мягко подталкивая ум  к  тому, чтобы  он  делал это.  Я  не  хочу
сказать, что  вы  никогда  не  должны  думать  о чем-либо,  или моделировать
какие-то возможные события в вашем мире во время самовспоминания: делать это вполне можно  при условии,  что вы продолжаете  самовспоминание. Но когда вы решили вспоминать свою самость  и потеряли ее из-за мысли или  фантазии, вам
следует снова вернуться к своей цели.

     Такая практика  одновременного слышания и чувствования ваших рук  и  ног может выполняться и сама по  себе  как медитативное упражнение, но в  данном случае  мы  делаем  ее  только  на протяжении  половины  минуты,  как  часть утреннего  упражнения.  Сейчас,  продолжая   одновременно  слушать  звуки  и чувствовать свои руки и ноги, еще более  расширяйте  фокус  своего внимания. Откройте глаза  и  внимательно  посмотрите  вокруг,  одновременно  чувствуя,
смотря и слушая. Вы теперь практикуете разновидность самовспоминания.

     Поскольку зрение является доминирующим чувством, большая, часть  вашего внимания  будет уделяться  смотрению. Слух - тоже очень важное чувство,  так что  значительная часть вашего внимания  будет  уделяться  слушанию. Образно
говоря, около  пяти  или десяти  процентов  вашего внимания должно пойти  на восприятие  ощущений  в руках  и  ногах.  Конечно,  вы  не должны  при  этом игнорировать  информацию  от других  органов  чувств,  таких  как  вкус  или обоняние. Я особо выделяю  зрение  и слух как внешние  чувства просто потому что  они являются  в значительной  степени  преобладающими, по  сравнению  с
другими.  Если до вас доносится запах, активно воспринимайте его, ощущая при
этом   ваши   руки  и   ноги.  Так   же  как  при  систематической  практике
самонаблюдения,  в этом смотрении и слушании вам нужно использовать все свои способности,    как    телесно-инстинктивные   и   эмоциональные,    так   и интеллектуальные.

     Вы  вспоминаете  себя.  Продолжайте  чувствовать,  смотреть  и  слушать
остальную  часть дня. Цель состоит  в  том, чтобы  стать  в  этом  настолько
умелым,  чтобы  вы  могли помнить  о самом себе  всю  оставшуюся часть вашей жизни.


ТРУДНОСТИ В ЧУВСТВОВАНИИ, СМОТРЕНИИ И СЛУШАНИИ

     Когда люди в первый раз  пытаются чувствовать,  смотреть и слушать, они
часто  испытывают определенного рода тонкую ясность  ума и  чувство, что они
становятся более живыми и в большей мере присутствуют в реальности  текущего мгновения. 
     Когда я впервые  начал  практиковать  самовспоминание, я внезапно  понял, что эта практика является для  меня  чем-то важным  и жизненно  необходимым, в  чем я  всегда
нуждался. Лишь три месяца  спустя  я осознал, что на самом  деле я прекратил
вспоминать  себя через  несколько секунд после того, как  начал  это делать!
После первых мгновений   чувствования,  смотрения  и  слушания  люди  сразу  же  забывают продолжать это делать, несмотря на очевидное улучшение качества состояния их ума, которое они чувствуют во время этой практики.

     Чувствование, смотрение и слушание  - не  такая простая задача. Это  не значит,  что  эта практика  требует  каких-то особых усилий: самовспоминание требует  довольно  небольших   волевых  усилий  для  того,  чтобы  намеренно направлять ваше  внимание  на определенные вещи. Трудность  здесь  состоит в
поддержании  непрерывности  внимания и  в тех  усилиях,  которые  для  этого
необходимы. самовспоминание  не  может становиться автоматическим:  вам нужно  будет всегда уделять некоторую часть  намеренных сознательных усилий  и внимания для  того,  чтобы  выполнять  его  по своему желанию.  Со  временем  в  вашем  уме  будут  происходить  некоторые  другие благотворные и постоянные изменения, и  они могут стать автоматизированными,
но чувствование, смотрение и слушание должно осуществляться намеренно, иначе вы, в  действительности,  не будете выполнять это упражнение. Такова природа действительного  сознания, в противоположность  той  его  автоматизированной форме,  которую  мы  называем  согласованным  трансом.  Нужно  очень немного намеренного осознавания для создания большего намеренного сознания.

     Что делать с атаками "суперэго"

В случае нападок  "суперэго" при практике самонаблюдения,  вы можете наблюдать их, уделяя  им  не больше  энергии,  чем необходимо.  В  действительности, с помощью  такого наблюдения вы можете узнать многое о  структуре  "суперэго".
Какова,  например, точная "тональность" "голоса", звучащего в вашей  голове?
Чей это  голос? Чтобы  барьер  "суперэго" не казался непреодолимым, я должен добавить,  что  эти  практики могут со временем  приводить к его увяданию  и замещению  той  прирожденной нравственностью, свойственной каждому человеку
.
     Более  важно, испытываете ли вы атаку "суперэго" или нет, как только вы осознаете, что перестали чувствовать,  смотреть  и слушать, начинайте делать это снова. Поступая так, вы будете действительно  учиться самовспоминанию, а не просто без  конца  беспокоиться или думать о том, почему же вы не делаете этого.

     Внимание подобно дряблой мышце

     Эта   аналогия  может   быть  полезной  для   понимания  первоначальных трудностей при  самовспоминании. Наше внимание подобно  мышце, которая почти
никогда  не используется по той  причине, что механизмы нашего ума настолько автоматизированы,  что  они  с  легкостью  направляют  процесс  внимания  по автоматическим путям без какого бы то  ни было сознательного усилия  с нашей стороны.
Теперь  вы начинаете использовать эту дряблую мышцу для намеренного
внимания,  но,  будучи  непривычной к  намеренным  усилиям, эта мышца  легко
утомляется.

     Если  вы  хотите развить свои физические мышцы, вы  знаете, что  вам не удастся сделать это с помощью одних мыслей. Вы вынуждены делать упражнения и поднимать  гантели, даже если при  этом вам приходится  потеть,  уставать  и иногда  испытывать болезненные ощущения. Сходным  образом единственный  путь
усилить "мышцу внимания", чтобы мы могли делать с ней все,  что  захотим,  -
это  использовать ее,  снова и снова,  в самых  разных  ситуациях. Тогда эта
мышца постепенно будет становиться все более сильной.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #17 : 21 Июнь 2018, 09:34:43 »

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ САМОВСПОМИНАНИЯ

Сканирование

     Когда вы будете  практиковать чувствование,  смотрение  и слушание, вы,
вероятно, обнаружите, что если вы позволяете своим глазам останавливаться на
чем-либо дольше,  чем  на  несколько  секунд, это  действительно "индуцирует
транс".  Автоматизированные  привычки  восприятия  быстро  идентифицируют  и
классифицируют объект, на который вы смотрите, и эффективно исключают его из сферы   внимания,   а  вы   соскальзываете  в  обычные   грезы,  забывая   о самовспоминании.

     Если вы  настойчиво работаете над  процессом чувствования, смотрения  и
слушания  и достаточно преуспели в  этом, вы сможете  устойчиво смотреть  на что-либо  и   сохранять  при  этом  самовспоминание,  но   вам  будет  легче
осуществлять  самовспоминание,  если  вы  будете  сочетать  его  с  активным
процессом  визуального  сканирования, т.е.  беглого  внимательного  осмотра.
Посмотрите активно,  намеренно на что-либо  на протяжении нескольких секунд,
затем переведите ваш взгляд и так же активно смотрите на  что-либо другое, и
так далее.
Под "активным смотрением" я понимаю  смотрение с любопытством,  с
интеллектуальной,  эмоциональной  и   телесно-инстинктивной  открытостью,  с
отношением  типа  "А  это  что?",  являющимся  противоположностью  пассивной фиксации взгляда  на чем-то без действительного  уделения этому  внимания со стороны  ума. Этот активный тип смотрения является  принципиально важным для
практики чувствования, смотрения и слушания.

     Такого рода  намеренное, сознательное  сканирование делает более легким сохранение  качества  высшего  внимания, которое нередко  бывает результатом чувствования, смотрения и слушания и которое  особенно полезно для удержания
вас  от   соскальзывания   обратно  в  состояние   согласованного  сознания.
Выполняйте это сканирование  с уверенностью и здравым смыслом, не позволяйте ему  превращаться  просто в  механическое  движение  глаз  или  в  привычные ритмические движения:  если вы  действительно уделяете  чему-то  внимание  в процессе  самовспоминания,  понятно,  что  для  некоторых  вещей  достаточно
краткого  взгляда,  а  на  другие приходится смотреть дольше. Если  что-либо требует  длительного  изучения,   то  вы  можете  найти  для  себя  полезным рассматривать  этот  объект в  течение  нескольких  секунд,  затем перевести взгляд  на что-либо другое, а потом снова вернуть его обратно. По мере того, как вы будете  приобретать  навык  такого  сканирования  рассматривания, его полезность будет становится для вас все более очевидной.

     Микроцели

     Непрерывное чувствование, смотрение и слушание во всем, что вы делаете, в   каждое  мгновение   дня,  -  это  очень  серьезная   задача.   Поскольку самовспоминание является достаточно трудным делом, вы почти наверняка будете чувствовать,   будто  вы  терпите  неудачу.

     Однако  если  мы разложим общую  макроцель  чувствования,  смотрения  и
слушания  в  каждое мгновение  дня на  много более частных микроцелей, то мы
можем иметь многократные переживания успеха, которые  будут нас  поощрять. Вот я  сделал это. Получилось!  Теперь я  могу  попробовать выполнить еще одно  задание по достижению микроцели.

     Снижение широты фокусировки

     Иногда бывает трудно чувствовать всю  картин ощущений в ваших  руках  и
ногах в то время, как вы активно смотрите и слушаете. Эта картина может быть
слишком  разнообразной, или вам  может быть просто трудно сосредоточиться на
ней. Всегда стоит приложить больше усилий, но порой  они все равно ни к чему
не приводят. В подобных случаях упростите свою задачу.

     В  то  время  как  вы активно смотрите и слушаете,  обращайте  внимание
только на ощущения в ваших руках; не беспокойтесь о ногах. Если даже это вам
слишком трудно,  просто осознавайте  ощущения  в  одной  руке,  одновременно
продолжая  активно  смотреть и слушать. Затем, когда это станет у  вас лучше
получаться, можете распространить свое внимание на большую  часть рук и ног.
Помните,  что только от пяти  до  десяти  процентов вашего внимания  идет на
чувствование ваших рук и ног; в основном же вы смотрите и слушаете.

     Сходный метод снижения  эффектов перегрузки состоит в том, чтобы сузить
вашу  внешнюю  цель. Если вы имеете возможность закрыть глаза,  не  создавая
этим никаких проблем, вы можете практиковать чувствование и слушание. Или же
вы можете попытаться  сосредоточиться на чувствовании своих  рук и ног, в то
же  время  глядя на телодвижения других  людей, но  пока на  время  перестав
слушать. Однако такое сужение  восприятия является временной мерой,  так как
мы  хотим  развить повышенную  способность воспринимать  мир  и одновременно
помнить самих себя.

     В  некоторых случаях вы  будете  естественным образом  расширять  сферу внимания по отношению к своему телу. Я специально выделил чувствование ваших рук и  ног  по  той причине, что  это нейтральные области вашего тела, и  их ощущения  существуют здесь и сейчас, и  этим они помогают вам заякориться  в
этом  "здесь  и  сейчас".  Вы  также  можете  время от времени  воспринимать ощущения,  возникающие  в  более  центральных  областях  тела,  например,  в кишечнике.  Когда  они  возникают  естественным  образом,  будет  совершенно правильно включать их в ту часть вашего  внимания, которая используется  для того, чтобы  чувствовать руки  и ноги. Чтобы воспринимать их  более ясно, вы
можете намеренно  вывести их  на  передний  план внимания,  по  контрасту  с одновременным  фоновым  чувствованием рук и ног. 


УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ САМОВСПОМИНАНИЯ

     Самовспоминание,  подобно  самонаблюдению,   должно  быть  универсально применимой   практикой.  Чувствование,  смотрение   и  слушание  может  быть применено к каждому аспекту жизни. То же самое относится и к самонаблюдению.
Есть, ходить, разговаривать, плавать, заниматься любовью, спорить, мочиться,
молиться, чувствовать себя хорошо или чувствовать себя плохо - все это может
быть материалом для чувствования, смотрения и слушания.

     Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать Его в другом месте -
     это деяние Грехопадения.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 673
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67131
  • - Вас поблагодарили: 151834
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #18 : 21 Июнь 2018, 09:56:41 »

Нет Бога, кроме Реальности.
     Искать Его в другом месте -
     это деяние Грехопадения.

  Соня,  а разве Реальность не сомодостаточна?  И без Бога обойтись не может?  Или может? У него там  есть функция?  Он выше реальности?  Или он там не очень-то и нужен?   Тогда на кой хрен он там сдался?     Сократить дармоеда  в связи  с отсутствием  должностных обязанностей и  полномочий.  :)
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #19 : 21 Июнь 2018, 10:51:56 »

Так вот этот настойчивый припев (книги и автора) - его как раз и сокращает, разве нет?  :)
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #20 : 21 Июнь 2018, 11:03:08 »

Бог, реальность, целое, это скорее всего и есть одно и то же. Просто, реальность мы не знаем и вряд ли познаем в полном смысле. Остаётся некая тайна... а уму надо на что-то опираться, может и назвали это верой, в своё время. Всё равно ум придёт к непознанному и непознаваемому, видимо.

Слово Реальность такое же туманное, как и Бог и прочие такие слова.
Но, тем не менее, этот факт существования всего - есть... И мы тут что-то делаем, в этом факте внутри.
Записан

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #21 : 21 Июнь 2018, 11:09:26 »

И там состояния, а не слова. Слова СЛУЖАТ установлению нужных состояний. И практики служат.
Состояния всегда были в центре - осознанность, любовь, благодать, дзен - это мы слышим в центре религий и традиций.
Записан

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #22 : 24 Июнь 2018, 04:09:35 »

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОВСПОМИНАНИЕ

     Я описал самонаблюдение и самовспоминание как отдельные практики. Кое в
чем они  действительно различаются, но,  с другой  стороны, они очень похожи
друг   на  друга,   так   что  самонаблюдение   может  начинать  становиться
самовспоминанием. И  то, и другое включает в  себя намеренное  использование
внимания, и обе эти практики могут давать вам более  ясное восприятие самого
себе и мира. Основное отличие состоит в источнике внимания.

     Самонаблюдение может осуществляться с уровня ложной личности.  Одно "Я"
наблюдает  аспекты  своего  поведения.   В  случае  частичного  или  полного
со-осознания различных "Я", что, чаще всего является результатом настойчивой
практики,  одно  "Я"  может отчасти  наблюдать функционирование  других "Я".

     При  самовспоминании вы можете  наблюдать  как  внешний мир  так и свои
переживания,  но уровень  или источник наблюдения  является  иным. Используя
волю,  вы можете намеренно разделить свое внимание,  так что  вы  наблюдаете
что-то гораздо лучше, чем обычно, одновременно удерживая в поле внимания еще
что-то,  -  например, ощущения  в  руках  или в  ногах, что создает  уровень
функционирования,  выходящий за пределы обычного ума.  При этом вы не будете
поглощены  в том, что происходит;  в  определенном отношении вы  - в гораздо
более широком смысле этого слова, чем обычно, - существуете независимо.

  Иногда кучер отмечает качество повозки, или же, например, то, что он
одет не самым лучшим  образом, производя неприятное  впечатление  на  других
кучеров.  Он отмечает все это с  некоторой точки зрения, изначально присущей
ему, как  кучеру.  Иной  раз  лошадь  может  отметить  те или  иные  аспекты
поведения  кучера, но она отмечает их  с точки зрения лошади. Так, например,
запах тела кучера говорит лошади об очень многих вещах, которых он сам может
даже  не замечать,  но то, как он одет, не означает  для  лошади ничего. Это
подобно процессу  самонаблюдения: мы в значительной степени привносим в него
перспективу    ложной    личности,    типичную    для    нашего    обычного,
автоматизированного  согласованного  транса.  Я  хочу  сказать,  что  это
очень полезно и абсолютно  необходимо  как начальный
момент Четвертого Пути.

     Самовспоминание  подобно  выходу  на  сцену   Господина,  обозревающего
происходящее.  Господин   находится  вне  всего  этого,  он  отличается   от
транспортной системы,  состоящей из повозки,  лошади  и кучера, даже если он
использует их и  они оказывают  на  него свое  воздействие.  Господин  может
наблюдать за работой транспортной системы и сам  участвовать в этом,  но  он
при  этом  продолжает  помнить  о  своем  принципиальном отличии от  лошади,
повозки и  кучера. С  этой более высокой  внешней  позиции он может видеть и
делать  вещи, которые невозможны для лошади, повозки или кучера или даже для
всех них вместе. При  самовспоминании вы более живо  чувствуете  себя  самим
собой,  чем  когда бы то ни было,  и  в  то же  время, вы  являетесь  чем-то
большим, чем ваше обычное "я", и в каком-то смысле отличным от него.

написанные выше слова будут вполне понятными для  того, у кого  есть некоторый опыт  практики самовспоминания.
возьмите  из  этого описания все, что вы сможете, но сделайте это более реальным для себя  путем практики самовспоминания.

     В этой главе мы  обсуждали начала практики самовспоминания. Чувствовать
свои руки и  ноги в то время, как вы активно воспринимаете окружающий мир  -
это технически наиболее  удобный  путь  начать эту  практику. Конечная  цель
состоит  в  том, чтобы  помнить всего  себя.  Это  все  в  настоящий  момент
находится за пределами нашего знания, но начало уже положено.

достаточно  долгая  практика самонаблюдения и самовспоминания  действительно может полностью изменить всю вашу жизнь.

если  мне  удалось   соблазнить  вас  начать   практиковать самонаблюдение  и  самовспоминание,  ваш собственный  непосредственный  опыт донесет до вас мою точку зрения.
   
     Подлинное самоосознание

  Мы  были  бы  наконец  одним   целым.  Мы   могли  бы
действительно сказать  "Я есть", ибо  это  была  бы наша подлинная  самость,гораздо  более живая и  важная,  чем преходящие  состояния  тождественности,существующие в согласованном трансе.

Самовспоминание является  процессом,  особым  родом  умственной  деятельности,  которую   вы выполняете, пытаясь  создать наблюдающую и объединяющую  часть вашего ума, и зная при этом,  что именно вы делаете с самим  собой. Вы можете работать над собой  более или  менее  напряженно,  достигая  при этом  различных степеней успеха.  Состояние  самосознания  может   быть  результатом   ваших  попыток
самовспоминания.

     Порой вы предпринимаете попытку самовспоминания и сразу же достигаете в результате  этого   состояния  подлинного  самосознания.  Возникает  ясность
восприятия  как внешнего  мира,  так и  ваших внутренних процессов, а  также трудно описуемое качество  подлинного существования совершенно  новым, более
реальным образом. Самосознание, это третье состояние сознания, может длиться лишь мгновение,  или же  более длительный  период времени.  Когда  отдельные случаи  возникновения этого состояния  происходят все  чаще и чаще, и раз от раза оно  сохраняется все дольше, оно становится более ясно распознаваемым в качестве отдельного состояния сознания.

     Бывают  и  другие  случаи, гораздо  более  частые  на  начальном  этапе
практики самовспоминания,  когда вашим главным переживанием является не опыт
новой  и чудесной  ясности, а лишь  осознание того, насколько трудно достичь
ясности,  понимание  силы  автоматизированных  процессов  мышления,  которые
управляют вашей жизнью. Произошел некий сдвиг  в глубине вашей погруженности
в состояние  согласованного транса,  вы смогли ясно наблюдать это состояние,
но  не  достигли   измененного  или  более   высокого  состояния  подлинного
самосознания.

Моменты самовспоминания,  в  которые  мы  видим,  насколько  глубоко  в  темноте  мы находимся и сколь мало мы можем сделать,  являются обескураживающими. И в то
же время, они жизненно важны, ибо мы пытаемся плыть, развиваем в себе волю к тому, чтобы плыть, и обучаемся это делать. Это можно сравнить с наращиванием
мышц.  Сначала  вы  не  можете выполнить  никаких  силовых  упражнений, и те усилия, которые  вы  прилагаете  в процессе  тренировки, вам  неприятны.  Но однажды вы обнаруживаете, что стали  гораздо  сильнее  и начинаете почти без
усилий делать такие вещи, которые раньше  потребовали  бы от  вас  огромного напряжения.

 Часто, когда я начинаю предпринимать попытки самовспоминания, у меня
возникает  чувство,  что  я  борюсь с  мощными и темными  потоками  мыслей и чувств.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18165
  • скоро повезет)
Re: Практика внимательности
« Ответ #23 : 24 Июнь 2018, 07:18:53 »

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОВСПОМИНАНИЕ

Вот спасибо. Новый для меня современный автор, пишущий на эту тему. Никогда о нем не слышал.
Чарльз Т. Тарт
Записан

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18165
  • скоро повезет)
Re: Практика внимательности
« Ответ #24 : 24 Июнь 2018, 07:36:24 »

Записан

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18165
  • скоро повезет)
Re: Практика внимательности
« Ответ #25 : 24 Июнь 2018, 07:45:19 »

Аналогии из Тарта, помогающие понять суть осознанных состояний
Вы раскрываете зонт. Происходит некоторые количественные изменения. И вдруг - щелк и предмет превращается в нечто новое с особыми свойствами и функциями.
Или вы находитесь в сонном состоянии, погружаетесь в него все глубже. И вдруг - раз и провалились в некое совершенно новое состояние сна, совершенно непохожее на дневное.
Точно также и с осознанным состоянием. Вы может находится в неком полуосознанном состоянии. Например, наблюдаете отдельные части своего тела, оцениваете свое поведение. И вдруг - раз и вы проснулись, попав в совершенно новое состояние сознания.
Записан

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18165
  • скоро повезет)
Re: Практика внимательности
« Ответ #26 : 24 Июнь 2018, 08:03:11 »

Из ВИКИ
"Исходной позицией Чарльза Тарта служит следующий тезис Уильяма Джеймса: «Наше бодрствующее сознание есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него лежат совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделенные тончайшей преградой»[14]. В своей книге «Пробуждение» («Waking Up», 1986) Тарт ввёл в лексикон выражение «согласованный транс» («consensus trance»), уподобив нормальное бодрствующее сознание гипнотическому трансу. Он подробно описал, как каждый из нас с детства вводится в транс, в котором пребывает окружающее нас общество. Тарт подметил сходства и различия между наведением гипнотического транса и наведением согласованного транса. Он особо подчеркнул колоссальное и всеохватывающее воздействие родителей, учителей, религиозных вождей, политических лидеров и др., заставляющее подчиниться наведению транса. На основе учения Гурджиева и других духовных учителей Тарт очертил путь к пробуждению от транса, основанный на самонаблюдении."

"Согласованный" - здесь удачное слово. Оно показывает отличие от другого вида транса - несогласованного.
Мы находимся в согласованном трансе. Согласованном с происходящим вокруг нас.
Записан

СоняАвтор темы

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +35/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 996
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 133
  • - Вас поблагодарили: 436
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #27 : 24 Июнь 2018, 08:20:20 »

Конечно, Тарт - это живой классик.
Коль не каждый день, то всякую неделю открываются мне лакуны в моем образовании.
Но по прошествии времени "как же я этого не знала" сменяется на "все это, конечно, знают".
Часто ловлю себя на этом.

В связи с этим слышала от американских евреев такое присловье:
" - Кто такой безбожник?
- Тот кто соблюдает заповеди (мицвы, мицвот) чуть меньше, чем я.
/Буквально: "на одну мицву меньше"./
 - Кто такой фанатик?
- Тот кто соблюдает заповеди (мицвы, мицвот) чуть больше, чем я.
/Буквально: "на одну мицву больше"./


https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарт,_Чарльз
"Чарльз Тарт заслужил репутацию пионера и классика в исследовании изменённых состояний сознания. Изданная в 1969 году под его редакторством антология научных статей «Изменённые состояния сознания» («Altered States of Consciousness», 1969) стала бестселлером и, по оценке издательства Common Boundary[6], вошла в число ста самых влиятельных книг по психологии XX столетия."
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #28 : 24 Июнь 2018, 09:24:25 »

Этот транс в Четвёртом пути называется весёлой фразой "женское доминирование" ))
Записан

Mishuk

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +353/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 292
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4353
  • - Вас поблагодарили: 6210
Re: Практика внимательности
« Ответ #29 : 24 Июнь 2018, 09:25:53 »

С высшим состоянием сознания (присутствием) может резонировать высший этаж эмоционального центра. Интеллектуальный тут имеет второстепенное значение. Успенский был интеллектуально ориентированным. Гурджиев - инстинктивно-двигательным. Есть разные типы. Это не значит, что остальные центры не доразвиты.
Записан