Но бывают другие рисунки
Смотрю над чем старательно высунув кончик языка торопилась работать Мариша и спрашиваю:
- Мариш, а почему? Потому что хороший конец и дети вернулись домой? Не торопись, не пришли ещё за тобой - успеешь и лебедей пририсовать...
Мариша солидно и даже будто бы свысока мне отвечает:
- А их и не было. Ни гусей, ни бабы-яги. И детям просто привезли подарки за хорошее поведение. А всё сочинили сами взрослые - чтобы дети не баловались и не уходили со двора
Вот так
Мы с Маришей пришли к яркому примеру
десакрализации мифаВернее - одному из путей этой десакрализации - уничтожения собственно мифической составляющей сути мифа
Бытовым объяснением миф превращается в просто выдумку. Выдумка может быть практичная или досужая тёмных масс.
Десакрализация практичной выдумкой - это как у Мариши. Хотя можно и возразить - почему не пугать детей злым волком, чай около деревни не одну овечку унесли, зачем придумывать настолько сложную историю?
Которая больше манит - чем пугает, по-моему
Десакрализация может представить миф и глупостью, выдумкой неграмотных предков. Гром гремит - это кто-то там на колеснице молоньей о щит жахает, землю воротит и набок ставит. С того реки водой останавливаются и в ином ладе текти начинают
И не "к лапам утки икра клеется" - а
"Стояло озеро мокро, стояло озеро пусто, с лягушкой и плавунцом, с муравой и водяным червём. И пошли лётные птицы, и пошли птицы-водяницы до карася с карасицей и просили икры с карасицы. И несли икру до озера пуста и так поселили там карася густо"
Или откуда у самых разных народов индоевропейской общности, а также у контактировавших с ними позднее этносов сохранились мифы о драконах-ящерах и мамонтах? Это потому что люди помнят об этих доисторических гигантах и передают знания
(хотя можно задуматься - как долго мы поколениями храним нам совершенно ненужные знания? Чего нет в картине мира - того нет и в знаниях...
А помнить ящеров люди и не могли, если верить эволюции...)
Попроще объяснений выдумать не сумели - придумали такое сложное. От нечего делать и дремучести мыслей
Миф часто определяют как особую форму описания. В теме форума о мифе мы продвинулись немного дальше - мы описали миф как сложную форму синтеза описаний
Но миф - его можно попробовать показать не как само описание, а как
систему разноуровневых связей, часто вне магистрального знания, под особую задачу - связать Живой Мир воедино. Именно поэтому миф так непонятен и неясен - потому что нам не сами описания неясны
А эти самые живые связи - которые мы уже давно утратили и в знаниях, и в ощущениях
Отвыкли мы и мыслить-понимать системно - а не линейно-построчно
Разрушить эти связи мифа, выхолостить из него системную сопряжённость подтектса и образов - и есть десакрализация
Она может принять разные формы - о них чуть позже, если это покажется важно
А вот задача у десакрализации главная одна - уничтожить миф как систему знания, убрать некогда наведённые и понятые связи - убрать в итоге сформировавшуюся традицию и мировоззрение.