Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Старая, старая сказка (с)  (Прочитано 76161 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

trek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +244/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 476
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7237
  • - Вас поблагодарили: 4449
  • Все, что неделается - к лучшему
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #180 : 30 Июль 2018, 23:04:44 »

Знающие книг не писали.

грамотные - писали.
Когда человеку, имеющему школу, обучающему других, надоедает повторять одно и то же, он пишет книгу и посылает всех нах почитать

А чтобы не забыть содержание договора, «кош» оборачивался и носился на лбу (голове)."

Голова и нити, нити и голова...

Кош - кож - кощь наверно мог выглядеть так:



или так:



А лучше так:   ))))



И это можно посмотреть. Самому. Не через книжку.

А они не кусаются? )))

А то дикие они какие-то, первобытные, мощные и злые. А тут еще и Темнейший...

Записан

trek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +244/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 476
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7237
  • - Вас поблагодарили: 4449
  • Все, что неделается - к лучшему
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #181 : 12 Август 2018, 14:20:56 »

Встретил такую версию в сети.

Душа или по современному аура, энерготело имеет 7 оболочек, 7 невидимых кож, 7 кош.
Матрешка такая.
Кстати, матрешка также похожа на саркофаг...
Только открывается поперек...

Далее вспоминаем детство золотое и читаем загадочным замогильным голосом

***

Внутри темной-темной пирамиды-Горы стоит темная-темная комната...
Внутри темной-темной комнаты стоит темная-темная каменная гробница (на колесиках)))...
Внутри темной-темной каменной гробницы (на колесиках)) стоит темный-темный гроб...

[Гроб - это лодка последнего плавания, маленький аналог погребального корабля вождя, который викинги поджигали стрелами, когда пускали в последнее плавание тело вождя по реке (жизни) и викинги поджигали стрелами (залп горящих стрел, прощальный салют военных есть и сейчас)]
Внутри темного-темного гроба лежит темный-темный гранитный саркофаг...
Внутри темного-темного гранитного саркофага лежит темный-темный местами золотой саркофаг с портретом Фараона...
Внутри темного-темного местами золотого саркофага Фараона лежит темная-темная местами позолоченная мумия...
Внутри темной-темной мумии лежит скелет и говорит страшным голосом:
Отдай мое сердце!!!

***
 o_o  :'(  :[ 


С Кощеем, смерть его на конце иглы. Семь возможных слоев реальности, покровов души, семь кож/кош/кощ - это море-окиян, остров в окияне, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, игла - семь оболочек души или кож/кощ, а игла и на ее конце душа.  При сламывании иглы наступает некий новый цикл - не знаю, день месяц год век или даже больше - Кащей то бессмертный - может быть возникает новая эра, новая астрологическая вселенная.

Кащей - худой, сухой, кожа да кости, тоже (простите дилетанта))) похож на мумию...
Баба-Яга Костяная нога кстати тоже...


Цитировать
А у Кощея Бессмертного были дети?

Да были, от брака с Марой, Марьей Маревной.
Это Елена Премудрая Кощеевна.
 
Не забудь, что  Василиса  Премудрая - дочь Кощея.. а не абы как..:)
И таким образом, после свадьбы Иван занимал место нового Царя, устранив отца Василисы  - своего "папу - кощея."

В принципе понятно, почему в сказках бессмертный папа не хотел выдавать бессмертную дочь властителя царства мертвых за безземельного голодранца Ивана.
Он то всего лишь 3-ий сын и на престол по хорошему претендовать не мог.
 
Сила Кощея:
Кощей связан со стихией воды:
 * Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
 * Смерть Кощея спрятана на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Руян ныне Рюген) , на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.
 * Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка) , в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов) , которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере.

Враги Кощея:
В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.
Мифологический архетип Кащея:
Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С. , где Царь Кощей Бессмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой (см. также птицы) .

Еще статья про Кащея, с красивыми картинками ))
https://p-i-f.livejournal.com/5567300.html

Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #182 : 09 Октябрь 2018, 19:55:50 »

А уха походная? Привезешь домой ту же рыбу, с той же реки, иногда в тот же день выловленную, сваришь - вкусно, а не то...

Ха. Так то к любой еде можно отнести. Одно дело картошечка на костре, а другое на газе

Корнак - а что в этом "одно-другое дело?"
Дым, костёр имеет вкус? Даёт вкус, который меняет... вкус вообще? Или там, на костре - что-то ещё происходит? А на газу (точно та же повышенная температура для приготовления еды) - нет?



"Съешь  моё  яблочко",  "Скушай  мой  пирожок"....

Еда-питьё в сказках - совершенно потрясающий сюжет и связь. Вернее - много связей

Есть такая - молочные реки и кисельные берега. Зачем их придумали вроде как тёмные и вечно голодные крестьяне? Просто мечта о сытой халяве сказочной?
Но почему тогда герой не есть-не пьёт дары этой странной реки?

Потому что в сновидном мире тоже не едят и не пьют, сколько не бери себе такую задачку в сновидение?

Но есть и та еда-питьё - которые просто обязательно надо съесть-испить
Это очень сложный сюжет и рождает много линий размышлений

Иван-дурак-царевич - просит бабу-Ягу, Ашу-Агашу-Аштар специально и намеренно. Баньку истопи да накорми - сопричасть меня с этим диким лесом через свою еду!

Всем известная сказка "Гуси-лебеди", воплощённая мечта ребёнка о побеге в сказочный лес)
Девочка идёт за младшим братцем-сестрицей и на угощение яблоньки сказочного дикого леса отвечает:
- У тятеньки-то и наливные садовые не едятся

Что в этой фразе? Каприз крестьянского ребёнка? Непохоже
Или как раз это намёк, что дома, вне живого пространства - всё не такое вкусное? И дома не естся?

Обратный путь - уже из гостей бабы-Яги. То ли испытание полученных от неё мудростей - то ли любимая детская игра в прятки-догонялки
Гуси-лебеди догоняют - дети от них прячутся
И тут уже еда, приготовленная местом - становится ключом ко всей сказке
Не съешь - сказка не продолжится. Остановится сюжет приключений и открытий - пока не попробуешь еду местности

А что ещё? Вот эти вот вехи с едой по сказочному пути к Бабе-Яге - для чего они выписаны? Не чудища, не встреченные лесные советчики, звери-птицы - а именно еда?
Запоминались пути-дороги туда и обратно...В сказку и дивный лес - запоминались через ВКУС?
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 794
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67290
  • - Вас поблагодарили: 152224
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #183 : 10 Октябрь 2018, 08:04:35 »

 Кстати...  а  фраза  -  присказка из  сказок про то,  что "И я там был, мед - пиво пил, по  усам текло, а в рот не попало".  О чем это? 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #184 : 10 Октябрь 2018, 08:31:10 »

Лирими, а ты допускаешь образность сказочных указаний?
Да, буквально есть.


Ир, у меня очень сложное отношение к старой русской сказке. Особенно к тем местам, которые просто "вбили" в неё постоянными повторениями. Зачем? Зачем повторять буквально ритуалом-заговором? Жили-были - понятно, что раз жили, то и были
Зашифровали, спрятали нечто в сказочной форме, учитывая её история формирования - а повторяли, чтобы не забыли те, для кого уже сказка- просто сказка?

Для меня сказка - это скорее не "о чём", а "для чего?"


Тогда образность станет некой предметностью, но отдалённой эпохами и сменой парадигмы смыслов
Как миф - он ведь образен. Для нас.
Но когда-то под ним понимали предметное и материальное....Пусть материальное и не на наших полосах

Тебе и Диме отвечу, что нет - у меня не получалось есть самой в сновидениях. Как и пить - воды много, но мной она не пьётся. А во снах ешь и пьёшь вольно

И да - после просыпания, снов - пусть простых или осовых - были ощущения вкусов. Самых разных, от знакомых до вроде бы давно позабытых, до совсем незнакомых. Как иногда после сна слышатся странные звуки (стоят в ушах), слоги, имена на чужом языке, или мельком - странные видения перед глазами. Сморгнёшь - нету
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #185 : 10 Октябрь 2018, 08:50:25 »

Кстати...  а  фраза  -  присказка из  сказок про то,  что "И я там был, мед - пиво пил, по  усам текло, а в рот не попало".  О чем это?

О многом, наверное. Её можно разложить на отдельные части - можно расширить, взяв полный вариант

Присказка про ел-пил, мед-пиво мне кажется многослойной

Открывает несколько тем... Она придаёт достоверность сказке (я там был).. она же расширяет магистрали слушателям, детям, взрослым (если я там был - то и вы сможете! сновидный мир - вот он, он близок!)

она действует, как "пароль" для тех, у кого тоже был опыт ОСов (пил-ел, в рот не попало - явно  признаки сновидной реальности)... Если сказитель там был - может, стоит подойти и спросить, что это со мной во снах похожего происходит??)

похожий на дурашливую прибаутку вариант про быка и лоханку скорее всего появился во времена церковных гонений на сказочников, скоморохов, кощунов-песенников... Концовка как бы показывала, что это ничего не стоящая небылица (а кто понял нужное, того она не смутит)

ну и мне лично видится намёк на.... трезвость. В делах сновидных. Кто пробовал - тот знает...
Хоть небольшое, но опьянение ведет к дикому разрыву с твоим Древним, то есть  -и со сновидным телом тоже.. Попытка войти в сновидные полосы в таком покореженном состоянии может немало навредить...


Сама же полная версия присказки ещё интереснее
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать...

То есть - где-то в собрании иных людей находился этот сказитель. Он лишь делал вид, что вкушает еду и питиё наравне со всеми - хлебом и алкоголем. Затем его вообще изгнали. Это случилось, когда он явил своё истинное лицо - надел колпак сказителя-скомороха
Или клобук кощуна?

Кстати, при церковном причастии вытирать не попавшие в рот тело и кровь Христовы - нельзя. Их нужно положить в рот - утирают младенцев или немощных специальные служки - самому нельзя. Утирать-ся - нельзя
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #186 : 12 Ноябрь 2018, 21:34:05 »

Интересная линия поворота, хоть сказка и не народная

От себя в преамбуле добавлю - никого никогда не удивляла фигура горбатенького "выкидыша" языческой огнегривой Конь-Матери - Сивки-Бурки? О чём и зачем этим было в задаче намекнуть?
И до употреблённого термина "чернокнижник". "Ведовские" книги, листы родознавцев, книги-кощуны были какими угодно, если были - только не чёрными.
Чёрными книгами были... Библии

"А пока про Конька-Горбунка напомню. В рамках сериала "Годунов" стало актуально.
Все мы неправильно толкуем конфликт спальника и Ивана из "Конька-горбунка".
Я это решительно утверждаю.
Мы думаем, что дело в зависти бывшего конюшего к нынешнему конюшему. А это совсем не так. Уверен, что Ершов очернил мотивы спальника.

Должность государева конюшего - высшая придворная должность в Московской Руси. До решения Земского собора 1612 года. Земский собор, избрав на развалинах страны первого царя из Романовых, решительно отменил должность государева конюшего как опасную, страшную и чуть ли не диаволову.

В чём тут дело? Тут дело в том, что как указывал в 17 веке шведам перебежчик Котошихин: "А кто бывает конюшим, и тот первый боярин чином и честью; и когда у царя после его смерти не останется наследия, кому быть царём, кроме того конюшего иному царём быти некому, учинили б его царём и без обирания (избрания)".
Благо конюшим государским до своего провозглашения царём (без законных выборов) был Борис Годунов.
А до Бориса Годунова при малолетнем Иване Грозном конюшими были любовник его матери Елены Глинской князь Иван Федорович Телепнёв Овчина Оболенский. А после Годунова конюшим был липовый дядя липового царя Дмитрия Михаил Федорович Нагой.

При первых Романовых, когда судьба династии висела на волоске, конюший был угрозой. Конюший при слабом царе - стопроцентный преемник. Будущий царь.
Царь в "Коньке-Горбунке" бездетный, наследника не имеет. Слабый старичок. Свадьба на 15-летней царь-девице - это его последняя попытка спасти династию. Опоры среди бояр и служилого дворянства царь не имеет. Немного декадент царь-батюшка. Ласкает лошадей. Дегенеративный немного самодержец.

Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой,
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты».
Царь не мог тут усидеть.
«Надо коней поглядеть, -
Говорит он, - да не худо
И завесть такое чудо.
Гей, повозку мне!» И вот
Уж повозка у ворот.
Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился

Вот так, на "гей, повозке" государь вкатился в трагические дни конца своего царствования.
Ведь случись с царём что (а с ним и случилось в котлах) царем без выбора стал бы Иван ( а он и стал). Чувствуете тонкую композицию?

Спальник бьёт в тревожный колокол:
Донесу я в думе царской,
Что конюший государской --
Басурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами мясо ест.

Т.е. спальник собирается перечислить перед боярской думой все обвинения против самозванца. Это как если начальник одного из главков КГБ с двумя пистолетами ворвался на съезд и попробовал арестовать хоть бы и Ельцина. "Спасайте государя!", - кричит спальник, - "Отечество в опасности! Режим порочен отсутствием достойной смены! Спасайте государя!". Хрипит в отчаянии спальник, грызёт крест нательный. В глазах предчувствие пепелища, смуты, острого края, за который не уцепиться. Погибель! Всему конец!

Слышит спальник слова Ивана:
Во дворце я буду жить,
Буду в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Весь конюшенный завод
Царь в приказ мне отдаёт;
То есть, я из огорода
Стану царский воевода.
Чудно дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить.
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!

"Чернокнижник, злодей, басурманин, склонный к католицизму, поедающий мясо в пост" - это ведь прямые обвиняющие Лжедмитрия слухи. И не только первого Лжедмитрия, но и Лжедмитрия следующего. И всех последующих самозванцев.
Кто такой спальник? Спальник - это подчинённый постельничего. Государев постельничий - это, в первую очередь, не "постель" царя, а тайный сыск. Направленный не только на прямые злоумышления против царя, но и против волшебства, колдовства и чародейства, нацеленных на государя. При вступлении в должность постельничий присягу даже давал "хранить государеву постель от колдовства и волшебства".

И вот спальник через голову своего начальника решается ломиться в боярскую думу. Это означало страшенный риск, я вам доложу. И храбрость, и отчаяние.

Царь находился под полным контролем конюшего Ивана. Он назначил его, неграмотного лежебоку, на должность боярина, аналогичную должности коннетабля во Франции и лорда-констебля в Англии. Назначил крестьянина, любимца своего. Сам Иван Васильевич Грозный не мог себе позволить для своих любимцев Малюты и Басманова подобного. И Малюта, и Басманов на пике карьер своих были лишь думными дворянами. А тут преемник! И к царю спальник решается ломиться через вышестоящее начальство, чтобы предупредить о грядущей гибели. О том, что капкан захлопывается! Тщетно.
После восшествия на трон Ивана даже и не знаю, что там со страной приключилось. Наверняка, поляки пришли. За своим коньком-горбунком. А за царь- девицей, вероятно, татары и турки пришли. Ведь царь-девица - дочь Полумесяца. Смекаете, да? И сестра Солнца. А Солнце - один из титулов стамбульского падишаха.

Иван восходит на трон рядом с котлом с вареной человечиной. Для царствования начало символическое, предрекающее библейских масштабов скверну, голод и пожирание людьми человеков.

Заканчивается сказка жутко. Царь-девица над котлом со сварившимся заживо человеком, над этим страшным бульоном говорит толпе:

Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!
Тут царица замолчала,
На Ивана показала.

А народ, народ что? А народ кричит! Он не безмолвствует отречёно в предчувствии скорой погибели. Он орёт! Он хочет в ад! Кипящие котлы, в которые падают люди, народ уже видел. Он и сейчас их видит. В одном из них лежит насмерть обваренный помазанник божий. Новый царь, спасенный чародейством, стоит рядом и явно радуется, трепещет в предвкушении, уже колдовски оборотясь в фальшивого красавца. И народ кричит, заходясь от кошмарной радости, колотясь в диком, обморочном хоре:

«Люба, люба! - все кричат. -
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!»

И тут Иван с царь-девицей, не похоронив прежнего государя, не отдав чести чужой и страшной смерти, спешат скорее-скорее воцариться!

Царь царицу тут берёт,
В церковь божию ведёт,
И с невестой молодою
Он обходит вкруг налою.
Пушки с крепости палят;
В трубы кованы трубят;
Все подвалы отворяют,
Бочки с фряжским выставляют,
Это завсегда так. Народ должен быть пьян в такие минуты.
И, напившися, народ
Что есть мочушки дерёт:
«Здравствуй, царь наш со царицей!
С распрекрасной Царь-девицей!»

Площадь, котлы, страшная свадьба, венчание над трупом, ход вокруг "налоя", ревущий народ, огонь, дым, скорый ад, дикий хоровод с горбатым коньком-зачинщиком.
Быть моей внучкой и жутко, и очень полезно. Объяснял несовершеннолетней Елизавете Генриховне внутреннюю драматургию сказки, разложил всю подоплёку. Внучка всё равно растёт, как трава придорожная, пусть хоть дедушку умненького и слабенького послушает."


(Д. Шемякин)
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #187 : 26 Ноябрь 2018, 14:46:34 »

Особой фигурой становится в сказке и былине Соловей-разбойник.
Сложнейший образ - при внимательном осмыслении переворачивающий представления о первом святом богатыре былин - Илье-Муромце. Русский Соловей-разбойник имеет прообраз в других славянских сказках - Змей и Сокол
Это снова отправляет нас к значениям змеиного шипения и птичьим образам. Змей в словенских сказках ещё и крылатый, а Сокол - Рогатый и в меховой шубе, что обращает нас в хтонические древнейшие образы мирового эпоса, совмещая с языческим Волосом
Что мы знаем про этого Соловья, обладателя тайным свистом с великой силою?

Соловей, как и многие особые имена птиц - имеют чётко прослеживающиеся мифические образы, поверья, связи в народном мировоззрении, центральные и никак не вредящие живому

Соловей-разбойник сидит на вершине огромного дуба (а то и девяти, и тридцати дубах - целый лес уже)  - символа старинной дохристианской Руси
Соловей - не какой-то там бандит с большой дороги, отброс общества - нет, это крепкий хозяин со своей большой семьёй (Родом?), большим двором и крепким теремом. У него есть жена, богатыри-оборотни сыновья и дочь-перевозница...
Перевозчица - по реке Смородине...
Сидит он там не год и не два - а целых тридцать лет сидит и хранит своё царство
У него целый мир, в который вторгается христианский богатырь

Что делает Соловей? Если в волшебных образах - то он сторожит проезд по реке Смородине - реке, межующей наш мир с миром предков... Предков-язычников
Владеет Соловей не только свистом соловьиным - но и покриком звериным. От этого посвиста и покрика - ни много ни мало преобразуется пространство - травы-муравы заплетаются, тучи дождём проливаются, лазоревы цветы осыпаются, сама Смородина вспять течёт.
Упоминание тут же в тесной связке с рекой мёртвых - лежащих мёртвых же людей ("А что есть людей — то все
мертвы лежат") может намекать нам на то, что Соловей общался и являл мир мёртвых, был вхож в него, показывал этот мир человеку нашего мира

Что делает соловей-разбойник не в мифологическом понимании? Прямо скажем - рушит монополию святого князя Владимира на дорогу и людей, которые из-за Соловья, сидящего на "реке щуровой смородиновой"  не могут идти ко святым местам новой христианской обители - Киеву

Единственное что может противопоставить святому Илье Соловей - это сила волшебного посвиста. Но проводит через свисты сильные богатыря именно конь - сам Илья не может преодолеть силу Соловья-волшебника.
Причём на втором свисте конь спотыкается (явный знак Пространства, что нужно остановиться!) и хочет поворотить обратно, но богатырь принуждает коня продолжать путь

На его же земле Илья не хочет или не может казнить Соловья-разбойника, а вынужден привезти его в Киев, где Соловей снова "кажет силушку" - от его вещего свиста люди падают на колени (на колени - не перед церковью и священниками, что разгневывает Владимира и Соловья казнят, выбивая перед эти зуб или отрезая волосы
Что снова указывает нам на дохристианскую магическую природу Соловья)

Говоря о свисте - можно вспомнить ещё и о древней традиции закликания весны и вешних птиц, вешней воды свистульками, свирелями, особыми свистами.
Звали весну-красну на праздник Свистунья, поднимали жаворонков печёных повыше с особыми "причетными свистами", которые задавали и повторяли ритмы сменяющегося времени года и обновлённого Пространства.
Особыми свистами знахари "ладили" человеку сон, а домовые духи, по поверьям, свистами в печных трубах навевали вещие сновидения тем, кто их попросит. Свистом же передавали вестушку на тот свет, в миры навьи - через особые травы, через птиц, через змеиный выполз...
Свистом глубинным Стеровласт пронизил гору высокую, в щели которой спряталась от креста Ящера-Ашера-Иштар...

Очень многогранным получается описание того, чем был свист в старину...

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #188 : 13 Январь 2019, 22:43:57 »

Древний код народа, заложенный в старой волшебной сказке. Слом языческой традиции и его последствия
Послушайте видео - не пожалеете!

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18166
  • скоро повезет)
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #189 : 09 Февраль 2019, 08:29:40 »

Большая статья о Пушкине
http://philosophystorm.org/gde-zhivet-lukomore

"Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Я всегда гадал: почему Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках и почему избушка стоит к лесу передом?

Владимир Даль пишет, что в старину на Руси деревянные срубы ставили на пеньки, чтобы они не подгнивали снизу (особенно в болотистых местностях). Ножки у избушки вовсе не куриные, а курные. Избушка символизирует место погребения. Гроб по-древнерусски называли «домовина», умершего клали в гроб, и по старинному обряду его полагалось обкурить дымом. Раньше покойников сжигали.

Почему же избушка стоит ко мне задом, а к лесу передом?

Избушка стоит на опушке леса, потому что именно в лесу согласно славянским верованиям скрывалась таинственная страна мёртвых – загробный мир НАВЬ.
Чтобы попасть в загробный мир, нужно пройти через избушку, поскольку это место, где соприкасаются оба мира. Охраняет границу миров Баба Яга.
В 1930-х годах видный русский филолог Владимир Пропп убедительно доказал, что образ Бабы Яги и её жилища неразрывно связан с представлениями о загробном мире и обрядом инициации.
Кто-то считает, что Баба-яга это богиня Йогиня-матушка, покровительница детей, летавшая по небу в огненной колеснице.
Но на самом деле Баба Яга это не женщина, а мужчина!
«БАБАЙ АГА» – в переводе с тюркского «старый господин». Так во времена Орды называли приезжавших сборщиков дани, которыми служили обычно пожилые знатные ордынцы. Чтобы напугать непослушных детей говорили – «не балуйся, а то БАБАЙ АГЕ вместо дани отдадим!"
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 182
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60935
  • - Вас поблагодарили: 107429
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #190 : 09 Февраль 2019, 09:14:58 »

Корнак, там ассоциативный ряд шире, глубже и древнее тобой упомянутого.
И версий действительно множество, от тех, которые не считают владычество над Русью Ордой с её бабаями существенным, до тех, которые здраво опровергают "мужскую" версию бабы-яги неслучайно упомянутыми по тексту титьками  :[ (крюк - место в избе, где подвешивали детскую люльку-зыбку)
Загробный мир - точно. Там ещё множество намёков на иномирье - и банька истопленная, и спать-почивать обязательное условие, и "накорми" - как вкушение поминальной тризны или "даров богам" (во всех культурах жертвовали божествам и духам продукты питания)
Но персонаж бабы-Яги намного шире по связям - она и сестра либо подруга Кощея, страж или помощница его невестам в Кощеевом мире, хранительница правил и секретов по всем тридевятым царствам, , иногда - мать братьев солнца, ветра и других стихий и ждёт их в общих палатах

Пропп же вообще намертво связал бабу-ягу с миром зла, аналогом смерти, смешав несмешиваемое в древнем мировоззрении и вывод обязательный конфликт добра и зла, в котором побеждает сказочное добро.

А если посмотреть этимологию этих двух слов, "баба" и "яга", не через тюркские наречия, а через арийские - то будет намного и интереснее, и древнее. И с очень явной отсылкой именно в женскую ипостась природной стихии. Набросок на эту версию был и у Рыбакова
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Филин

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +400/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 798
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 1969
  • - Вас поблагодарили: 4679
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #191 : 09 Февраль 2019, 10:30:00 »

А если посмотреть этимологию этих двух слов, "баба" и "яга", не через тюркские наречия, а через арийские - то будет намного и интереснее, и древнее.
Яга - очень созвучнос Йогой т.е. имеем баба владеющая йогой, иными словами очень большой и глубокой мудростью. Именно поэтому она и жила подальше от обычных людей, могла совмещать два пути - явь и навь, отсюда и две разные ноги. Могла наставить человека на шуйный или десный пути, предложив ему соответствующие испытания. Кстати, не помню ни одной сказки, где она кого-нибудь реально убила. Пугала - ДА!, испытывала -ДА! Но ведь если боишься то нечего и на Шую подаваться, и в Навь пихаться. Там со страхом точно погибнешь!
Спасибо что напомнила! Ещё такой же недопонятый и извращённый персонаж Кащей. Тоже бедолаге от христиан досталось...
Записан
Филины стаями не летают!

Кора

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +13/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 683
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 145
  • - Вас поблагодарили: 459
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #192 : 09 Февраль 2019, 10:42:49 »

Я всегда гадал: почему Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках и почему избушка стоит к лесу передом?

Если предположить что рассказчик сказки о Бабе Яге знал что такое МНОГО снега, то он понимал непроходимость местности.
Поэтому БЯ летала в ступе. Этого нельзя придумать, не видя полётов.
А может рассказчик так видел процесс дематериализации человека?

У нас ведь не вызывает подозрения онлайн разговор по Скайпу собеседников: один из сугроба возле заснеженного домика в Вятке, другой - в плавках у моря на Багамах.

Или перетащил из своего компа фотографию в окошечко форума, и О чудо!

Может и людей можно так дематериализовать, но мы пока не знаем, «наука не открыла».
А сказка — намек нам на ЭТО.
Записан

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18166
  • скоро повезет)
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #193 : 09 Февраль 2019, 11:20:08 »

Николай Кофырин, 9 Февраль, 2019 - 09:39, ссылка
Спасибо за существенные дополнения. Я был ограничен размером статьи.
http://philosophystorm.org/gde-zhivet-lukomore#comment-354858
Записан

Кора

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +13/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 683
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 145
  • - Вас поблагодарили: 459
Re: Старая, старая сказка (с)
« Ответ #194 : 09 Февраль 2019, 16:39:08 »


Николай Кофырин, 9 Февраль, 2019 - 09:39, ссылка

Не поняла прикол.
Ссылка ТУДА из этой темы, а ОТТУДА в другую тему.
Записан