Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Сказы как память  (Прочитано 37368 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

мут

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1032/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 723
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21753
  • - Вас поблагодарили: 16839
Re: Сказы как память
« Ответ #75 : 15 Октябрь 2018, 22:50:49 »

Притчи ведь у всех народов были... Хоть языческие - хоть христианские...
спасибо, Лирими.

а есть примеры?
надо одному товарищу зарубежному ответочку выставить. :) Я тогда не нашлась, т.к. именно притч - сказаний о мудрых правителях или просто хороших людях - не могла привести.
поможешь..?  :[
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14810/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 194
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60981
  • - Вас поблагодарили: 107487
Re: Сказы как память
« Ответ #76 : 15 Октябрь 2018, 23:23:52 »

Мут, а я чёт тоже растерялась) Я просто не знаю - есть много притч про Владимира святого, он правитель, но вот к хорошим людям я бы его не отнесла
У меня есть про Пороха - сына Земли, есть про Карпа Силыча, есть про царя Гороха - только я не знаю, пойдёт ли тебе такие притчи? Про них

Горох-Грохот - вообще интереснейший персонаж, хоть сказочный, хоть "былевый". Явно ведь был - раз были его стародавние времена... И день был - Грохоты...
Но кто он??

Мне нравится про него притча - она хорошо вписывается в темы форума тоже... Пойдёт ли только тебе она - не знаю

***********
Было это в старь стару - во времена гороховы. Пришло племя иное к царю Гороху на поклон, стало просить селиться рядом. Призвал к себе царь Горох праворучного своего, велит дознать у племени, зло ли оно, опасно ли и много ли войн затевает беспричинно.
Пошёл Праворуч до племени, а как воротился в палаты гроховы, всё царю докладывал. И сколько воинов среди племени опасных, и сколько из них молодых-горячечных, сколько ножей длинных, сколько мечей булатных. Всё подсчитал уверенно, всё царю сказывал.
А царь Горох слушал да спрашивал:
- А сколь среди них мирного нрава-норова, сколь мастеров искусных, сколь людей добрых, сколь знахарей?
Молчал Праворуч да сказывал:
- Не считал, царь-батюшка, не ведаю...
Горох и молвил вдумчиво:
- Потому и не считал ты доброго, что искал лишь злого. Как глаза смотрят, то так и видят, а остальное без приметы оставляют.

***********

Ты меня направь, если можно - я тогда быстрее соображаю. То - не то...
А ты это "зарубежному" переводить будешь? Или он по нашему шпрехает?
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

мут

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1032/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 723
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21753
  • - Вас поблагодарили: 16839
Re: Сказы как память
« Ответ #77 : 15 Октябрь 2018, 23:43:10 »

Лирими, то, что надо!

Ты меня направь, если можно - я тогда быстрее соображаю. То - не то...
А ты это "зарубежному" переводить будешь? Или он по нашему шпрехает?

он не, он индус, только вариант хинди и классический хинди, китайский, немного арабский, английский.
так что переводить.
А то народ был русских не уважающий и все такие - дада, у нас только сказки, да это выдумки, а вот притч да, притч нет.
Я говорю - есть.
а он - а расскажи!,
я - ап..

а его пример был такой.

Был рыбак, большой мастер. Визирю его рыба уж очень понравилась, стал покупать, рыбак - ни в какую не отдаёт...

так, первую я забыла. уточню.

вторая:
Выручил рыбак за рыбу 4 мешка золотых. Рыбак нёс, да одну монету обронил. Остановился - поднял.
Визирь
- рыбак! ты полусил столько монет, а наклонился подобрать одну. Почему?
- О, визирь! На ней твой портрет, она упала на пол, я не могу позволить попрать твой лик ногами!.
Визирь велел отсыпать ему ещё 4 мешка золотых.

и так далее. короткие.
Записан

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935
Re: Сказы как память
« Ответ #78 : 16 Октябрь 2018, 00:05:02 »

Прошу простить, за вмешательство. Но какое отношение имеет визирь к притчам индусов? Вызывает подозрение, по меньшей мере.
Вообще же если серьезно, то огромный пласт индийского наследия, в т.ч. фольклорных сказаний, не обязательно сказочных, перешел в наследие общеславянское, а затем древнерусское. Вернее сказать из индоевропейского шагнул и в старые провинции Индии, и в славянский мир. Здесь потерпел основательный слом фольклорной среды из-за религии, но и там кастовость значительно разрушила начала народной древнеиндийской мудрости. Так что, и у нас, и у них приблизительно равные осколки древнего наследия.
Записан

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1013/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4 645
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4659
  • - Вас поблагодарили: 11022
Re: Сказы как память
« Ответ #79 : 16 Октябрь 2018, 07:47:23 »

Прошу простить, за вмешательство. Но какое отношение имеет визирь к притчам индусов?
Индия входила в состав Монгольской империи. Как минимум очень много в индийском современном фольклоре есть о Бирбале и Акбаре. Бирбал имел титул "великий визирь" С тех времён могли остаться и другие притчи действующими лицами которых были визири.

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935
Re: Сказы как память
« Ответ #80 : 16 Октябрь 2018, 07:57:45 »

Прошу простить, за вмешательство. Но какое отношение имеет визирь к притчам индусов?
Индия входила в состав Монгольской империи. Как минимум очень много в индийском современном фольклоре есть о Бирбале и Акбаре. Бирбал имел титул "великий визирь" С тех времён могли остаться и другие притчи действующими лицами которых были визири.
Хитроумный Бирбал, все же, в древнем фольклоре не имеет и ни когда не имел этого титула. В переводной фольклорной литературе он несет должность "советник" либо, позже "раджа", либо шире, просто Бирбал, ибо это было ему пожалованное имя, а к слою брахманов вполне применялось лишь имя, без какого-либо дополнения. Индусы в древности были очень чувствительны, к употреблению подобных калькированных должностей. Употребление к этой исторической и эпической личности термина визирь, можно так выразиться, новодел и говорит о качестве перевода, либо о том,что сами носители эпоса несколько отошли от собственных фольклорных традиций.
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 840
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67332
  • - Вас поблагодарили: 152343
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Сказы как память
« Ответ #81 : 16 Октябрь 2018, 08:54:39 »

Индия входила в состав Монгольской империи.

  А  какие  есть   безусловно аутентичные  документы\источники  это подтверждающие?
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935
Re: Сказы как память
« Ответ #82 : 16 Октябрь 2018, 09:14:22 »

Вряд ли стоит спрашивать у нашего молодого коллеги то, чему сами ученые, пытаются не одно десятилетие найти  подходящую гипотезу. Достаточно сказать, что само название "Монголия", достаточно рыхлое с научной т.з. и этот конгломерат представлял собой союз или сообщество или просто соседство весьма разношерстных племен и этнических отщепенцев (коими во время свое, по видимости, стали и достаточно многочисленные язычники-славяне). Точно так же, как и монгольское нашествие, и монгольское иго, совершенно не отражают того процесса взаимодействия новоидеологизированной Руси и староверов-степняков.
Записан

мут

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1032/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 723
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21753
  • - Вас поблагодарили: 16839
Re: Сказы как память
« Ответ #83 : 16 Октябрь 2018, 09:18:14 »

Прошу простить, за вмешательство. Но какое отношение имеет визирь к притчам индусов? Вызывает подозрение, по меньшей мере.
Вообще же если серьезно, то огромный пласт индийского наследия, в т.ч. фольклорных сказаний, не обязательно сказочных, перешел в наследие общеславянское, а затем древнерусское. Вернее сказать из индоевропейского шагнул и в старые провинции Индии, и в славянский мир. Здесь потерпел основательный слом фольклорной среды из-за религии, но и там кастовость значительно разрушила начала народной древнеиндийской мудрости. Так что, и у нас, и у них приблизительно равные осколки древнего наследия.
хорошо, пусть будет царь.
он использовал слово king или raja, предварительно немного подумав. Я не помню.
другой раз приведу на английском, как услышала. или попрошу написать или рассказать на хинди. для специалистов.

Идея была показать Зое, о чём я говорю.
Я, конечно, виновата, что не стала создавать аутентично-достоверную притчу, предварительно выспросив его снова и проведя научное исследование. Потому как у правителя было имя и я его забыла.
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 840
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67332
  • - Вас поблагодарили: 152343
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Сказы как память
« Ответ #84 : 16 Октябрь 2018, 09:27:45 »

Вряд ли стоит спрашивать у нашего молодого коллеги то, чему сами ученые, пытаются не одно десятилетие найти  подходящую гипотезу

   В  том-то и проблема.  Что  сначала  рождается  сомнительное  толкование,  а потом  под  него  изгибают  все факты и артефакты.  И получается,  что когда оно уже никак не лезет - то кроме первого ошибочного толкования  никакой аргументации больше и нет.

 
Достаточно сказать, что само название "Монголия", достаточно рыхлое с научной т.з. и этот конгломерат представлял собой союз или сообщество или просто соседство весьма разношерстных племен и этнических отщепенцев (коими во время свое, по видимости, стали и достаточно многочисленные язычники-славяне).

  Кстати,  крупнейший из  современных   генетиков  как-то связанных  с историей и народами
  академик  А.А.Клесов, на  вопрос  о генетических   последствиях  монголо-татарского нашествия и  ига  -  ответил  примерно следующее: "Последствия  нулевые".  Что  в корне и сути противоречит "генеральному  толкованию".  ))) 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14810/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 194
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60981
  • - Вас поблагодарили: 107487
Re: Сказы как память
« Ответ #85 : 18 Октябрь 2018, 10:22:50 »

Лирими, то, что надо!

Выручил рыбак за рыбу 4 мешка золотых. Рыбак нёс, да одну монету обронил. Остановился - поднял.
Визирь
- рыбак! ты полусил столько монет, а наклонился подобрать одну. Почему?
- О, визирь! На ней твой портрет, она упала на пол, я не могу позволить попрать твой лик ногами!.
Визирь велел отсыпать ему ещё 4 мешка золотых.


Видишь - прочитала эту притчу и подумала, что очень похожее пересечение было и у нас... Потом стала писать - поняла, что не очень-то и похоже, наверное
А так ведь, как говорилось в нашем крае в старину - "все народы в одной зыбке земли-матушки качаны, все одной материной титькой питаны, все  одни колыбельные слыхивали. Да только каждый народ их потом на свой лад иначивал..."

Тогда в твоём споре с индусом подойдёт любая притча про христианских святых, их много, а христианство у нас уже тыщу лет с верхом. Всё равно получается - древние притчи... А то, что ноги у многих из них из язычества растут - другая совсем тема...

Вот та притча, что мне на твою схожей показалась... Да не очень) Она про Старовласта - так у нас, видимо, именовался Стар Волос-Власт (в свою очередь отсылая нас к Велесу)...

Шёл Старовласт по тракту лесному, встретил мужика с дровнями, полными хворосту. Решил с ним подшутить, снял гривну золотую оплечную, бросил коню под ноги. Конь от вещи волшебной запунился, мужик на дровеньках кверху лаптями опрокинулся. Встаёт, кряхтит да отряхивается, поднимает гривну золотую да на древо придорожное вешает
Дивится Старовласт в бороду да спрашивает:
- Почто себе не берёшь золото?
Отвечает мужик:
- Так не моя вещь - не надобна...
- А почто на дерево вешаешь?
- Небесный металл - золото, негоже в пыли дорожной пылиться, всякой ногой топтатися. А кто утратил - быстрей найдёт
Дивится Старовласт пуще прежнего и радуется. Говорит мужику лаптевому:
- Мудр ты, земной сын, в награду превращу твои дрова в злачёные!
А мужик отказывается, отвечает:
- Думал бы, что я мудр - не сказывал. Зачем мне дрова золочёные? Мне зимой деревянные надобны
Усмехался Старовласт - как гадал про мужиковы ответы, так и вышло. Послал зиму снежную тому селению, весну раннюю да тёплую.


(У этого сказа есть более поздний вариант - Бросил Велес гривну золотую коню, конь запунился, а мужик не растерялся, прекрестил Стар-Волоса да водой святой его сбрызнул. Не выдержал Старовласт, испарился, мужик ту гривеньку себе и взял.
Всё. Конец притчи)))))

Вот ещё одна - мне о многом она...

Жил-был в дремучей глуши лесной старик, Володухом прозванный. Всяк люд с округи дальней и близкой к нему на посовет ходил - никому не отказывал старый. Говорили про него, что ведает он язык птичий и рыбий, звериный да змеиный, язык трав и деревьев знает, духом земным дышит и с ветрами здоровается. Так однажды и парень один пришёл к нему, бойкий да ярый.
Говорит - как бы и мне язык выучить всяк, что есть на земле, и птичий, и рыбий, и звериный, да змеиный знать, как бы выучить языки трав и деревьев, как бы духом земным ладно дышать да с ветрами здороваться....

Посмотрел на него старик,подумал да ответил:
- Чтоб понимать язык птиц, поймай с полдюжины птах малых, порви им языки и съешь. С того поймёшь язык рода птичьего. А чтоб рыбий язык ведати, и змеиный и звериный - поймай с полдюжины рыб, и змей, и зверей малых и великих, порви им языки и съешь.
Так поймёшь язык народа ихнего
- А языки трав и деревьев как понять мне? - парень спрашивает
- Найди по семи трав редких-редкостных, вырви с  корнем, а корень в рот возьми. Сруби по семь деревьев рода каждого - да не молодых, а старых, кому уж век перевалил. Сруби и спали, а пепел в рот возьми. Так язык деревьев ведают...

Сидит парень коло старика, пригорюнившись.
- Чего горюешь, парень? - старик лесной спрашивает
- С того горюю, дедушка, что тяжела работа эта - деревья вековые валить да жечь, за лето не управлюсь, а языки родов земных и сейчас ведать хочется
Молчит старик лесной и думает. Потом советует:
- Возьми мою чару резную, пойди к болоту тёмному, испей воды волшебной.

Пошёл тот парень до болота, испил воды его да и пал там замертво. Ходил до болота старик лесной, болотным бесям кланялся - так и забрали беси тело парнево, чтоб и следа о нём на земле не помнили



А эта - про корни. Видишь - мне трудно разбить притчи от сказа. Разве что там и впрямь есть некое известное (или неизвестное, но названное) действующее лицо.

Шёл Порох, сын Земли-матери, по дороге, догнал монашка чёрного, к нему до хода пристроился. Разговорились по дороге, каждый о своём сказывал. Говорил монашек о Боге Едином, о том, что с ним человек велик и могуч, а без него ничто человек. И если есть у человека Бог, то не нужны ему ни матерь с отцем, ни дети, ни внуки-правнуки.
Думал долго Порох да промалчивал, а как стала их дорога перепутьем и каждый по своей идти должен, всё ж ответил монашеку:
- Смотри, вот дерево. Оно корнями в земь уходит, земью питано, земью рощено. Оно ветвями в свет белый тянется, в нём семена растит и зреет их. А как падут семена - то в земь падут. И пустят корни в земь и ею питаны будут. И вновь дадут те корни дерево. Так и человек, есть корни у него, они в земь идут и земью держатся. Есть семена его - они в земь сыпятся и земью рощены, они другие дерева дадут.
А что за дерево - без корней и семян? То не дерево, то палка сухая-мёртвая. Так и человек без корня, без семени - не умерев ещё, всё равно мёртвый.


 Именование "Порох, сын земли-матери" - даёт полногласный вариант "Прах"
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 840
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67332
  • - Вас поблагодарили: 152343
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Сказы как память
« Ответ #86 : 18 Октябрь 2018, 16:25:42 »

- Почто себе не берёшь золото?
Отвечает мужик:
- Так не моя вещь - не надобна...
- А почто на дерево вешаешь?
- Небесный металл - золото, негоже в пыли дорожной пылиться, всякой ногой топтатися. А кто утратил - быстрей найдёт
Дивится Старовласт пуще прежнего и радуется. Говорит мужику лаптевому:
- Мудр ты, земной сын, в награду превращу твои дрова в злачёные!
А мужик отказывается, отвечает:
- Думал бы, что я мудр - не сказывал. Зачем мне дрова золочёные? Мне зимой деревянные надобны
Усмехался Старовласт - как гадал про мужиковы ответы, так и вышло. Послал зиму снежную тому селению, весну раннюю да тёплую.


Бросил Велес гривну золотую коню, конь запунился, а мужик не растерялся, прекрестил Стар-Волоса да водой святой его сбрызнул. Не выдержал Старовласт, испарился, мужик ту гривеньку себе и взял.
Всё. Конец притчи)))))

  До  чего  же  выпуклая смена  смыслов!!!!
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 840
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67332
  • - Вас поблагодарили: 152343
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Сказы как память
« Ответ #87 : 18 Октябрь 2018, 16:31:05 »

Говорил монашек о Боге Едином, о том, что с ним человек велик и могуч, а без него ничто человек. И если есть у человека Бог, то не нужны ему ни матерь с отцем, ни дети, ни внуки-правнуки.

  Опять акцент  на  локализацию  через  раздутую  манию  величия.  Выпадение  из  равенства  и  общности  всего  живого,  в  маничку  силы, величия,  властвования и  царствования))

  Напомнило  главный признак рабской психологии -  это когда  чел  мечтает  о рабах  для себя.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой
Re: Сказы как память
« Ответ #88 : 19 Октябрь 2018, 10:01:27 »

Велес уходит в Азов-Гору
 

Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.

Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали:


 

О бог Велес! Ты наше Солнце,
освещающее поля!
Ты и Месяц и Звездный Пояс!
Ты цветущая наша Земля!
За тобой небесные рати!
Ты премудрый и Сильный бог!
Ты Орла быстрей и крылатей!
Лихо Дыя ты превозмог!
«Книга Коляды», 1 е

Но потом Дый с помощью Вия вновь поднялся на Землю и устроил пир, на который был приглашен и сам Велес будто бы для примирения. Когда Велес пришел на сей пир, Дый предложил ему чару с отравой. Велес выпил ее и ушел сам в царство Вия, был заточен в самой дальней пещере.

И тогда ему на помощь пришла Азовушка. Она спустилась к Вию и упросила его отпустить Велеса.

И тогда Велес и Азовушка пошли по подземным залам и дворцам к выходу. Но у самого выхода из пещер раздался голос Всевышнего Вышня, сказавшего, что Азовушка здесь может выйти, но Велесу, потерявшему прежнее тело, придется проходить через иные ворота, то есть через многие поколения снова родиться.

Но Азовушка не захотела оставить Велеса. И после того как закрылась Азов-гора она осталась с Велесом ждать иных времен.

И потом Велес умирал и рождался много раз, он был и Доном, сыном Дану, и Рамной, сыном Ра, и Тавром, а также Асом и Асилой, Астером. Много ликов было и у его супруги Азовушки.
Записан

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2727/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 922
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67906
  • - Вас поблагодарили: 46192
Re: Сказы как память
« Ответ #89 : 19 Октябрь 2018, 10:22:41 »

«Книга Коляды», 1 е
Гудимир, а что такое эта "Книга Коляды"? Сколько ей лет и что осталось от подлинника, где и на каком языке записывалась или она существует только в устных преданиях?
Бросается в глаза  винегрет из индуистких героев и славянских, словно, здесь проходит некая граница или встреча двух мифологий или пересечение, или слияние. Слишком очевидное, это настораживает.
Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.