Наверное, через сотню лет, люди будут считать естественными потребностями человека планшетник и безлимитный интернет И ведь, пожалуй, найдутся и сейчас многие, кто готов счесть это прогрессом.
Вот и Пипа ратует за независимость от биоценоза, не замечая, или не желая замечать, какими темпами нарастает зависимость человека от потребностей, созданных рукотворно.
Al1 задел интересную сторону вопроса. Я о ней тоже задумывала поговорить, но раз уж вопрос созрел сам, то тем лучше.
Начну свой рассказ с того, что человек это не только тело. Хотя в биологическом смысле человеком положено называть тот самый вид прямоходящих приматов, которому мы принадлежим. Тем не менее, говоря о человеческих качествах, мы всякий раз подразумеваем качества свойственные ТОЛЬКО человеку, а не те, которые у людей общие с другими живыми организмами.
На примере человеческого существа мы имеем крайне интересный случай использования животного тела в качестве носителя человеческих качеств. Такая формулировка многим не понравится. В самом деле, достаточно ли у нас оснований отделять душу от тела? Ведь человека мы вроде бы всегда наблюдаем "одним куском". И, тем не менее, такие основания имеются и достаточно весомые.
Еще в старинных легендах про оборотней люди выражали тот факт, что человек способен терять человеческие качества, превращаясь номинально в животное. Конечно, в легендах этот факт приукрасили, представив дело так, что у человека в одночасье вырастает шерсть, клыки, когти и т.п. Это, несомненно, преувеличение. Своей биологической формы человек при этой трансформации не теряет, однако теряет многое из того, что мы относим к человеческим чертам.
Однако потерять человечность можно не только от света полной луны (хотя ее тоже можно рассматривать, как давлеющий над психикой фактор), но и от приема разных психоактивных веществ. Ведь не даром же пьяного сравнивают со свиньёй? И действительно, упиться можно до скотского состояния, т.е. до такого состояния, когда большинство человеческих качеств (временно) исчезнет, тогда как в биологическом плане форма тела останется неизменной.
Но более существенным аргументом является тот факт, что та самая "человечность", которую способно нести наше тело, генетически не наследуется. Это означает, что человеческое тело наследуется одним путем (передачей наследственной ДНК от обеих родителей и способа ее интерпретации от материнской яйцеклетки), а человеческие качества - другим путем (родительским воспитанием и общением в социуме). Налицо два разных источника с двумя разными механизмами "репликации".
Кстати, случай, когда две сущности соотносятся между собой, как носитель и носимое, довольно широк. Скажем, расцвет механики в XIX-веке связан как с успехами в металлургии (выплавление металлов и их сплавов), так и успехов в металлообработке (ковка, литье, металлорежущие и шлифовальные станки). При этом металл, выплавляемый металлургией, служил НОСИТЕЛЕМ для создания механических конструкций. Второй пример - современная электроника. Здесь носитель уже другой - полупроводники (главным образом кремний и германий), регулирующие протекание электрического тока в электрических цепях. И, наконец, третий пример - биомасса нашей планеты, имеющая в качестве своего носителя соединения углерода, которые в честь этого события получили тривиальное название органических соединений (и даже те из них, которые в живых организмах никогда не встречаются).
А если совсем глубоко погрузиться в философские дебри, то окажется, что носимыми являются процессы, всегда нуждающиеся для своего воплощения в материальном носителе, играющим роль благоприятной среды для развития тех процессов. Поскольку процессы - ипостась движения, которое нуждается в том материале, который движется. Для наших же целей так глубоко забираться нет необходимости, а вполне достаточно уяснить, что динамические формы (т.е. те, которые развиваются, растут, текут, и т.п.) в носителе нуждаются всегда. Вот и жизнь, как таковая, это тоже чистая динамика, т.к. живое от неживого отличается именно своей динамической составляющей (рост, размножение). Любой другой муляж, как угодно точно воспроизводящий внешний вид живого существа не будет жизнью.
Вот и сознание человека - это тоже динамический процесс, т.к. если его "остановить", то такой человек потеряет свое сознание. Стало быть, сознание это тоже динамический процесс (хотя последнее выражение есть тавтология), который так же, как и другие процессы во Вселенной, нуждается в носителе.
Носитель и то, что он на себе несет, не всегда ходят парами. Очень часто бывает и так, что один и тот же носитель несет на себе целое множество процессов. А так же случается так, когда один процесс использует в качестве носителя другой процесс. Это тоже допустимый случай, в котором необходимо, чтобы хотя бы самый нижний в куче-мале процессов, оседлавших друг друга, имел под собой материальный носитель. Например, радиоволны и электронные приемопередатчики служат материальной основой для процесса радиосвязи. Сам процесс радиосвязи, в свою очередь, может выступать в качестве носителя телевидения и радиовещания. А те в свою очередь являются носителями для теле- и радиопередач. Причем, радиоволны стары, как мир, радиосвязь открыли в XIX-веке, а радиопередачи сочиняются ежесуточно. Т.е. носитель, как правило, бывает старше, чем носимый им процесс. А потому и исторически он появляется раньше.
То же самое произошло и с человеком. Сначала у планеты появились океаны и атмосфера. Здесь под действием гравитации произошло расслоение вещества - плотные массы опустились к центру, а легкие газы заняли периферию, образовав атмосферу. Поверхность планеты за счет излучения тепла в космос охлаждалась интенсивнее всей остальной массы, а потому на поверхности образовалась корка литосферы, поверх которой сконденсировалась жидкая вода, образовав океаны. Обратим внимание, что на этом этапе процесс расслоения фактически закончился! Конечно, кое-где еще продолжают прорываться вулканы, что-то добавляя к атмосфере своими вулканическими газами, но по нынешним временам это сущий мизер. Тем не менее, крайне интересно, что возник новый процесс - в океанах планеты пошли химические реакции, пользуясь тем, что вода не только экстрагирует поверхность литосферы, вымывая из нее растворимые вещества, но и посредством дождей экстрагирует вещества из атмосферы. Плюс к тому - солнечный свет, ионизирующие излучения, радиация, термические воздействия подводных вулканов и пр. Вот он, второй, процесс поверх первого! Носитель тут тот, что "послал" первый процесс - расслоение минералов по плотности, но сама химия протекающих в океанах процессов является самобытной. Когда в океане зародилась жизнь (типа того, что она из химических реакций оказалась такой удачной
), получил начало третий процесс - эволюция жизни. Жизнь в быстром темпе усвоила всё, что можно было усвоить полезного в том океане, а потом двинула на сушу. Мелкие процессы, которые порождались в процессе эволюции жизни я пропущу, а обращусь сразу к самому важному из молодых процессов - сознанию. Сознание появилось позже всех, имея своим носителем мозг высших млекопитающих. Впрочем, те или иные зачаточные свойства сознания можно наблюдать в более широком кругу живых организмов. Т.е. сознание тоже появилось не вдруг, а развивалось (и развивается сейчас) постепенно.
Впрочем, с этой постепенностью в развитии связано и то, что сознание допускает большую широту трактовок, начиная от ощущения "мне больно", до ... решения в уме сингулярных уравнений
. Т.е. сознание сознанию рознь. Зарождается оно как самоощущение и отличие себя от других, а где оно кончается, даже трудно себе представить, поскольку его эволюция далеко не закончена, а только начинается. Тем не менее, повторю еще раз декларацию
от том, что сознание не передается от организму к организму генетически, а передается от старых поколений к новым социальным путем, посредством "научения" за период совместной жизни представителей обоих поколений. Это очень существенное отличие, позволяющее не путать генетически определяемые параметры физического тела с социально определяемыми параметрами человеческого сознания.
Впрочем, после того, как социально определяемые параметры начали сказываться на выживании вида, имела место и определенная генетическая подвижка, связанная с естественным отбором наилучших носителей для сознания. Однако этот факт не отменяет всего выше сказанного, а лишь детализирует частности.
Теперь я могу дать ответ
Чемберлену Al1 относительно сделанного им противопоставления искусственных и естественных потребностей. Да еще и с тем уклоном, что первые де излишни, а вторые превосходны. Не стоит больших трудов понять, что под естественными потребностями Al1 понимает животные потребности, необходимые для поддержания физического тела. Следует отдать им должное, забота о таких потребностях действительно необходима до тех пор, пока наше сознание базируется на теле примата (т.е. использует его в качестве своего носителя). Однако из этого не следует, что забота должна исчерпываться только этим. Т.е. у процесса, под названием, сознание, есть свои, принадлежащие только ему, задачи и потребности, которые не сводятся только к заботе о носителе. Типа того, что балерина все-таки должна больше внимания уделять своему танцу, а не следить за тем, чтобы под ней не провалилась сцена. Хотя, если провалится сцена, то танцу тоже придет конец. Однако это не значит, что в танце главное дело делает тот, кто снизу подпирает сцену досками
. Поэтому и планшетник, и безлимитный интернет, и все остальное, что относится к сфере культуры, - является не дополнительным придатком к человеку, а именно самым важным, в чем его сознание больше всего нуждается! Нуждается потому, что это и есть прямое воплощение механизмов поддержки и передачи сознания от одних людей к другим. Т.е. никогда не надо забывать, что свое сознание мы приобретаем в процессе общения с другими людьми (чаще со старшими), которые в свою очередь приобрели его у своих предшественников, а частично произвели сами в процессе своей исследовательской и трудовой деятельности.
Именно поэтому не следует ограничивать потребности человека хафкой и гулянием по лесу. И всё это потому, что человек это не просто скотина, нуждающаяся в корме и выпасе, но и носитель сознания! А сознание требует для своего существования и развития совершенно иных вещей, хотя животный носитель тоже требует ухода. И если мы все уйдем в леса, сосредоточив свое внимание на созерцании природных красот и решении бытовых проблем, то сознание свое мы очень быстро угробим. Буквально за 1-2 поколения.
Отсюда же открывается еще один взгляд на проблему, непосредственно касающийся вокалоидов, который из-за перегруза в этом сообщении я сейчас коснусь очень кратко. Это стремление нашего сознания (в широком смысле) найти для себя ... иные носители! Несложно заметить, что книгопечание в свое время как раз отвечало этой задаче. Только не в том смысле, что книги могут мыслить и себя осознавать, а в том смысле, что сознание, вынужденное довольствоваться в качестве носителя мозгом примата, сильно страдает из-за неспособности последнего к точному запоминанию и воспроизведению информации. А этот пункт чрезвычайно важен в механизме "репликации" сознания. Человеческое сознание не может более мириться с тем, что передается из поколение в поколение, как по испорченному телефону, а требует более точных способов передачи. После того, как проблема передачи информации посредством книг худо-бедно решилась, еще сильнее разболелась потребность в точности передачи не столько самой информации, сколько алгоритмов ее использования. И вот тут-то и были созданы компьютеры, которые были призваны разрешить проблемы, связанные с тугоумием мозга примата (медленной скоростью усвоения и переработки информации) и отсутствием у него эффективных способов передачи опыта (традиционные способы научения слишком медлительны и ненадежны). Как видим, процесс под названием "сознание" (хотя точнее назвать его разумом), течет вперед, не питая особой очарованности способностями примата. Более того, уже сейчас они стали узким местом, которое не удается расширить количественным увеличением особей. Хуже того - во многих случаях такое увеличение коллектива приводит лишь к ухудшению общих показателей. В свете всего перечисленного системы ИИ (искусственного интеллекта) все в большей степени завоевывают себе место под солнцем, к тому же будучи организованной на носителе иной природы.