^____^
Возможно, это лажа автора статьи, который что-то не так понял. Но очень похоже, что это таки самые настоящие британские учёные, пусть и находящиеся в Гарварде.
Во-первых, для того, чтобы узнать, что выбор совершается до того, как мы его осознаём, не нужно проводить исследований. Наверное, каждый из нас помнит ситуации, когда ретроспективно понимает, что свой выбор он делает задолго до собственно выбора. Хотя физиологическая подоплёка этого дела, безусловно, интересна.
Во-вторых, люди в лучших традициях британских учёных доказывают несуществование бога. И пофиг, что это дело не науки. Здесь вместо бога свобода воли — тоже явление, наукой не изучаемое в принципе. То есть, доказать, что человек НЕ сделал собственно выбор случайным образом. Что из-за проблемы индукции, разумеется, невозможно выполнить в полной мере — но хотя бы приблизиться к таким вещам можно.
В-третьих, тот факт, что выбор происходит до осознаваемого момента выбора, не доказывает ничего, связанного со свободой воли. Я уже приводил в пример аналогию, когда человек решает поплыть по каньону с высокими стенами, без возможности вылезти из воды после момента начала сплава. В этом примере человек решает сделать это заранее, но после выполнения выбора (плыть-не плыть) цепочка событий в какой-то степени предопределена — человек спустя несколько минут после начала сплава с необходимостью окажется ниже по течению, в определёном месте. Хотя человек мог даже передумать по дороге. При этом ведь никто не будет утверждать об отсутствии свободы воли на основании того, что человек не может вылезти из каньона спустя некоторое время. Ведь выбор оказаться там или не оказаться был сделан гораздо раньше — в начале сплава по течению.
Тот факт, что мы в значительной мере обусловлены происходящим вокруг нас, такая же неновость. Кто-то больше, кто-то меньше. Мы не боги, и наши возможности всегда чем-то обусловлены, кроме наших позывов — и сами позывы в значительной мере — тоже. Однако чтобы хотя бы начать говорить об исследовании свободы воли, нужно обнаружить постоянную обусловленность любого выбора человека чем-то внешним (в роли которого может выступать и физиология).