Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Искусство как выразитель .... чего?  (Прочитано 45167 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 834
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67328
  • - Вас поблагодарили: 152327
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #90 : 31 Октябрь 2019, 15:21:14 »

Из Успенского я выход вижу,

  И  какой  там  можно  увидеть  выход?
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Лье

  • хранитель темы
  • *****
  • Согласие +285/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 191
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7537
  • - Вас поблагодарили: 7679
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #91 : 31 Октябрь 2019, 15:40:14 »

И  какой  там  можно  увидеть  выход?
Ты ж сам написал:
то Россия предстанет  жутким мраком и тотальным ужасом
То есть, это однобокое утрирование. А у Тургенева, хоть и субъективная, но правда.
Записан

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 194
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60974
  • - Вас поблагодарили: 107486
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #92 : 21 Ноябрь 2019, 13:10:20 »

 
Молодой купец вернулся домой из длительной поездки...




  Вообще-то,  тут  есть намек на  один  скользкий момент  вроде как нашей истории  ...  названный  еще более скользким термином "снохачество" (не зря наверное, на заднем плане  пожилой мужик с лопатой). 

  Насколько это  явление было обширным - не  знаю. Сам не исследовал.  Но то, что особо радостно оно было описано нашими эмигрантами - только  усугубляет скользкость и неоднозначность темы.

Впервые эту тему восторженно начали муссировать народники. Со смаком и визгом

Вообще при всём уважении к художникам-реалистам, которые действительно - подняли пласт того, что было не принято изображать и тем самым оставили иной взгляд на эпоху/эпохи - последствия их творчества глубоко аукнулись в подготовленном сознании будущих радикалов. Ну принято было русского крестьянина жалеть, по вескому поводу и без
Потом, начитавшись и насмотревшись на изображённые народные беды, вчерашние гимназистки бросали бомбы и взрывпакеты, чтобы помочь этому самому народу

Я бы вообще не судила ни об эпохе, ни о событиях даже просто быта - по картинам или произведениям (Помните, у Некрасова - "перетянешь уродливо грудь" и "сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди". На перетянутой много не посидишь, то есть разная задача стихов диктовала и разные описания)

Как много возможности было у художника подсмотреть подобную сцену? Она не на улице случилась и не в публичном месте - это либо вольная фантазия, либо чей-то рассказ
Так что, не смотря на всю печаль сюжета - он прежде всего выдумка художника

Меня больше интересуют детали картины... Ярко-красные бусы на шее у молодки - либо написаны "для красоты", либо имеют какой-то смысл.
Такие бусы - всегда подарок. Либо это подарок "причины" грустного сюжета - я встречала такое толкование искусствоведов, что либо подарок обиженной насилием молодке, либо плата. Правда, нужно быть совсем отшибленной на голову, чтобы носить его всем напоказ (не говоря уже о том, чтобы за бусы отдаваться)
В традициях многих местностей было дарить такие яркие бусы (символ. кстати, девичества или первого года брака - но судя по малышу на картине, жената пара уже года четыре как) жениху при сватовстве наречённой
Ягоды калины - символ перехода - девственность - красные бусинки - свадьба

После первого года брака, а то и раньше, молодка снимала бусы и либо расшивала какие-то части праздничного замужнего наряда бусинками, либо складывала в приданое дочке, сестре, куме - но тоже на росшив отдельными бусинами

Так что, если это действительно не просто "яркий мазок" в выбранной палитре и случайная деталь для колорита у художника - то мне видится так. Женщина надела предсвадебный подарок мужа, чтобы как-то смягчить его гнев

Но судя по второй детали, которая у меня вызвала сомнения, то вряд ли художник так глубоко мыслил))

Лопата в руках у дедка и у печи - это хлебовая лопата. Ею садят буханки в печь и вынимают, на ней оставляют каравай остывать, подавали "навушкам" и щурам в окошко попробовать, переносили через кладбищенскую ограду, и вообще было множество сакральных обрядов, которые такое неуважение к этому предмету просто делали невозможным

Так, как на картине - их никогда не ставили. "Носом" в земляной пол, который топчут ногами, да ещё у печи, где и сор, и огарки, и угольки!.. Кроме того, что этот сор попадёт в хлеб, так это ещё и "обрядово неуместно"

Хлебовые лопаты ставили либо широкой частью вверх, либо в некоторых местностях вниз - но не на пол, вроде метлы, как на картине  o_o , а на специальную приступку, которая тоже была неспроста и была сакрализирована

Может, и этим художник хотел что-то "этакое" показать - мол, раскол духовности проник в самые скрепы, что даже лопаты встали дыбом, но что делает тогда старичок???

Хлебовую лопату брали в руки только женщины, даже девочкам до первой менструации брать их особо не дозволялось. Так что дедок с лопатой в глубине дома - вызвал бы не меньшее возмущение в глазах присутствующих, чем молодка с животом
А то и большее - потому что непонятно, что он с нею задумал делать, будто метлой метёт  o_o

Что до снохачества. Его поразительно много в записках всяких "любителей старины", радетелей народного благочестия -  но на диво немного в песнях (которые немилосердно обходились, например, со свекровями, приставаниями щуринов, неверными женихами), быличках. Ещё у церковников много - но там понятно, там они свои целибатные грешки прикрывать пытались

Снохачество действительно было. Это, в своей поздней версии, - выкидыш и мутант крепостного права. По самым разным запискам о продажи крепостных во весь рост встаёт неумная разница женатых по приказу барина его "душ" -

"Во оной усадьбе Мальцове крестьян: во дворе Июда Матвеев 34 лет, по оценке 24 руб. 50 коп. У него жена Авдотья Иванова 40 лет, по оценке 4 руб. 25 коп. У них сын Лаврентий 4 лет, 1 руб. 60 коп. Дочери: девка Дарья 13 лет, по оценке 4 рубля, Татьяна 9 лет, 3 руб. 70 коп. Да перевезенный из Белозерского уезда из деревни монастырской, во дворе, Василий Степанов 25 лет, крив, по оценке 18 руб. 40 коп. У него жена Наталья Матвеева 40 лет, по оценке 3 руб. 50 коп. У них дети, сыновья: Григорий 9 лет, по оценке 11 руб. 80 коп., Федор 7 лет, по оценке 7 руб. 90 коп. Да оставшийся после умершего крестьянина Никиты Никифорова сын Григорий 13 лет, по оценке 12 руб. 25 коп.»

То есть женив малолетнего парня (а у дворовых могли просватать и 12-летнего парнишку) на уже взрослой почти-женщине, которой могло быть и за тридцать, семья, община оказывалась в положении, что ждать появления первенца некогда
Плохо или хорошо, но поставленные в такие условия – семья крепостных находила только вот такой кривой выход (это беря в пример именно снохачество, а не поступки аморальных людей, которые есть и сейчас)

Но корни этого явления, как и «первой брачной ночи синьора» -  глубже. Как и смыслы. И на кощунных «верхах» капищ вполне могла быть кровь девственниц. Хотя их там совсем не убивали))
И невесту неразумного героя в старой сказке всегда перед самым главным моментом, но уже после свадьбы - похищает мудрый и опытный кощей, чародей, чаклун. Просто – потому что первый раз слишком важен.

Слишком многое в женщине зависит от первой неосторожности, неумения, неопытности. Предки об этом знали, и обретал свою невесту герой только когда проходил инициацию сказкой, а она побывала в гостях у кощуна-кощея…
Серый волк, кстати, тоже рядом. Погрузив царевну в долог и крепок сон, унося её на себе  - лишь после этого передаёт её суженому царевичу…
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 834
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67328
  • - Вас поблагодарили: 152327
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #93 : 21 Ноябрь 2019, 17:32:10 »

Вообще при всём уважении к художникам-реалистам, которые действительно - подняли пласт того, что было не принято изображать и тем самым оставили иной взгляд на эпоху/эпохи - последствия их творчества глубоко аукнулись в подготовленном сознании будущих радикалов. Ну принято было русского крестьянина жалеть, по вескому поводу и без


  Спасибо, Лири,  за хороший текст,  ты в  нем много чего интересного  зацепила.  Пробегусь по некоторым, может  что  из  них   потом  в других  темах  продолжим. 

  Да, эти "страдальцы за народ"  перестарались и неплохо.  Было дело.  Но как  всегда,  такие    многоплановые  явления как искусство  "отзывались"  потом  слишком  разными  последствиями/отголосками.  Основным,  что   получилось от трудов  "любителей простого народа"  -  я бы назвал   самоуничижение и  самоопускания  страны как культурологического субъекта.  Грязь, мрак, кошмар, беспросвет и безнадега.   И  тут  начало  Великой Раскоряки)))
   В последнюю  треть  19  века  образовалось  могучее  (я бы даже  сказал  Великое)  сообщество  художников _"Товарищество передвижных  выставок".  Практически - это был реальный взрыв  и рассвет  русской художественной  школы.   Это было эпохальное  событие, а их деятельность - образец того,   ЧТО МОЖЕТ РОДИТЬ СТРАНА С СИЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛОЙ/ТРАДИЦИЕЙ И ВМЕНЯЕМОЙ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ.  Раскоряка началась в том, что их "народнические воззрения"  смогли  реализоваться,  только  благодаря   ...  "классовым  врагам народа" - могучим капиталистам.  Фамилии перечислять не  стану,  вы их  все  сами знаете.  Благодаря этим "капиталистам-кровопийцам",  этот  "демократический  взлет художественной культуры"  и состоялся.  Но, едем дальше.   )))  Советское время  унаследовало мощнейшую  художественную школу и традицию.  Но.  Главными  Ценностями художественной культуры  времен проклятого прошлого"  были объявлены  именно эти,  "страдальцы за бурлаков на  Волге".  То есть - те, кто  сам того не до конца понимая, помогал потомкам  "не  любить проклятое прошлое".  То есть - не любить прошлое своей  страны. 
Такие  политические  извивы  пошли дальше.  С падением СССР,  советское  искусство  было обозванно тоталитарным и официозным.  Ни без того. НО, НЕ ВСЁ ОНО БЫЛО ТАКИМ! Оно было профессиональным, добротным  и полноценным.  На смену  ему пришло новое "демократическое искусство".  Которое  вообще потеряло всякие ориентиры, ценности  и  смысл.   (Тут  я уже скорее не о живописи, а об искусстве  в целом).
  И опять же...  нынешние  "мастера культуры"  с энтузиазмом опускают страну,  ее настоящее и само собой - ее будущее.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 834
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67328
  • - Вас поблагодарили: 152327
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #94 : 21 Ноябрь 2019, 18:56:26 »

Но корни этого явления, как и «первой брачной ночи синьора» -  глубже. Как и смыслы. И на кощунных «верхах» капищ вполне могла быть кровь девственниц. Хотя их там совсем не убивали))
И невесту неразумного героя в старой сказке всегда перед самым главным моментом, но уже после свадьбы - похищает мудрый и опытный кощей, чародей, чаклун. Просто – потому что первый раз слишком важен.


    Не первый раз  ловлю  себя на  мысли,  что  откуда-то из глубин прошлого  выглядывают  слишком важные  и значимые  моменты  касающиеся  тонких  и важных сторон  человеческой жизни.  Так и тут.  Что-то слишком существенное  что у нас даже понять нечем. Смыслов нужных нету.  Вот и осмысляем   теми, которые есть, хотя они  и не пересекаются с темой ни  разу.

 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Закaн

  • Знак зодиака - рыбка.
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3158/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 453
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4960
  • - Вас поблагодарили: 3860
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #95 : 21 Ноябрь 2019, 21:01:01 »

Лопата в руках у дедка и у печи - это хлебовая лопата. Ею садят буханки в печь и вынимают, на ней оставляют каравай остывать, подавали "навушкам" и щурам в окошко попробовать, переносили через кладбищенскую ограду, и вообще было множество сакральных обрядов, которые такое неуважение к этому предмету просто делали невозможным

Так, как на картине - их никогда не ставили. "Носом" в земляной пол, который топчут ногами, да ещё у печи, где и сор, и огарки, и угольки!.. Кроме того, что этот сор попадёт в хлеб, так это ещё и "обрядово неуместно"

Хлебовые лопаты ставили либо широкой частью вверх, либо в некоторых местностях вниз - но не на пол, вроде метлы, как на картине   , а на специальную приступку, которая тоже была неспроста и была сакрализирована

Зоя. В тебе умер аналитик следственного отдела и  эксперт криминалист высокой категории.
Записан

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 834
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67328
  • - Вас поблагодарили: 152327
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #96 : 21 Ноябрь 2019, 21:16:55 »



Зоя. В тебе умер аналитик следственного отдела и  эксперт криминалист высокой категории.

  Талантливые  люди талантливы во многих направлениях))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 194
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60974
  • - Вас поблагодарили: 107486
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #97 : 25 Ноябрь 2019, 10:31:48 »

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 834
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67328
  • - Вас поблагодарили: 152327
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #98 : 25 Ноябрь 2019, 11:21:52 »



  В  прошлом  люди  были мудрее.  Понимали разрушительную  роль  антиэстетики.  И не только рисовали гармоничные  и  эстетичные  вещи, но  и строили не  так  уродливо. Хотя и трудоемкость строительства  была повыше  современной.  ))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Яреньга

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +674/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2 814
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7402
  • - Вас поблагодарили: 8415
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #99 : 26 Ноябрь 2019, 14:13:11 »

Коротко про современное искусство



В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГВИДОНА ВИШНЕВСКОГО
Записан
Следы сверхъестественных сил обнаруживают себя чаще, чем хотелось бы людям разумным и просвещенным.

Волосатый

  • Великий
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +688/-15
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 9 494
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 43905
  • - Вас поблагодарили: 21990
  • Повелитель Тьмы, херали
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #100 : 26 Ноябрь 2019, 16:44:21 »

Хуёжника обидеть может каждый!
Записан

Яреньга

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +674/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2 814
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7402
  • - Вас поблагодарили: 8415
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #101 : 26 Ноябрь 2019, 16:57:27 »

Хуёжника обидеть может каждый!

С художниками надо аккуратнее. Доказано на примере Адольфа Алоизовича.
Записан
Следы сверхъестественных сил обнаруживают себя чаще, чем хотелось бы людям разумным и просвещенным.

Волосатый

  • Великий
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +688/-15
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 9 494
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 43905
  • - Вас поблагодарили: 21990
  • Повелитель Тьмы, херали
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #102 : 26 Ноябрь 2019, 17:01:49 »

Хуёжника обидеть может каждый!

Доказано на примере Адольфа Алоизовича.
Нужно больше внимания к разного рода художникам-тошнотикам, они от этого богаче становятся,
а наша жизнь наполняется смыслом.
Записан

НаталияСорокина

  • *******************
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1047/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 8 056
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 54155
  • - Вас поблагодарили: 18753
  • *******************
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #103 : 26 Ноябрь 2019, 20:08:58 »

 Уинстон Черчиль:

  "Когда я попаду на Небо, первый миллион лет буду рисовать."
Записан

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +14809/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 194
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60974
  • - Вас поблагодарили: 107486
Re: Искусство как выразитель .... чего?
« Ответ #104 : 20 Декабрь 2019, 12:41:51 »

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...