Молодой купец вернулся домой из длительной поездки...
Вообще-то, тут есть намек на один скользкий момент вроде как нашей истории ... названный еще более скользким термином "снохачество" (не зря наверное, на заднем плане пожилой мужик с лопатой).
Насколько это явление было обширным - не знаю. Сам не исследовал. Но то, что особо радостно оно было описано нашими эмигрантами - только усугубляет скользкость и неоднозначность темы.
Впервые эту тему восторженно начали муссировать народники. Со смаком и визгом
Вообще при всём уважении к художникам-реалистам, которые действительно - подняли пласт того, что было не принято изображать и тем самым оставили иной взгляд на эпоху/эпохи - последствия их творчества глубоко аукнулись в подготовленном сознании будущих радикалов. Ну принято было русского крестьянина жалеть, по вескому поводу и без
Потом, начитавшись и насмотревшись на изображённые народные беды, вчерашние гимназистки бросали бомбы и взрывпакеты, чтобы помочь этому самому народу
Я бы вообще не судила ни об эпохе, ни о событиях даже просто быта - по картинам или произведениям (Помните, у Некрасова - "перетянешь уродливо грудь" и "сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди". На перетянутой много не посидишь, то есть разная задача стихов диктовала и разные описания)
Как много возможности было у художника подсмотреть подобную сцену? Она не на улице случилась и не в публичном месте - это либо вольная фантазия, либо чей-то рассказ
Так что, не смотря на всю печаль сюжета - он прежде всего выдумка художника
Меня больше интересуют детали картины... Ярко-красные бусы на шее у молодки - либо написаны "для красоты", либо имеют какой-то смысл.
Такие бусы - всегда подарок. Либо это подарок "причины" грустного сюжета - я встречала такое толкование искусствоведов, что либо подарок обиженной насилием молодке, либо плата. Правда, нужно быть совсем отшибленной на голову, чтобы носить его всем напоказ (не говоря уже о том, чтобы за бусы отдаваться)
В традициях многих местностей было дарить такие яркие бусы (символ. кстати, девичества или первого года брака - но судя по малышу на картине, жената пара уже года четыре как) жениху при сватовстве наречённой
Ягоды калины - символ перехода - девственность - красные бусинки - свадьба
После первого года брака, а то и раньше, молодка снимала бусы и либо расшивала какие-то части праздничного замужнего наряда бусинками, либо складывала в приданое дочке, сестре, куме - но тоже на росшив отдельными бусинами
Так что, если это действительно не просто "яркий мазок" в выбранной палитре и случайная деталь для колорита у художника - то мне видится так. Женщина надела предсвадебный подарок мужа, чтобы как-то смягчить его гнев
Но судя по второй детали, которая у меня вызвала сомнения, то вряд ли художник так глубоко мыслил))
Лопата в руках у дедка и у печи - это хлебовая лопата. Ею садят буханки в печь и вынимают, на ней оставляют каравай остывать, подавали "навушкам" и щурам в окошко попробовать, переносили через кладбищенскую ограду, и вообще было множество сакральных обрядов, которые такое неуважение к этому предмету просто делали невозможным
Так, как на картине - их никогда не ставили. "Носом" в земляной пол, который топчут ногами, да ещё у печи, где и сор, и огарки, и угольки!.. Кроме того, что этот сор попадёт в хлеб, так это ещё и "обрядово неуместно"
Хлебовые лопаты ставили либо широкой частью вверх, либо в некоторых местностях вниз - но не на пол, вроде метлы, как на картине
, а на специальную приступку, которая тоже была неспроста и была сакрализирована
Может, и этим художник хотел что-то "этакое" показать - мол, раскол духовности проник в самые скрепы, что даже лопаты встали дыбом, но что делает тогда старичок???
Хлебовую лопату брали в руки только женщины, даже девочкам до первой менструации брать их особо не дозволялось. Так что дедок с лопатой в глубине дома - вызвал бы не меньшее возмущение в глазах присутствующих, чем молодка с животом
А то и большее - потому что непонятно, что он с нею задумал делать, будто метлой метёт
Что до снохачества. Его поразительно много в записках всяких "любителей старины", радетелей народного благочестия - но на диво немного в песнях (которые немилосердно обходились, например, со свекровями, приставаниями щуринов, неверными женихами), быличках. Ещё у церковников много - но там понятно, там они свои целибатные грешки прикрывать пытались
Снохачество действительно было. Это, в своей поздней версии, - выкидыш и мутант крепостного права. По самым разным запискам о продажи крепостных во весь рост встаёт неумная разница женатых по приказу барина его "душ" -
"Во оной усадьбе Мальцове крестьян: во дворе
Июда Матвеев 34 лет, по оценке 24 руб. 50 коп. У него жена Авдотья Иванова 40 лет, по оценке 4 руб. 25 коп. У них сын Лаврентий 4 лет, 1 руб. 60 коп. Дочери: девка Дарья 13 лет, по оценке 4 рубля, Татьяна 9 лет, 3 руб. 70 коп. Да перевезенный из Белозерского уезда из деревни монастырской, во дворе,
Василий Степанов 25 лет, крив, по оценке 18 руб. 40 коп. У него жена Наталья Матвеева 40 лет, по оценке 3 руб. 50 коп. У них дети, сыновья: Григорий 9 лет, по оценке 11 руб. 80 коп., Федор 7 лет, по оценке 7 руб. 90 коп. Да оставшийся после умершего крестьянина Никиты Никифорова сын Григорий 13 лет, по оценке 12 руб. 25 коп.»
То есть женив малолетнего парня (а у дворовых могли просватать и 12-летнего парнишку) на уже взрослой почти-женщине, которой могло быть и за тридцать, семья, община оказывалась в положении, что ждать появления первенца некогда
Плохо или хорошо, но поставленные в такие условия – семья крепостных находила только вот такой кривой выход (это беря в пример именно снохачество, а не поступки аморальных людей, которые есть и сейчас)
Но корни этого явления, как и «первой брачной ночи синьора» - глубже. Как и смыслы. И на кощунных «верхах» капищ вполне могла быть кровь девственниц. Хотя их там совсем не убивали))
И невесту неразумного героя в старой сказке всегда перед самым главным моментом, но уже после свадьбы - похищает мудрый и опытный кощей, чародей, чаклун. Просто – потому что первый раз слишком важен.
Слишком многое в женщине зависит от первой неосторожности, неумения, неопытности. Предки об этом знали, и обретал свою невесту герой только когда проходил инициацию сказкой, а она побывала в гостях у кощуна-кощея…
Серый волк, кстати, тоже рядом. Погрузив царевну в долог и крепок сон, унося её на себе - лишь после этого передаёт её суженому царевичу…