О новой книге про Шамана.
Наконец, могу более конкретно ответить на вопрос "когда?"
Сегодня я сдал в издательство текст книги "Звезды Шамана (философия Шамана)". Чуть больше 200 стр.
Выход ожидается после январских праздников.
Помещенный здесь фрагмент про волю я тоже углубил (дописал про смысл действия) и увеличил.
В лесу хорошо, но нужно все же развиваться.
В качестве подарка форумчанам помещаю здесь раздел из новой книги:
Дальше личности
17.07.2015
Плавник (вынесенные морем бревна-дрова) на побережье распределен неравномерно. То голый берег, то довольно много дров, опять голый берег и вдруг завалы в тысячи кубометров. Понятно, что в бухточках дров должно быть больше, чем на мысах. Так и есть, но не всегда.
Течения? В некоторых местах я годами беру рыбу и краба на резиновой лодке. Что голый берег, что завал, что просто с дровами – нет никаких особых течений. Ветра? Как там учили в школе полвека назад? Пассаты и муссоны? Но они дуют и на голый берег? Наверное, просто какое-то сочетание ветров, волны и береговой линии. Не очевидно. Люди не находят закономерности и просто идут вдоль берега искать дрова …
Так и в жизни. Сочетание ветров и обстоятельств. Только мы – не дрова. «Мы – не рабы. Рабы – не мы» . Рабы немы. А обычный человек имеет мнение. Правда его мало кто слушает. Мы, конечно, не рабы. Но большинство ходит и ходит по кругу пока силы есть, как лошадь, впряженная в конную водокачку. Лошадь понятно почему. Но люди почему? Многие чувствуют – нет перспективы, только зря время и силы уходят. Но, ходят и ходят, ходят и ходят.
- Почему большинство не реализует свои проекты?
- Это один из залогов стабильности общества.
- Да они не думают о стабильности общества. И недовольны. Но и проектов у них нет.
- Уже говорил, что люди приучены мыслить определенным образом .
- Как приучить человека мыслить? Мысли же не видны-слышны. Даже родители не могут так сильно влиять на ребенка.
- Родители не все могут, а общество может.
- Как, в чем механизм?
- В значениях слов и предметов.
19.08.2015
Утренние сумерки постепенно белеют. Свежо. Но уже лучи солнца осветили белые ледники и серые гранитные скалы на вершинах сопок желто–розовым. Заросли стланика, покрывающие сопки ниже, пока в тени, темно-зеленые. Мы тоже пока в тени, но через час–полтора солнце обогреет. Сниму сначала штормовку, потом свитер. Тело, как бы сжавшееся от ночного холода, расправится, освободится. Днем вообще можно будет бродить по стоянке и вокруг только в шортах и шлепанцах.
Пока можно греться чаем. Чай на костре вкуснее, чем на плите «как ни крути». А настоявшийся за ночь с добавкой трав Шамана… Дома иногда пьешь чай и вспоминаешь-предвкушаешь утренний чай у костра в красивом месте. Где до тебя не ступала нога человека . То есть место чистое не только физически, но и энергетически.
Душа отдыхает. Жаль, это не может длиться достаточно долго. Нужно в город, нужно работать. Вся жизнь в образовании: пенсия весьма символическая. Но дело не в пенсии. Если покупать только крупы-хлеб, ловить рыбу, собирать морепродукты и травы-ягоды-шишки-грибы, на жизнь хватит. Шаман вообще пенсии не получает. Хотел бы я быть таким же здоровым и физически, и психологически.
Но жить так же пока не готов. Как это – профессор центрального пафосного вуза вдруг стал жить на уровне восемнадцатого-девятнадцатого века собирателем-рыбаком-огородником? Во-первых, родные. Не хочется быть обузой, а наоборот, хочется помочь. Хотя знаю, что и без меня справятся. Я им нужен не экономически, а психологически. Как и мне мои родители. И еще рассчитываю вложить что-то в мировоззрение внуков и внучатых племянников. Во-вторых, хочется социальной значимости. Такой опыт и квалификация накоплены – хоть надуй щеки, выпучи глаза и к себе на «Вы» обращайся. Кажется, многое мог бы передать студентам-аспирантам. И люблю преподавать, когда удается. Когда видишь в глазах студента, что вот он постиг, понял, продвинулся. В–третьих, чепуха все это. Если бы смог жить, как Шаман да еще писать-публиковать, то опыта и понимания передал бы не меньше, а больше. Но, пока не готов. Скорее физически не уверен, чем психологически.
Шаман, философ – собиратель – рыбак - охотник - вообще без пенсии - здоровый мужик, абсолютно спокоен. Слился в тени горы с гранитными валунами и кустами стланика и поглощает чай с сушками. Столько лет общаюсь, но как постичь мировоззрение – философию, позволяющие быть таким? Может, рискнуть, «рвануть» связи с социумом как он много-много лет назад? Никого не призываю. Если для меня с кое-каким опытом это огромный риск, то для неподготовленного человека…
Что вообще должно случиться с человеком, чтобы он предпочел жить отшельником? Какой социальный ожог? Все нормальные геологи-рыбаки-пограничники, все вахтовики-полевики-сезонники-сменники и даже уголовники мечтают через некоторое время вернуться в общество.
Или здесь дело не в травме, а продвижении дальше личности?
- Знаешь, по науке ты невероятнее инопланетянина.
- Почему?
- Все современные теории личности, то есть вообще все – и наши, и зарубежные - построены на описании общения человека с другими.
- Конечно, без этого нет большинства современных людей.
- Но ты можешь не общаться.
- Не общаться не могу. Просто не все с людьми.
- То есть ты уже не человек?
- Тогда и люди, общающиеся с кошками-собаками, лошадьми-растениями-скалами, тоже «нечеловеки»?
- Но сначала ты был как все.
- И сейчас как все.
- Да нет . Люди так порабощены социумом, что не смогут оторваться.
- Было время, я обдумывал начала, как ты говоришь, порабощения.
- И когда оно начинается?
- Еще до рождения.
- Кастанеда пишет, что взрослые «накачивают» ребенка описанием мира, из которого потом не вырваться.
- Все еще глубже.
- Куда уж?
- Чтобы «накачивать», как ты говоришь, описание, нужно чтобы было, что накачивать и чем накачивать.
- То есть все знания – часть общественного порабощения?
- Только часть.
- А что другая часть?
- Язык, слова, отношения.
19.08.2015
Около двух дня. Сошлись к костру выпить чаю. Шаман куда-то далеко ходил - часов шесть-семь. Общаться с Духами, наверное. Ничего не принес, ни ягод-грибов, ни трав, только немного дров, собранных за последние пять-семь минут пути.
А я набрал лисичек и немного белых. И Шаману, и своим в город. Климат меняется. Лет десять назад появились единичные лисички, а сейчас весь южный обрыв огромного плато в них. Есть просто гигантские, с ладонь. И белых тут вообще раньше не было. Выложил грибы, чтобы не мокли в пакете, на солнышко на большом плоском валуне. Голубое небо чуть затянуто туманной дымкой и небольшими облачками. Ветерок как раз, «что доктор прописал». Овевает, освежает. Гармоничный день.
Напившись, лежим на травках-мхах и неторопливо продолжаем утренний разговор.
- При чем здесь слова?
- Слова сделаны так, чтобы одним было удобнее, а другим нет.
- Да? Вот кружка. Чем же слово «кружка» кому-то удобнее, а кому-то нет??
- Дома пьешь чай из чашки?
- Из стакана с подстаканником.
- А чо не из кружки?
- Кружка для походов. Дома из походной как-то …
- Кружка классная, стальная. Сто лет можно пить и дома, и в походах.
- Дома все же принято по-другому.
- Поэтому ты купил и кружки, и чашки , и стакан с подстаканником?
- Почему если дома, то сразу «купил»? Подарили (смеемся) . Еще и разные бокалы-рюмки. И все не необходимо. Но выгодно производителю-продавцу.
- Понял про язык?
- Да, с языком «накачиваемся» ритуалами.
- Глубже. Не только ритуалами, но и смыслами.
-А это как?
- Уже до твоего рождения есть книги, картины, музыка, фильмы и много чего, где простроены и эмоции, и отношения того, кто к ним обратится.
- Но ведь я сам выбираю, читать/не читать книгу, смотреть/не смотреть фильм.
- Маленьким не ты выбираешь, а родители, программа ТВ или школьная программа. Потом опять не ты, а, например, мода на книгу. А еще старше – совместно.
- Совместно с кем?
- Хорошая книга или картина, например, создают в культуре информационно-энергетическое напряжение. И они «подходят» или «не подходят» человеку с его энерго-информационной структурой по принципу комплиментарности.
- Да, бывает даже, что начинаю в магазине книгу листать и сразу чувствую: моя – не моя.
- Часто люди даже и по рекламе чувствуют. То есть для них задается культурный общественный туннель.
- Как же вырваться, если еще до рождения начинается?
- Зачем вырываться? Многие именно этим живут, для них это ценно.
- Да я не отрицаю ценности. Но хотелось бы контролировать влияние на себя.
- Только что ты чуть двинулся к освобождению, осознав это.
19.08.2015
Помолчали. Кажется, чуть вздремнул. Мыслить можно смутно, что-то само соображается. Или образами. Но чтобы начать действовать, часто нужно мысль оформить словами. А когда оформляю мысль словами, пользуюсь созданным до рождения языком. А структуры языка становятся правилами мышления …
Заколдованный круг. Чтобы оформлять мысли, нужны знания и язык. Чтобы стать личностью, нужно их сначала усвоить. Но знания и язык заставляют определенным образом мыслить. Ловушка-засада еще рождения? Есть выход! Даже два. Даже три. Первый – практики остановки языка. Их еще называют остановками внутреннего диалога. Буду использовать, конечно.
Второй – действовать интуитивно. Это точно было в жизни каждого. Только не каждый сможет множество таких случаев вспомнить, осмыслить и начать ими управлять. Потому что для этого нужно опять-таки использовать язык.
И, кажется, третий - став личностью, можно начать постепенно самому выбирать использование языка и мысли. Чтобы не они тобой управляли, а ты ими. То есть перерасти влияние общества. Рассказал глядящему в небо Шаману.
- Как тебе мысль?
- Нормально (Шаман не сменил позы, не перевел на меня взгляд как обычно. Отвечает лежа, закинув руки за голову). Только таких личностей почти нет.
- Да ладно. Любой взрослый – личность.
- Да? И кто, по-твоему, личность?
- Человек, который освоил-соблюдает социальные правила … в основном.
- То есть приспособился?
- Ну, еще сам принимает решения.
- Прям-таки сам? И что за решения?
- В основном, как жить дальше, строить отношения.
- Как получше приспособиться?
- Понятно, к чему ты клонишь. Но это нормально.
- Для кого?
- Для общества.
- Приспособление – цель личности?
- Для таких как ты отшельников, конечно, нет. Но, в основном. А что, по-твоему, личность – это против общества?
- Что ж ты мыслишь так полярно – только «за», или только «против». А не может быть иногда «за», иногда «против»?
- Так и есть. Я за многое, но не за все.
- За что многое?
- Ну, там экологию, образование, человечность, борьбу с наркотиками... Можно часами перечислять.
- А «против»?
- Например, когда не согласен с несправедливым решением.
- А если решение начальника?
- Все равно против.
- Так это же против приспособления.
- Я не говорил, что личность - только приспособление.
- Да ладно. Что же еще?
- Есть что-то поважнее приспособления. Духовность, честь, любовь …
- И много у кого есть что-то важнее приспособления?
- Немного, но есть.
- Говорю же: настоящих мало. Выйти из-под социума – та еще задача. И вообще, само по себе – не задача.
- Что значит, само по себе - не задача?
- Ставить отдельную задачу – выйти из-под социума – глупость.
- Почему?
- Идеальная (нематериальная) устойчивая форма человека – совокупность его образов , значений, переживаний и смыслов. Эта форма «собирает» или при неправильности «разрушает» физиологию человека. Если у тебя нет пока новой более осознанно построенной идеальной формы, то отказ от культурных значений и смыслов может привести к разрушению тела.
- То есть сначала нужно построить новую форму?
- Обычно постепенно. Ты можешь выйти «за личность, развиваясь в своем направлении.
19.08.2015
Сидим на нависшем над обрывом скальном массиве, смотрим вниз-вдаль на сверкающую золотом поверхность моря. Самое теплое время суток где-то с двух дня до пяти. Ветерок затих совсем. Солнце разогнало дымку. Без облачка, аж немного фиолетовая высокая синева неба. Кусты и огромные гранитные валуны выписаны на фоне неба особенно отчетливо. Будто-то кто-то обвел контуры тончайшей черной линией.
Во второй половине августа на таких вершинках ни комаров, ни мошек, ничто не отвлекает. Также ясно, даже немного безжалостно-жестко мыслится.
- «За личность» не всем доступно?
- Трудно перерасти приспособление.
- Практики повоевать с общественным мнением?
- Опять за свое. Освободиться - не значит стать противником. Освободиться – иметь независимую позицию, с которой будешь выбирать. И свою цель.
- Да, таких крайне мало.
- Зато много в иллюзиях независимости.
- Как понять, где иллюзия, а где свобода?
- В иллюзии человек только мантру «я свободен» проговаривает, а в реальности действует со своей позиции.
- Трудно.
- Многим еще и страшно.
19.08.2015
Протянул руку, снял с невысокого, сантиметра три-четыре кустарничка несколько уже бархатистых от зрелости и солнца ягодок голубики. Кустарнички тут такие невысокие из-за ветров. Ветров-ураганов на вершинах больше всего. Приспособились. Но и солнца больше всего. Эти кустарнички ягоду начинают давать раньше всех и плодоносят дольше - до начала сентября. И повкуснее обычных. Не только со штормами-пургами, борются, живут полноценно. В чем, интересно, их смысл?
- Освободишься и что потом? В чем смысл?
- Иди дальше. Постепенно начнешь жить и сотрудничать в, нет слова в человеческом языке, в более широком, чем человеческое, обществе.
- И подчиняться ему?
- Пока не повзрослеешь в новой системе.
19.08.2015
Оранжевое закатное сопка садится за гору, окрашивая все в цвет своих лучей. У Шамана, сидящего спиной к морю, левая половина лица оранжевая, правая в тени. Себя я не вижу, но знаю, что у меня правая оранжевая, левая в тени. Как два краснокожих индейца у костра.
Как индейцы принимают решения? Если верить этнографам, ход их мысли не совсем понятен европейцу. Мы можем только предполагать, что они увидели какие-то знаки в дыму, в облаке, полете птицы… Но точно не знаем.
- Можно ли действовать только по интуиции, не оформляя словами?
- Можно, но тогда в нашей культуре опыт не сохраняется.
- Как это?
- Бывает, что что-то сделал, а в той же или похожей ситуации повторить не можешь?
- Да-а, был у меня замок. То сразу открывался, то минут по десять-пятнадцать с ним мучился?
- И как справился?
- Присмотрелся и понял, что нужно вставить и потом чуть-чуть, на полмиллиметра его (ключ) назад подать.
- Вот «полмиллиметра назад» - уже способ.
- То есть у нас способ – это действие, оформленное словами?
- (Шаман кивнул). Или образом.
- С этим замком получается, что способ лучше интуиции.
- Конечно.
- Почему мы так трепетно относимся к интуиции.
- Способ как туннель в горе. Ты легко проходишь, но всю гору уже не видишь. Если цель или ситуация чуть изменились …
19.08.2015
Тревожно думать о выходе из привычного общества. Это мне, взрослому. Страшно – не страшно. Можно об этом не думать и жить спокойно-дальше-нормально. Иногда вспоминать, что умышленно остановился в развитии, и отгонять эту мысль подготовленными обществом для таких случаев словами, типа: «А-а-а, чушь собачья». Есть же одобряемые всеми почетные образцы северной старости: домик с участком в хорошем климате, овощи-плоды-ягоды для приезжающих летом с Севера внуков. Сейчас еще и общение по сети. Потом, конечно, болезни-немощь. Но это, наверное, в любом варианте. Лучше не думать.
А можно пытаться продвинуться дальше общепринятого. Не истерично-подростково, а по-взрослому, продуманно и ответственно. Все равно один конец в любом варианте. Окружающие, в основном, не поймут. Некоторые будут что-то чувствовать, но им же некогда – жить же надо, свои проблемы решать. А у большинства есть подготовленные обществом штампы: «А-а, этот приехал». Или: «О-о-о! И он приехал!».
Хотя мне-то что? Я же «приеду из» этих отношений. Найду ли общество таких же? Или жить как Шаман? Но сколько же нужно сил, которых не чувствую пока.
- Знаешь, общество не одобрило бы такие мысли.
- Почему?
- С такими мыслями человек выходит из подчинения обществу.
- Тогда и твой текст …
- Понимаю.
- Не беспокойся, подростки не выйдут .
- Но все же общество будет против.
- Старое против, а новому без этого не выжить.
- Попробую все же «выйти», наверное.
- Только очень-очень осторожно и аккуратно.
(Показалось, или Шаман переживает-беспокоится за меня?)
Вдруг понял, как ему хочется, чтобы рядом был не задающий вопросы учащийся, а равный собеседник и соратник. А может, даже и он тоскует по детско-ученической позиции? Чтобы рядом был кто-то более знающий и берущий на себя ответственность. Хотя это вряд ли.
«Пошли ему Бог второго, чтоб вытянул петь как он …» .
Без даты
Однажды, еще в 99-м привел к Шаману друга, уступив его многочисленным настойчивым просьбам. Войдя в хижину, друг был несколько разочарован: связки сохнущей рыбы и пучки трав под навесом перед входом; железная, уже прогорающая печка, обложенная камнями, вместо шаманских атрибутов на стенах на гвоздях висели обычные инструменты; низкий потолок, маленькое окошко, неказистая посуда, видавшая виды лопата, выбитый веник, коричневые доски нар … Не так он себе это представлял.
«Входи», - сказал ему брутального вида, небритый, бесцеремонный босой мужик (Шаман), валяющийся на нарах: «Здесь то, зачем ты пришел».
Когда, проводив воодушевленного разговором друга, я вернулся в хижину, Шаман предупредил, что если я буду сюда водить людей без согласования, то больше его не найду.
20.08.16
Какое дождливое лето. В июне было солнечно и сухо. Аж ручьи стали пересыхать, а в июле-августе дождь моросит почти непрерывно. Правда, Шаман говорит, что скоро будет полоса солнечных дней, но мне к 1 сентября в Москву, учебный год начинается.
Иду в тумане и мороси. Метров за 10-12 уже ничего не видно. Хорошо, что дорогу знаю. Хозяина бы не встретить неожиданно. Он тоже не будет по кустам ломиться, раз тропа есть.
Идти проще, если знаешь куда. А развиваться куда?
- Ты говорил, что освобождение от социума - вообще не задача?
- Да. Нафига тебе освобождаться?
- Чтобы не быть рабом общества.
- А дальше?
- Расскажи что-нибудь про дальше.
- Могу, но это пример, а не путь. Путь ты сам выбирай.
- Знаю.
- Помнишь паука и твои руки с разных сторон?
- Да, это я одновременно и спереди, и сзади него. И Духа местности помню, который одновременно и спереди, и сзади, и вокруг для меня.
- А теперь подумай о существе, которое по линии времени сейчас и в твоем прошлом, и в твоем будущем.
- Как это?
- Ты, например, встретил его вчера и встретишь завтра.
- Ну, я и сам был вчера, и, наверное, буду завтра.
- Завтра ты будешь не такой, как вчера. А это существо – такое же, просто оно больше тебя во времени и находится и сейчас, и вчера, и завтра от тебя.
- Туда развиваться?
- Нет. Это один из многих примеров.
- Так что мне делать?
- Начни с того, что максимально отвлекшись от тела и общества, думай о том, кто (что) есть ты в этом состоянии - без телесных и социальных потребностей.
- В какое время?
- В любое. Например, проснувшись, подумай, кем ты был во сне, и кого (что) ты «собираешь-воссоздаешь» по утрам. Вспомнив днем, подумай о том, кто (что) только что направлял(о) и контролировал(о) твою активность. Импровизируй.
- Так можно и проектировать себя на день?
- Задающий вопрос …
- А что-то конкретное, чтоб не только в мышлении?
- Завтра расскажу про пару практик.