Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: СПЕЦИФИКА ОБРАЗА МИРА И ОБРАЗА ЖИЗНИ ШАМАНА: МОДЕЛИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ-В.П. СЕРКИН  (Прочитано 9418 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Опубликовано: Серкин В.П. Специфика образа мира и образа жизни
шамана: модели для понимания // Образы, традиции и культура
межнационального мира и согласия : коллективная монография / науч. ред.
А. Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014 – С. 197 – 225 (п. 2.3).



СПЕЦИФИКА ОБРАЗА МИРА И ОБРАЗА ЖИЗНИ ШАМАНА:
МОДЕЛИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ


Аннотация: предпринята попытка описать специфику образа мира и образа жизни шамана на основе моделей общей и профессиональной структуры образ мира и образа жизни.

Ключевые слова: образ мира, образ жизни, профессиональная специфика, модель, космогония, деятельность, шаман.

Введение
Для работы с приобретающими в последние десятилетия все большую актуальность проблемами межкультурной и   межэтнической толерантности и конструктивного диалога культур требуются уже не только многочисленные эмпирические исследования, но и осмысление, и интеграция накопленных данных на основе современных научных моделей и категорий.
Чтобы глубоко «понять другого» необходимо увидеть мир с его точки зрения, «войти» в его мир и понять (воспроизвести, а лучше – освоить) его образ жизни. При использовании такого подхода важнейшей является дихотомия новейших понятий отечественной психологии «образ мира» (внутренний, непроявленный план) и индивидуальный образ жизни
(проявленная вовне система активности (деятельностей) субъекта).

В предлагаемой статье на основе моделей образа мира и индивидуального образа жизни предпринята попытка описания особенностей образа мира одного из самых древнейших, самых изучаемых и, тем не менее, самых таинственных инеизученных профессионалов – шамана.

Сегодня, в период развития неклассической и постнеклассической

научной парадигм, философы, психологи, физиологи и врачи не спешат ответить на «вызов» [21] демонстрируемой многими эзотерическими практиками эффективности. Более того, положение с исследованиями в области парапсихологических явлений напоминает сегодня ситуацию с «реакционными лженауками» (генетика, кибернетика, психология и др.),
сложившуюся в СССР в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов ХХ
века. Последующее отставание отечественных исследований в области этих уже всеми признанных наук является общеизвестным. Не хотелось бы повторения этой печальной страницы истории отечественной науки в столь
важнейшей области знаний, каковой является развитие человека и его возможностей. 

   Период донаучного развития психологического знания характеризуется единством полученных путем наблюдения и самонаблюдения первичных знаний и мифологических представлений о состояниях сознания (например,
сон и бодрствование, усталость и сосредоточенность, транс и скрупулезность, экстатические состояния и монотония, медитация и опьянение, космическое сознание и одержимость и др.). Выделенной в этнопсихологических исследованиях особенностью такого донаучного знания является переживание человеком своего единства с окружающим
миром и сопричастности (партиципации) как к событиям окружающего мира, так и к тотемным родовым предметам (растениям или животным).Многие явления шаманской практики - наблюдаемые, зафиксированные на кинопленку и электронные носители и описанные большим количеством авторитетных ученых - до сих пор остаются необъясненными с позиций классической науки. В частности, общепсихологические проблемы биологического и социального, врожденного и  приобретенного, психофизическая и психофизиологическая при изучении шаманизма приобретают новые особенные аспекты:
внеисторического (присущего изначально всем народам – например, измененные состояния сознания, сны, представления о путешествиях в верхние и нижние миры) и исторического; натурального и культурного (взаимовлияние культур, влияние религиозных представлений и др.). Mircea Eliade [31] считает, что именно наличие внеисторических (аналогичных,
сходных независимо от истории и культуры и уровня развития) знаний и возможность их получения в измененных состояниях сознания позволяет нам размышлять об истинном положении человека в Космосе.Новейшие данные современной (неклассической) физики, биологии, физиологии и других «естественных» наук заставляют исследователей с
удивлением «увидеть», что получаемые ими факты и предлагаемые объяснительные модели подробно, иногда даже полнее научных объяснений, изложены в мифах, религиозных или эзотерических текстах, и даже использованы уже в рецептах и ритуалах шаманов многих народов мира. Кроме того сегодня мы видим в различных религиозных и эзотерических
текстах более сложные модели, чем те, что используются в современных научных концепциях (например, брамфатура в «Розе мира» Д. Андреева [1], взаимопроникающие оболочки тела человека в йоге и др.), а сравнение
«старых» эзотерических моделей с «новейшими» научными уже не позволяет честному исследователю отнестись к еще более сложным моделям пренебрежительно. Это заставляет нас гораздо более внимательно, критично, но без предубеждения и чувства превосходства отнестись к изучению профессиональной деятельности шаманов и постараться не предвзято
ответить на хотя бы следующие вопросы:

1. Откуда в разных регионах планеты у многих не знающих друг друга шаманов появились очень сходные, эффективные, только объясняемые или еще недоступные научному объяснению вполне прикладные знания и умения?
2. Как, с помощью какого образа мира и образа жизни, какого мировоззрения и какой философии, с помощью какой практики и какого обучения шаманы приобрели эти знания и умения до уровня вполне уверенного, компетентного знания и прикладного использования?Шаманизм – наиболее древняя форма религиозности. Он появился в ту эпоху, когда необъяснимые проявления сил природы персонифицировались как антропоморфные проявления Духов различных стихий, предметов, людей (предков) и животных. Невозможно было выжить одному, просто не хватало физически времени выполнять все необходимые для выживания работы. Невозможно было выжить и без поддержки сил природы (Духов). Заручиться поддержкой и покровительством таких сил можно было лишь в том случае, если человек не нарушал гармонию сложившихся природных отношений, дружил с соответствующими Духами, Стихиалями, животными и другими сущностями. Таким образом, наличие невидимого, но реально влияющего на жизнь мира Духов и проявлений различных природных сил
было для человека очевидным и неоспоримым.В таком мире каждый человек придерживался определенных ритуалов
(бытовой шаманизм) и правил взаимодействия с другими мирами (мир Духов, мир предков и пр.). В случае если обыденные отношения с тонким миром нарушались (болезнь; смерть; несчастный случай; череда непонятных, но значимых явлений; нарушения табу; полоса неудач и пр.), человек обращался за помощью к специалисту, посреднику общения с тонким миром
– шаману. Шаманом не мог быть человек, просто вообразивший наличие у себя определенных способностей. Даже весьма скептично настроенные по отношению к шаманизму этнографы советского периода называли шаманов
«избранниками Духов» [5, 27 и др.]. Варианты такого «избрания» могут предопределяться
наследственностью [11, 19 и др.], династийностью (см. строку 3, Табл. 3), родовой передачей (варианты посвящения), родственными связями или необычными знаковыми событиями (удар молнией, деревом, появление неизвестного, редкого или магического животного, взаимодействием с животным и пр.). Обычно избрание сопровождается весьма тяжелой
шаманской болезнью, включающей в себя переживания смерти, замены тела и возрождения. Далеко не всегда «избранный» рад такому призванию, часто нарушающему его установившиеся социальные отношения и вообще противоречащему его собственному мировоззрению, вынуждающему резко изменить образ мира и образ жизни для реализации уже не своих
собственных интересов, а «служения» роду (племени, общине, деревне и пр.). Довольно часто избранник долго сопротивляется, что приводит его к тяжелым заболеваниям и немощи, продолжающимся до тех пор, пока человек не согласится заниматься шаманством. После этого здоровье полностью восстанавливается. Во время встречи шаманов с группой ученых, на которой мне довелось присутствовать, один из известных шаманов сообщил, что он сопротивлялся
«призыву» очень долго, до тех пор, пока другой шаман не сообщил ему, что именно его сопротивление является причиной тяжелой болезни любимого племянника. После его согласия заниматься шаманизмом племянник выздоровел, а на теле у самого шамана за ночь проявился весьма очевидный знак избранничества.

Во время шаманской болезни человек переживает, наряду с физическим [5, 27, 30 и др.] психологический кризис, часто сопровождаемый измененными состояниями сознания. Настоящим Шаманом считается лишь
человек, неоднократно доказавший на деле своим весьма практичным соплеменникам умение получить позитивный реальный результат в трудных и разнообразных ситуациях (чаще всего – исцеление, поиск, прогнозирование, ритуалы; иногда – функции современной системы образования – культурная, профессиональная и социальная).Обучение деятельности шамана, кроме традиционных форм передачи опыта, часто является партиципативным или происходит путем непосредственной «передачи» знаний и умений от Духов, животных, деревьев и других сущностей. В последнем случае довольно часто знание о
том, что делать в данном конкретном случае (болезнь, несчастье, нарушение табу и пр.) шаман получает, находясь в измененном состоянии сознания (транс, медитация, сон и др.).

Работая над данной статьей, я стремился, как и при написании книги «Хохот Шамана» [22], с одной стороны, попытаться описать специфику образа мира и образ жизни шамана, с другой – не написать, как уже многие неосторожные авторы, никаких алгоритмов шаманских практик, некультурное и неумелое использование которых может вместо пользы
нанести вред оптанту и окружающим.
« Последнее редактирование: 25 Июль 2014, 14:44:58 от Шаня »
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

2. Понятие «образ мира» и модели образа мира

         В 1979 году была опубликована статья А. Н. Леонтьева «Психология образа» [12], в которой автор ввел понятие «образ мира», имеющее сегодня очень большой описательный потенциал для всех направлений психологии [2, 3, 4, 10, 15, 26 и др.]. Понятие было введено для обобщения эмпирических данных, накопленных при исследованиях восприятия. Как понятие "образ" является интегрирующим для описания процесса восприятия, так понятие "образ мира" является интегрирующим для описания всей познавательной деятельности.

Для адекватного восприятия предмета необходимо и восприятие всего мира в целом, и «вписанность» воспринимаемого предмета (в широком смысле слова) в образ мира в целом. Анализируя тексты А.Н. Леонтьева, можно выделить следующие свойства образа мира:

1) образ мира «предзадан» конкретному акту восприятия;
2) объединяет индивидуальный и социальный опыт;
3) образ мира наполняет воспринимаемый предмет значением, то есть обуславливает переход от сенсорных модальностей к амодальному миру.
Значение А.Н. Леонтьев назвал пятым квазиизмерением (кроме пространства-времени) образа мира.
В наших работах [20] экспериментально доказано, что субъективное значение событий, предметов, и действий с ними структурирует (и порождает) образ мира совсем не аналогично структурации метрических пространств, аффективно"стягивает и растягивает" пространство и время, расставляет акценты значимости, нарушает их  последовательность и инверсирует. Также, как две точки, далеко отстоящие на плоском листе, могут соприкоснуться, если сложить лист в трехмерном пространстве, далеко отстоящие по временным и пространственным координатам предметы,
события и действия могут соприкасаться по значению, оказаться "до", хотя и произошли "после" по координатам пространства-времени. Это возможно потому, что “пространство и время образа мира” субъективны.

Порождающие функции образа мира [20] обеспечивают построение многих субъективных «вариантов реальности». Механизмом порождения и выбора возможного (прогноза) является не только и не столько логическое размышление, сколько «семантика возможных миров», направляемая ядерным слоем (целемотивационным комплексом) образа мира.

Для дальнейшего использования приведем пять составленных нами ранее определений понятия «образ мира» [20]:
1. Образ мира (как структура) - интегральная система значений человека. Образ мира построен на основе выделения значимого (существенного, функционального) для системы реализуемых субъектом деятельностей). Образ мира, презентируя познанные связи предметного мира, определяет, в свою очередь, восприятие мира.
2. Образ мира (как процесс) - интегральный идеальный продукт сознания, получаемый путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения.
3. Образ мира - индивидуализированная культурно – историческая
основой восприятия.
4. Образ мира – индивидуальная прогностическая модель мира .
5. Образ мира – интегрированный образ всех образов.

А.Н. Леонтьев [12] и многие его последователи [15, 26 и др.]
описывали двухслойную модель образа мира (Рис.1), которую можно представить в виде двух концентрических окружностей: центральная – ядро образа мира (амодальные, структуры), периферийная (чувственное оформление) – картина мира.

Рис.1. Двухслойная модель образа мира [12, 15, 26 и др.].



Ввиду трудностей операционализации исследования образа мира на основе двухслойной модели была в наших работах [3, 4, 20], использована трехслойная модель - в виде трех концентрических окружностей: ядерный внутренний слой (амодальный целемотивационный комплекс), средний семантический слой и внешний слой – перцептивный мир (Рис. 2).



Перцептивный мир является наиболее подвижным и изменчивым слоем образа мира. Образы актуального восприятия являются составляющими перцептивного мира. Перцептивный мир модален, но он является одновременно и представлением (отношение, предвидение и достраивание образа предмета на основе прогностической функции образа мира в целом),
регулируемым более глубокими слоями [20]. Перцептивный мир осознается как множество упорядоченных в пространстве и времени движущихся объектов (в том числе и свое тело) и отношение к ним. Возможно, что собственное тело задает одну из ведущих систем пространственно-временных координат.

Семантический слой является переходным между поверхностными и ядерными структурами. Семантический мир не амодален, но, в отличие от перцептивного мира, целостен. На уровне семантического слоя Е. Ю. Артемьева [2] выделяет собственно смыслы как отношения субъекта к объектам перцептивного мира. Эта целостность определяется уже
осмысленностью, означенностью семантического мира. Глубинный слой (ядерный) амодален. Его структуры образуются в
процессе переработки «семантического слоя», однако для рассуждения о «языке» этого слоя образа мира и о его структуре данных пока недостаточно.

Составляющими ядерного слоя являются личностные смыслы. В трехслойной модели ядерный слой характеризуется авторами как целемотивационный комплекс, в который включается не только мотивация, но наиболее обобщенные принципы, критерии отношения, ценности.
Развивая трехслойную модель образа мира [3, 4], можно предположить, что перцептивный мир имеет области перцепции и апперцепции (зоны ясного сознания по Г. Лейбницу), аналогичные вундтовским зонам. Термин «области апперцепции», а не «зоны апперцепции» выбран нами не случайно. В этом термине подчеркивается и преемственность идей Лейбница и Вундта,
и различие в содержательном наполнении термина. В отличие от В. Вундта, сегодня можно указать не на ассоциативные и произвольные, а на мотивационные, целевые и антиципирующие детерминанты выделения областей апперцепции [20]. Кроме того, учитывая доказанное С. Д. Смирновым [26] положение о том, что восприятие является субъективной
деятельностью, можно сказать, что выделение областей апперцепции детерминировано не только актуальной стимуляцией, но и всем предыдущим опытом субъекта, направляется целями действий практической деятельности и, конечно, детерминантами собственно познавательной деятельности.

Области апперцепции вовсе не являются сплошными, как это было у Вундта. Например, в экспериментах У. Найссера [14] четко показано, что при восприятии двух наложенных видеоизображений испытуемые легко выделяют по заданию любое из них, что обусловлено антиципирующим влиянием прогностических функций образа мира.

Аналогичные области существуют и в глубоких слоях образа мира.
Возможно, что психологическим механизмом изменений перцептивного мира, а за ним - более глубоких слоев, является именно динамика актуализации областей апперцепции, содержание которых, в свою очередь, определяется мотивом (предметом) деятельности человека. Части перцептивного мира, которые наиболее часто находятся в областях
интенсивной перцепции, то есть, связаны с предметом деятельности, являются наиболее хорошо структурированными, и развитыми. Если представить модель трехслойной структуры образа мира как сферу, в центре которой находятся ядерные структуры, средним слоем является семантический слой, а внешним – перцептивный мир, то профессиональная
функциональная подструктура моделируется как конус, растущий вершиной из центра такой сферы (Рис. 3).

Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Устойчивые деятельностные функциональные подсистемы образа мира формируются в любой деятельности, но особенно явно «проявлены» при изучении профессиональной деятельности: профессионал часто демонстрирует, что он «видит», «слышит», «чувствует» особенности своей предметной области (стук двигателя, стыки обоев, оттенки цвета или звука,
неровности поверхности и пр.) лучше непрофессионалов вовсе не потому, что у него лучше развиты органы чувств, а потому что определенным образом «настроена» функциональная апперцептивная система образа мира.

Профессиональное отношение к предметам и средствам профессиональной деятельности Е.Ю. Артемьева [2] назвала миром
профессии. В основе предлагаемой Е.А. Климовым [10] многоплановой структуры образа мира профессионала лежит тезис о том, что профессио-нальная деятельность – один из факторов типизации индивидуальных образов мира:
 1. Образы окрестного мира у представителей разнотипных
Ядерный слой образа мира
Семантический слой
Перцептивный мир
Функциональная деятельностная подсистема образа мира
Область апперцепциипрофессий существенно отличаются.
 2. Социум квантуется на различные объекты по-разному в описаниях профессий разных типов.
 3. Существуют специфические различия в картине предметной отнесенности гнозиса разнотипных профессионалов. 4. Разные профессионалы живут в разных субъективных мирах (выделено мною – В.С.).
Е.А. Климов [10] предложил следующую структуру образа мира
профессионала (Табл.1):



Седьмой план является наиболее динамичным в обычных условиях, первый – наименее. Образ мира профессионала состоит из вполне определенных системных целостностей, распад которых приводит к утрате профессиональной полезности представлений.
3. Психологическое понятие «образ жизни»
Понятие “иерархия мотивов” подразумевает существование иерархизированной системы деятельностей субъекта. Парадоксально, но в отечественной психологии до 2005 года не было понятия, характеризующего всю систему актуально (сегодня, сейчас) реализуемых субъектом деятельностей. Таким понятием является введенное нами понятие «образ жизни» в его психологическом наполнении [20]. В психологическом понятии «образ жизни» учитываются специфика и различие образов жизни одного и того же человека в разные периоды, динамика изменения образов жизни (Петров – ребенок и Петров – взрослый, в студенчестве и на пенсии, и т.д.) и разных людей в рамках одного и того же общественно-исторического уклада, периода, региона (например, моряка и учителя, политика и отшельника).

В философии, социологии и экономике с помощью понятия “образ жизни” описываются типичные виды жизнедеятельности в единстве с исторически конкретными условиями жизни. В психологических словарях понятие «образ жизни» не определяется, но в психологической литературе употребляется в сходном [13, 18 и др.] контексте с указанием именно на
уникальность индивидуальных образов жизни.Соответственно требованиям деятельностной методологии к
дихотомии описаний психологической феноменологии «субъектный план - проявления активности субъекта» (например: цель - действие, мотив -деятельность, потребности – жизнедеятельность, идея – реализация, значение - знак и т.п.) должна быть построена и дихотомия описания «образ мира -образ жизни», в которой второй член вводится для описания всей  совокупности деятельностей (действий), регулируемых образом мира и изменяющих его. Описание индивидуальной субъективной специфики образа мира всегда будет оставаться неполным и спекулятивным без описания детерминирующей их и детерминируемой ими феноменологии жизни (деятельности) субъекта – индивидуального образа жизни в течение
конкретного (актуального) периода.

Опр. Образ жизни – система деятельностей, которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые «включен» (субъектом которых являются общество, группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла (до изменения иерархии мотивов). Структура образа жизни детерминируется и образом мира, и планом реальных взаимодействий и, в свою очередь, детерминирует развитие образа мира.

Именно с изменением иерархии мотивов связано для личности осознание какого-либо периода жизни как психологического прошлого (если иерархия уже изменилась) или психологического настоящего (если иерархия пока неизменна) независимо от внешнего событийного ряда.
В структуре образа жизни как выделяются следующие три уровня активности (Табл. 2):




На уровне внутренней деятельности представления пространство и время субъективно изменяются и даже инверсируются: я могу думать за секунды о событиях, происходящих часами и годами, произвольно изменять временной порядок событий и  расположение предметов, их размеры, структуру и другие свойства. На уровне коммуникации пространство и время становятся конвенциальными (согласованными с другими): чтобы встретиться, мы должны согласовать и время, и место; чтобы понимать друг друга или совместно действовать, мы должны синхронизировать наши ритмы [13].
На уровне практической деятельности ритмы и свойства реальных предметов становятся решающими: чтобы действовать практически, я должен соотнести свое время, свои психические процессы, свои эффекторы (тело и инструментарий) с «сопротивлением реальности», со свойствами предметной реальности.На ранних этапах развития общества образ жизни целых сообществ был профессионально специфичным. Например, охотничьи племена продвигались по маршрутам миграции дичи, скотоводческие – по маршрутам выпаса скота. Даже жилища (юрты, яранги и пр.) были специально
приспособлены для таких постоянных переездов. Весь общественный уклад, распределение обязанностей, иерархия отношений во многом были детерминированы требованиями основной профессиональной деятельности.

Соответственно складывался и детерминируемый образом жизни образ мира, который, в свою очередь, начинал влиять на образ жизни. Вся космогония, представление о мире, о календарных циклах, злых и добрых духах неразрывно были связаны с циклами сельскохозяйственной, охотничьей или скотоводческой деятельности.

Сегодня существует множество профессий (геологи; моряки; рыбаки; летчики; космонавты; машинисты поездов дальнего следования; проводники; военнослужащие; специалисты, работающие вахтовым методом и др.), освоение которых требует освоения не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и особого профессионального образа жизни.
Результаты наших работ и работ наших сотрудников по описанию психологического содержания труда инспекторов рыбоохраны [6],специалистов, работающих в режиме сменного графика [8], старателей [7],военнослужащих, учителей, преподавателей и экономистов [20], бухгалтеров [25] и геологов [29] свидетельствуют о том, что одним из основных условий
освоения вышеприведенных профессий является именно освоение (для каждого специалиста – формирование) профессионального образа жизни. То есть в профессии чаще остаются и долго работают те, кто не только хорошо
обучался в учреждениях среднего или высшего профессионального образования, но и успешно освоили и приняли специфичный профессиональный образ жизни. Таким образом, прогноз успешности
процесса профессионализации должен основываться не только на результатах профессионального обучения, но и на  готовности и возможности оптанта осваивать профессионально специфичный образ жизни.

Может возникнуть впечатление, что особый профессиональный образ жизни необходим лишь для определенной, хотя и большой группы профессионалов. Однако исследования наших сотрудников [17, 20, 25],показывают, что и учителя, и преподаватели вузов, бухгалтера, экономисты, и психологи с возрастанием стажа работы все более начинают вести особый
профессионально специфичный образ жизни, обладающий четко выраженными характеристиками. Чем больше стаж профессиональной деятельности, тем более сходными по группе являются и ценностные ориентации, и семантические оценки, и поведенческие проявления. Обобщая результаты вышеприведенных работ, можно сказать, что все сформировавшееся профессионалы ведут особый профессионально специфичный образ жизни, осваиваемый в процессе профессионализации.

Выделенные ниже четырнадцать параметров описания профессионального образа жизни [23] особенно ярко проявляются в
вышеперечисленных профессиях, но присущи в той или иной мере большинству профессионалов (Табл. 3).

Таблица 3. Особенности образа жизни профессионалов

    
         
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

4. Парадигмы шаманского лечения
(специфика одной из деятельностей)
Для дальнейшего описания специфики образа мира и образа жизни
шамана необходимо чуть более подробно описать в качестве примера
специфичность хотя бы одной из многих профессиональных деятельностей
шамана. Естественно при этом выбрать для сравнения как наиболее
описанную именно целительскую деятельность, так как именно врачебная
деятельность является той, с которой приходится сталкиваться
подавляющему большинству читателей.
При всем многообразии методик лечения болезней шаманами, анализ
литературы и наблюдения позволяют выделить восемь нижеизложенных
основных парадигм [24] практики исцеления (кроме физических травм).
Следует отметить, что нижеприведенная классификация, как и любая другая,
является условной. Отдавая дань современным способам изложения (и
осмысления) фактологического материала, приходится расчленять единое
для шамана целое на условные процессы, реально по отдельности не
существующие.1
Так, например, целью практики работы с окружающей
предметной ситуацией является приведение в порядок энергетических
потоков и установление благоприятных отношений с взаимодействующими с
больным и членами его семьи, сущностями тонкого мира (в русской
мифологии с домовыми, лешими, русалками и пр.) и других (Верхнего и
Нижнего) миров. Критерием нижеприведенной классификации является
лишь очевидно проявленная в предметном мире практика:
1. Работа с окружающей предметной ситуацией. Прежде всего, это
приведение в порядок или построение системы родовых тотемных символов,
 
1 В качестве классического примера можно привести расчленение единого процесса сознания на реально не
существующие по отдельности познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, память,
воображение, внимание.их расположения. Во вторую очередь рассматривается и приводится в более
правильный порядок обстановка жилища и «подворья» (вместе с домашними
животными), снаряжение и одежда. Далее могут быть проконтролированы
удаленные захоронения предков и расставленные по охотничьим,
рыболовным или кочевым маршрутам талисманы и обереги. Большая часть
работы с родовыми символами и захоронениями направлена на
взаимодействие с Духами предков.
Иногда для приведения ситуации в соответствие с космогоническими
представлениями и для шаманского путешествия создаются специальные
сооружения (столбы, лестницы и пр.), архитектура и ориентация которых
соответствует представлениям о строении мира (трех миров, семи миров),
чертятся (насыпаются, настраиваются) особые фигуры и др. В современном
мире ярким выражением развития данного направления является концепция
фен-шуй.
2. Работа с материальным телом. Этот подход аналогичен бытовой
концепции современного фармакологического лечения. Причиной болезни
являются недостаток, избыток или нарушения обмена в организме больного
определенных веществ, внедрение в организм или в энергетическую
структуру человека (например, другим шаманом или в результате
случайности) вредных предметов или существ. Такие причины могут быть
диагностированы по состоянию визуально наблюдаемых органов (кожа,
зрачок, волосы и пр.), путем «видения» энергетики или души (обычно – трех
душ соответственно концепции трех миров), функций организма. Но
процесс диагностирования, как и в других случаях, не является полностью
контролируемым или осознаваемым: довольно часто шаман уже для
диагностики заболевания входит в измененное состояние сознания и
«возвращается» в нормальное состояние с уже полученным (например, от
Духов-помощников) знанием о причине болезни и способе ее лечения.
Соответственно, больному прописывается прием через рот, натирание, окуривание или вдыхание определенных недостающих или очищающих
веществ.
«Дикие» с точки зрения современной медицины рецепты выглядят так
потому, что смеси составляются не на основе их химического, а на основе
энергетического состава. Другими словами, смеси составляются не на основе
«элементного» подхода, а на основе симпатического (подобие) или
энергетического подходов. Для реализации такого подхода используется
чувственный, интуитивный метод, применяемый шаманом как человеком,
уже доказавшим свои способности более глубоко, чем окружающие,
понимать проявления тонкого мира. Иногда изготовление нужной смеси
может занимать довольно долго времени. Например, в книге «Хохот
Шамана» [22] приведен пример того, как Шаман зимой ставил на окошко
своей хижины веточки ольхи, дожидаясь появления ольховых сережек с
целью использования их горькой пыльцы. Изготовленные смеси (или даже
просто воду) шаман «заряжает» собственной энергией, энергией Духов или
стихий (например, облучает смесь солнечным светом через кристалл [11]).
Удаление из тела больного вредоносных предметов или существ иногда
происходит путем их высасывания (через ткани и кожу) шаманом, нередко,
демонстрации окружающим, затем сжигания, закапывания или помещения в
специальный «домик» или предмет. Исследование лечебных практик
шаманизма часто затруднено еще и тем, что некоторые лечебные практики
кажутся современным исследователям отвратительными или просто
негигиеничными.
3. Работа с ритмами, цветами, образами и др. Широко известен
применяемый для вхождения шамана в измененное состояние сознания,
шаманских путешествий и настройки (перенастройки) динамического
стереотипа больного (и присутствующих) шаманский бубен и различные
трещотки, иногда емкости с сыпучими веществами (рис, семена и др.). Для
устранения ритмических нарушений гармонии и синхронизации больного с
миром применяются кратковременные и долговременные (до суток и более) ритмы, песни и танцы. В современной литературе о шаманизме очень мало
переводов текстов шаманских песен. И, к сожалению, в существующих
переводах почти отсутствуют цветовые описания. Считается, что тело
человека и все его составляющие способны очень долго сохранять и
воспроизводить полученные извне ритмы и их гармоники. В современной
тибетской медицине на этом основаны, например, приемы диагностики
заболеваний по пульсу. В обыденном опыте это проявляется в том, что
человек способен запомнить определенные мелодии или иногда даже не
может «отвязаться» от надоевших и насильственно навязанных (например,
музыкальными увлечениями соседа) ритмов. В лечебной практике шамана
полезные (природные) ритмы используются для оптимизации состояния
больного, для сонастройки с определенными энергетическими потоками (и
их цветами) или сущностями. Современная лечебная практика только
нащупывает эти утерянные для западной цивилизации методики, что
проявляется в различных концепциях музыкотерапии и попытках повысить с
помощью музыки урожайность растений, плодовитость животных и пр.
При работе с телом шаман осознанно стремится воздействовать на все
модальности восприятия больного, задействовать обоняние (окуривание),
вкус (отвары, смеси, специальная пища), зрение (костюмы, маски, фигуры и
пр.), слух (ритмы и песни), тактильность (похлопывания, удары, массаж и
пр.), активизируя, таким образом, «чувствительное тело» человека.
4. Работа с энергетическим телом. Концепции устройства
энергетического тела (чакры, узлы, каналы, меридианы и пр.) сегодня
являются широко известными. Также широко известны и приемы
восстановления проходимости каналов (акупунктура, прессура,
иглоукалывание и пр.) и нормализации работы чакр (гимнастики,
визуализации и пр.). Менее известны практики работы с минералами и
растениями (живыми и с брусками деревьев), которые могут забирать излишнюю или вредную энергию и делиться полезной энергией2
. Еще менее
известны и осмыслены аналогичные практики работы с животными3
, хотя
такие практики взаимодействия больных, например, с лошадьми и
дельфинами используются уже много лет и в современных учреждениях.
Практики изготовления различных лечебных талисманов и смесей из
минералов, растений, костей, выделений и шкурок животных основаны на
этих же закономерностях.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

5. Работа с сущностями тонкого мира. Считается, что ряд заболеваний
вызван тем, что в теле человека поселились недружественные ему сущности,
наносящие вред или просто паразитирующие на его энергии. Кроме практики
аналогичной современным бытовым приемам излечения от паразитов
(лекарства и запахи), шаманы используют прижигания, пугающие или
разрушающие недружественную сущность ритмы, уговоры, крики, угрозы и
прямые схватки. Кроме того существуют практики выманивания, изгнания,
вычищения (например, взмахами пера [11]) и даже прямого высасывания
шаманом недружественной сущности, которую затем шаман изрыгает и
селит в специально подготовленный предмет (домик, кусок мяса и пр.). Этот
предмет, чаще всего, относят в удаленное место, закапывают или
уничтожают другим способом (сжигают, бросают в поток и пр.).
Если шаману не удается изгнать или извлечь вредоносную сущность, он
обращается за помощью к своим Духам-помощникам или даже отправляется
в состоянии транса в знаменитое шаманское путешествие в другие края, в
нижние или верхние миры с целью встретиться с предками или с
могущественным Духом и заручиться их поддержкой.
6. Работа с душой. Другой ряд болезней может быть обусловлен тем, что
человек в экстремальной ситуации потерял часть своей души, которая не
 
2 В книге «Хохот Шамана» [11] главный литературный персонаж говорит интервьюеру об ольхе, как
растении забирающем энергию, и о березе, как растении, дающем энергию.
3 Облегчающий эффект взаимодействия с домашними животными известен на основе житейского опыта
многим людям.может или не хочет (из-за острых негативных переживаний в экстремальной
ситуации) возвращаться к больному. Тогда шаманское путешествие
организуется с целью поиска, помощи, захвата, выкупа или уговоров
возвращения потерянной части души. При воссоединении потерянной части
души с основной частью, человек выздоравливает.
Знания об утраченной части души и, иногда, о вселившихся в человека
вредоносных сущностях не может быть получено никаким иным способом,
кроме непосредственного постижения во время измененного состояния
сознания. Эти знания могут быть как общими (можно назвать их
теоретическими или методологическими), например, о классах вредных
сущностей и принципах их изгнания, так и вполне конкретными (например, о
том, что именно нужно делать в данном конкретном случае, или о
лекарственных свойствах растений)4
.
Особый класс ситуаций – шаманское путешествие в мир предков, в
нижние миры или на небо в поисках заблудившейся или захваченной кем-то
души умершего человека. Такие путешествия небезопасны для самого
шамана, не всегда успешны, сегодня они совершаются только в
исключительных случаях и далеко не всеми шаманами.
7. Работа с ситуацией тонкого мира используется для нормализации
нарушенных по незнанию или из-за потери контроля отношений с Духами,
предками или животными, которые обидевшись, могут нанести вред. Для
этого строятся специальные жилища духов, ставятся или обновляются
тотемные столбы, изготовляются символические изображения, очищаются и
приводятся в порядок места предполагаемого проживания. Практики работы
включают в себя жертвоприношения, исполнение ритуальных танцев и
песен, просьбы, молитвы.
8. Активность самого больного.
 
4
Также, в период нахождения в измененном состоянии сознания, могут быть получены и другие самые
разнообразные знания: космогонические, о человеческих отношениях, информация о потерянном
родственнике, о миграциях животных и пр.8.1. Как известно во многих лечебных практиках, для успешного исцеления
очень важен настрой больного, его вера в силу действий и слов шамана или
другого целителя. Приводящих к исцелению.
8.2. Исполнение рекомендованных шаманом процедур и ритуалов не
является чисто механическим внешним действованием. Выполняемые
больным движения, режимы, танцы, ритуалы, принятие лекарств или
соблюдение диет должно обязательно сопровождаться собственным
активным внутренним настроем (внутренний шаман) или обращением к
образу целителя.
Следует отметить, не критикуя никакую практику, что работа шамана с
одним больным по всем восьми вышеуказанным направлениям выглядит
более системной и взаимосвязанной с соответствующим глобальным
мировоззрением, чем работа врача, работающего лишь с материальным
телом. При этом автор ни в коем случае не пытается оспаривать эффект
работы врача. Вопрос о реальных эффектах шаманского воздействия еще
ждет своего изучения.
5. Образ мира и образ жизни шамана
Воспользуемся теперь изложенными моделями для описания
специфики образа мира и образа жизни шамана.
Используя двухслойную и трехслойную модели образа мира (рис. 1 и 2)
для описания ядерного слоя образа мира (целемотивационный
комплекс), мы можем указать на следующие особенности мотивации и
личностных черт шамана:
В обыденном образе мира центральной точкой всех систем ориентации
человек считает «центр собственного тела», что характеризует становление
самосознания нашего современника через отделение своего «Я» от внешнего
мира. Вопрос о центре Вселенной ни у кого, кроме астрономов при этом не
возникает. Ориентируясь в обыденном мире как все современники, шаман
одновременно знает, что центром Вселенной (трех или более миров) является
проявляющееся во всех мирах (например, Верхний, Средний и Нижний миры) Мировое Дерево (Древо Жизни). Для многих шаманов разделенность
собственного центра в обыденном представлении и центра Вселенной
является лишь условным осознаванием проявления в физическом мире
(строка 1, Табл. 2). На этой основе шаман может в другом инфернальном
мира мгновенно перенестись к реальному центру (Древу Жизни), обычно
используя его символ (столб, дерево, костер и т.п.), и уже от него (или по
нему) отправиться в Верхний или Нижний миры, или в любую точка
пространства-времени (включая прошлое и будущее).
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Мотивация и система ценностей шамана значительно отличаются от
мотивации и иерархии ценностей субъекта социальной адаптации
(социального индивида)5
и даже от мотивации и системы ценностей развитой
личности. Шаман совершенно естественно не считает существующей при его
этой жизни общественный строй основным: его космогония включает в себя
несколько миров. Временное правительство одного из государств Среднего
мира мало что значит (реально – ничего не значит) в мире предков или, тем
более, в мире Духов, а временная перспектива многих перерождений (не у
всех шаманов) делает всю эту социальную суету еще менее значимой.
Таким образом, некоторая асоциальность шамана не является позой
или особой социальной позицией, а является естественным следствием
стремления к гармоничной жизни в своих мирах без преувеличения роли
одного из них. Шаман, обычно, старается не вступать в конфликтующие
отношения с властями ни при каком устройстве общества: даже в период
агрессивного преследования шаманов властями (примерно с 1923 года по
1973 год) большинство шаманов спасались просто путем ухода в
труднодоступные и, соответственно, трудно контролируемые районы и путем
сокрытия своей деятельности и мировоззрения. Деятельность (и мотивация)
шамана обычно направлены на сотрудничество с Духами, с окружающими
людьми, с животными и другими сущностями. Тот факт, что все шаманы
 
5 Социальный индивид как субъект приспособления к социальным условиям еще не является личностью.
Личность на основе культуры всегда выше просто адаптации [16].считают Верховных Духов более значимыми, чем любого светского
правителя, не является исключительным, а, наоборот, характерен для любых
политеистических и монотеистических религиозных представлений.
В большинстве источников [5, 11, 19, 27, 31 и др.], описывающих
становление шаманов, указывается на присущее им с детских лет или с
подросткового возраста стремление к уединению, одиноким прогулкам,
походам и пребыванию в различных состояниях сосредоточения. Высокий
уровень интравертированности в данном случае может рассматриваться как
личностная характеристика, способствующая сосредоточению на
собственных впечатлениях, снах и на первоначально тонких, едва ощутимых
переживаниях, впоследствии интерпретируемых как знаки контакта или
прямые контакты с духами и другими сущностями, без которых шаманское
посвящение будет невозможным.
Основные функции образа мира [20] – прогностические, иерархизация
мотивации, рефлексия и др. – и шамана, и обычного человека сохраняются,
но, понятно, что наполнение этих функций у шамана будет качественно
других. Существует множество свидетельств, например, успешного прогноза
или предсказания, сделанного шаманом. Это говорит не только об усилении
прогностической функции образа мира шамана, но и, возможно, качественно
иной структуре ее функционирования на основе иного мировоззрения и
взаимодействия.
Обращение к семантическому слою трехслойной модели образа мира
(Рис. 2) позволяет обсуждать особую наполненность образ мира шамана
значениями и символами [Хохот Шамана, 2008]. Шаман живет в сложном
мире, где каждый предмет и каждое действие имеют помимо обыденного еще
и символическое значение. Одной из важнейших сторон такого символизма
является типичная для шаманизма вера во всеобщую одушевленность
(панпсихизм), отголоски которой мы находим в гораздо более поздние
временные эпохи у древних греков, египтян и индусов, в африканской,
европейской или американской магии. Именно одушевленность зверя, рыбы или дерева придают охоте, рыбалке или заготовке леса особое значение,
связанное с необходимостью соблюдения ритуалов убийства живого
существа, просьб о прощении и возвращении [22].
Предметы (до акта означивания) в обыденной реальности неосознанно
«вписываются» в обыденный образ мира у обычного человека [12]. И также
неосознанно они «вписываются» шаманом в его шаманский образ мира с
другой космогонией, приобретая в чем-то сходные, а в чем-то совершенно
другие характеристики значения. В общей семантике (неопозитивизм) при
исследовании соотношения реальной и языковой картины мира
предполагается (как и в необихевиоризме, и в когнитивной психологии), что
действование (поведение) зависит от значений слова. При другом восприятии
реальности и значение, казалось бы, общепонятных слов будет несколько
иным, и в свою очередь, реальность, описываемая «теми же» словами будет
другой.
В шаманских призываниях духов-помощников или обращениях к
могущественным духам значение имеет не только смысл тексты, но и форма
обращения, и подарки (жертвоприноношения) с учетом того, что
предпочитают призываемые Духи. Практически все авторы, пишущие о
шаманизме, отмечают как особое необходимое профессионально важное
качество шамана (строка 9, Табл. 3) умение «видеть» другие (инфернальные,
параллельные, верхние и нижние и др.) миры и населяющих их сущностей,
умение правильно (профессионально, по этикету, по ритуалу, когда нужно –
с почтением, просьбой и подарками, когда нужно – с угрозой и пр.)
коммуницировать с ними.
Наиболее ярко особые системы значений шамана проявлены и описаны
выше при диагностике и лечении различных заболеваний.
Перцептивный мир (внешний слой, Рис. 2) шамана в буквальном
смысле слова объединяет три мира (Верхний, Средний, Нижний), при этом
для многих шаманов (не для всех) эти миры являются инфернальными
(существующими параллельно, как, например, три кинофильма, проецируемые одновременно на один экран) и отчасти влияющими друг на
друга. Дерево жизни является не метафорой единства взаимопроникающих
миров, а, говоря терминами К. Кастанеды [9], «точкой сборки» или, я бы
сказал – «точкой сотворения» всех миров (Космоса).
Восприятие шамана можно интерпретировать как культурно
специфичное восприятие профессионала (см. Рис. 3). Точно также, как
восприятие профессионала в нашем (Среднем) мире «настроено» на
выделение стуков двигателя у механика, неровностей поверхности у
шлифовщика, хрипов дыхания у врача, гармоник пульса у врача тибетской
медицины и пр., восприятие шамана «настроено» на проявления тонких
сущностей и инфернальных миров. Как уже отмечено выше, при выполнении
многих шаманских практик восприятие (чувствительное тело) является
осознанно регулируемым.
Вопрос о «здравомыслии» при этом не ставится в силу культурной
относительности такого понятия: современный деловой человек западной
культуры может считать странным буддиста, «теряющего время» в
ежедневных медитациях; а буддист может считать странным этого делового
человека, «теряющего время» драгоценного человеческого воплощения на
суету, вместо того, чтобы стремиться к просветлению или лучшему
перерождению.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Человек, являясь членом сообщества, является одновременно и
представителем его культуры. Предположим, что человек (Ч1 на Рис.4),
включенный в культуру 1 (К1), имеет представление о пяти деятельностях
(Д1….Д5) или знает, как получить продукты (П1….П5) этих деятельностей.



Представитель первой культуры (Ч1) не знает и представить себе не
может деятельности (Д6), при реализации которой можно получить продукт
(П6). Для него П6 - продукт, полученный неизвестным и невообразимым
путем, то есть магический продукт, а Д6 - неизвестная и невообразимая
практика, то есть магия. Такое описание позволяет понять, почему взрослый
иногда выступает перед ребенком как маг. Человек может быть магом и для
группы людей, и для целого сообщества. “Личная история деятельностей”
каждого человека уникальна, но факт существования одинаковых в одной и
той культуре для всех практик на определенных возрастных этапах развития
позволяет говорить о существовании возрастных структур культурного
сообщества. Эти структуры определяют истинное различие культур как
различие практик в разные периоды жизни человека.Необходимо также отметить тот факт, что шаман часто работает с
другой невидимой нами и неизвестной для нас реальностью, а наблюдатель
(в том числе и добросовестный исследователь) видит лишь результаты этой
иногда трудной, сложной и длительной работы. Кроме того существует
уникальная для шамана специфика действования в реальном практическом
мире (строка 3, Табл. 2), которая включает в себя:
а) обычные физические действия;
б) ритуальные действия;
в) действование в состоянии транса;
г) действование под влиянием духов;
е) магические действия (как составляющие пока неизвестной нам
деятельности);
д) действование (воздействие) намерением.
Обращаясь к модели структуры образа мира профессионала по Е.А.
Климову (Табл. 1), можно сразу выделить различие обыденного (сегодня во
многом опирающегося на научные данные) дальнего плана (строка 1, Табл. 1)
и дальнего плана шамана как космогонической картины трех или более
миров. Различие дальнего плана делает радикально различными общий и
средний планы образа мира (строки 2 и 3, Табл. 1). Значимые для
профессиональной деятельности системные целостности (строка 4, Табл. 1) и
совокупность оперативных образов (строка 5, Табл. 1) включают, кроме
представлений о других мирах, представления о всеобщей одушевленности,
о времени за пределами жизни в физическом теле, о Духах и энергиях,
которых вообще нет (или вообще не учитываются) в профессиональной
деятельности современного человека. План деталей и оперативный план
неизвестной нашему современнику деятельности (Рис. 4 и 5; строки 6 и 7
таблицы 1) ведет к выделению таких деталей проблемной ситуации
(заболевания и лечения, пропажи и поиска, осуществления инициации и др.)
и, соответственно, реализаций таких такой деятельности и таких действий
(например, шаманский полет, переговоры или схватка с вредящим духом), логика которых иногда мало доступна пониманию (и адекватному описанию)
даже жителя одного с шаманом поселения, не говоря уже о приезжем, пусть
старательном и непредвзятом, исследователе.
Широко известно, что многие шаманы осуществляют свою
профессиональную деятельность не в любое время и не в любом месте
(строки 1 и 6 Табл. 3). В этом нет ничего таинственного: все профессионалы
(и читатели, и автор) в своей профессиональной деятельности поступают
также, да еще и часто ждут подходящего состояния, настроения, «куража» и
пр. (строка 7, Табл. 3). Специфика профессиональной деятельности шамана
обусловлена временными особенностями активности тех сущностей, с
которыми он вступает взаимодействие: выбор места и времени не всегда
зависит от шамана. Часто посещаемые людьми места необходимо очистить
(не только прибраться, но и окурить, например, можжевельником), иногда
необходимо найти особое место (например, место силы по К. Кастанеде или
жилище соответствующего духа). Для общения с очень сильными и
значимыми Духами, для поиска потерявшейся части души и многих других
действий шаман не выбирает место сам, а отправляется в шаманское
путешествие, соответственно, к месту жизни этих Духов (Верхний или
Нижний миры), к местам обитания умерших (Нижний мир), к месту обитания
души (любой из миров) и т.д.
Специфика профессионального общения шамана (строка 2, Табл. 2;
строки 5 и 8, Табл. 3) характеризуется тем, что круг его коммуникаций
необычайно широк (панпсихизм) с точки зрения нашего современник, так
как он общается не только с людьми, но и с многими другими сущностями.
Этот аспект шаманской деятельности я постарался наиболее подробно
передать в своей книге «Хохот Шамана» [22] («Свобода Шамана», 2013).
Профессионально важные качества (строка 9, Табл. 3) деятельности
шамана описаны многими «внешними» наблюдателями и даже людьми,
попытавшимися освоить некоторые элементы шаманских практик. Я должен
сказать, что и такие исследователи являются «внешними» по отношению к образу жизни шамана, который может быть освоен (наверное) лишь
предрасположенным к этому человеком не менее, чем за несколько лет. Пока
же можно ограничиться замечанием о том, что для исполнения многих
шаманских ритуалов (например, длительных танцев или схватки со злыми
духами) необходимо хорошее физическое здоровье, бесстрашие и высокий
уровень психологический устойчивости.
Mircea Eliade [31] отмечает, что для выполнения шаманской
деятельности необходимо владеть практиками контролируемого транса (не
транс бесконтрольно владеет шаманом, а шаман контролируемо использует
состояние транса), что предполагает высокий уровень психологической
регуляции. Еще более высокий уровень бесстрашия и психологической
саморегуляции необходим для контроля своего состояния при работе с
различными Духами-помощниками и союзниками и, тем более, при
взаимодействии враждебными Духами. Необходимо отметить, что наличие
таких состояний (временной одержимости) пугает и отталкивает многих
наших современников. При этом нужно отметить, что и в русских народных
и авторских сказках (Иван-Царевич и Серый Волк, Сивка-Бурка, Царевна-
лягушка и др.) главный герой часто доверяет решение жизненно важных
вопросов своему Духу-союзнику или животному-союзнику, и это никого не
пугает и не отталкивает. С другой стороны, такая настороженность, в общем,
является правильной, так как вне культурных рамок практикование
необычных состояний может привести к довольно тяжелым психическим и
физическим расстройствам.
Особенно необычной для многих исследователей является референтная
для шамана группа общения (строка 11, Табл. 3). Как уже отмечено выше,
круг коммуникаций шамана шире круга обычного человеческого общения
(строка 2, Табл. 2), и наиболее значимую информацию (а иногда
рекомендации или даже команды) шаман получает не от людей, а от духов
или других сущностей. Таким образом, во многих ситуациях люди не являются для шамана самой референтной выборкой, что выводит его за
рамки привычного нам понятия социальности.


Литература:

1. Андреев Д. Л. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2: Роза Мира. М.: Редакция
журнала "Урания", 1997. 608 с.
2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под. Ред.
И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
3. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур
субъективного опыта: контекст и задачи// Мышление. Общение. Опыт.
Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Изд-во Ярославск. Ун-та,
1983. С. 99 - 108.
4. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Структура субъективного
опыта: семантический слой и другие // Мышление и субъективный мир.
Ярославль: Изд-во Ярославск. Ун-та, 1991. С. 14 - 19.
5. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. 208 с.
6. Бахтина Н.Н. Психологические особенности профессиональной
деятельности инспекторов рыбоохраны: Дисс. … канд. психол. н. М.: МГУ,
2004.
7. Бондарчук Н.В. Психологическое содержание старательского труда: Дисс.
… канд. психол. н. Магадан: СВГУ, 2007.
8. Гаранина О.А. Особенности организации времени жизни специалистов,
работающих в режиме сменного графика: Дисс. … канд. психол. н. М.: МГУ,
2006.
9. Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Киев: "София", Ltd., 1992. 736 с.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1995. 224 с.
11. Криппнер С., Сидиан Утренняя Звезда Джонс. Шаман по имени
Рокочущий Гром. М.: Постум, 2012. 288 с.
12. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14.
Психология. 1979. №2. С. 3 - 13.13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
М.: Наука, 1984. 444 с.
14. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
15. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления //
Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13
- 21.
16. Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. 356 с.
17. Пивоварова С.В. Перспективы исследования профессионального образа
мира и образа жизни специалистов, занимающихся педагогической
деятельностью // Ученые записки кафедры психологии СВГУ. Вып. 6.
Магадан: Изд-во СВГУ, 2006. С. 144–154.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд - во АН СССР, 1973. 328
с.
19. Сердюков Ю.М. Контуры трансцендентального опыта // Социальные и
гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 1 (37). С. 90 – 105.
20. Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической
деятельности. Дисс. … докт. психол. наук. На правах рукописи. М.: МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2005. 356 с.
21. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие
психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. №
4. С. 75 – 79.
22. Серкин В.П. Хохот Шамана. М.: АСТ: Астрель, 2008 (или любой год
издания 2008 – 2014). 276 с.
23. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни
// Психологический журнал. Т. 33. № 4. 2012. С. 78 – 90.
24. Серкин В.П. Парадигмы шаманского лечения // Экономическая
психология. Актуальные теоретические и практические проблемы:
материалы 13-й международной научно-практической конференции.
Иркутск: Репроцентр А1, 2012. С. 134 – 137.25. Склейнис В.А. Специфика развития образа мира в разнотипных
профессиях: Дисс. … канд. психол. н. Магадан: СВГУ, 2011.
26. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического
отражения. М.: Изд - во МГУ, 1985. 231 с.
27. Спивак А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы
нижнего Амура). М.: Наука, 1991. 280 с.
28. Стрелков Ю.К. Временная связность образа мира // Ученые записки
кафедры психологии СМУ. Вып. 1. Магадан: Кордис, 2001. С. 127 - 156.
29. Шунькова С.В. Профессиональная специфика образа мира и образа
жизни геологов (профессионалов и студентов): Дисс. … канд. психол. н.
Магадан: СВГУ, 2011.
30. Harner Michael J. The Way of the Shaman. New York: Harper Collins
Publishes, 1990. 171 p.
31. Eliade Mircea. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton
University Press, 1972. – 610 p.
SPECIFICS OF THE IMAGE OF PEACE AND LIFESTYLE SHAMAN
Vladimir Serkin
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

    А это  уже  я, Шелтопорог,  от себя.

 Статья в одно сообщение поместиться не могла, по этому я разбил ее на несколько сообщений.  Тем более, что в исходнике было 35 страниц. 
 Первые  сообщения моделировал,  как мне казалось, в более удобно читаемый формат, но потом вспомнил, что наша Наташа Сорокина  (дипломированный людолюб и душевед -медик)  пишет столбиками, и считает, что так лучше воспринимается - я и оставил так, как было в исходнике.

  Предлагаю не спешить с выводами)))) 
  Если что-то не очень понятно - можно спросить.  А если что-то очень близко и знакомо - можно развить дальше.  Короче, пишем всё, за исключением глупостей. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

НаталияСорокина

  • *******************
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1047/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 8 056
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 54155
  • - Вас поблагодарили: 18751
  • *******************

Вообще-то, семантика относится ТОЛЬКО к смысловому
разбору значений едениц языка.


(Из текста Серкина : "Порождающие функции образа мира
                                 обеспечивают построение многих субъективных
                                 «вариантов реальности». Механизмом порождения
                                 и выбора возможного (прогноза) является
                                не только
                                 и не столько логическое размышление, сколько 
                                «семантика возможных миров», направляемая
                                ядерным слоем (целемотивационным комплексом)
                                образа мира.")



Уфф...Можно было бы даже "кучеряво" добавить: в приведенной
теме  рассматриваются вопросы, связанные с формированием и совершенствованием мотивационного комплекса в сети меж-
субъектных взаимодействий в системах "образа мира".
Проанализированы важные понятия, связанные с мотивационной
динамикой межсубъективных отношений в познании "образа мира"
и возникающими в связи с этим информационно-коммуникативными эффектами, очень возможно сопоставление  реальных точек зрения 
в межсубъективных взаимодействиях между участниками, познающи-
ми чрезвычайно важный аспект картины "образа мира".
Для этого непоследним является умение отличать исследовательские
мотивы от "мотивировок". Мотивировки, или псевдомотивы, представ-
ляют собой более или менее правдоподобные высказывания или демон-стративные действия, маскирующие реальные мотивы...
 
« Последнее редактирование: 23 Июль 2014, 00:43:48 от Шелтопорог »
Записан

ВП

  • Охотник
  • *
  • Согласие +120/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 163
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 100
  • - Вас поблагодарили: 1021

Ценю Вашу попытку иронии. Текст статьи - не художественная литература. Обычно в монографиях специалисты пишут для специалистов.
Записан

ВП

  • Охотник
  • *
  • Согласие +120/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 163
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 100
  • - Вас поблагодарили: 1021

Для удобства чтения статью лучше скачать одним из способов:
1. Сайт ВШЭ (или hse) - высшая школа экономики. Далее опция "Преподаватели и сотрудники". Далее в поисковой строке "Серкин". Далее войти - там (на страничке преподавателя) смотрите публикации за 2014, вторая сверху).
2. Или просто по адресу http://publications.hse.ru/chapters/129237958 (нажать на значок текст в Акробат ридере (красный).
Там удобны
Записан

ВП

  • Охотник
  • *
  • Согласие +120/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 163
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 100
  • - Вас поблагодарили: 1021

Там удобный формат и сохранены абзацы.
Записан

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

 Естественно, ни каких "оценок статьи" у меня быть не может, ибо я не рецензент, и повесил ее не для рецензий.  Просто, очень близкая тема, и есть много моментов, которые мне кажутся действительно важными. По этому и рассматривать буду не в целом, а  отдельные места...

считает, что именно наличие внеисторических (аналогичных,
сходных независимо от истории и культуры и уровня развития) знаний и возможность их получения в измененных состояниях сознания позволяет нам размышлять об истинном положении человека в Космосе.
  Задачка нерешаемая. Ибо  основополагающий аспект:

особенностью такого донаучного знания является переживание человеком своего единства с окружающим

 А это "единство с окружающим" сымитировать не получится. В этом единстве нужно уметь быть.
Новейшие данные современной (неклассической) физики, биологии, физиологии и других «естественных» наук заставляют исследователей с
удивлением «увидеть», что получаемые ими факты и предлагаемые объяснительные модели подробно, иногда даже полнее научных объяснений, изложены в мифах, религиозных или эзотерических текстах, и даже использованы уже в рецептах и ритуалах шаманов многих народов мира. Кроме того сегодня мы видим в различных религиозных и эзотерических
текстах более сложные модели, чем те, что используются в современных научных концепциях
Тут  есть ощущение возможной  "реабелитации" современной религиозности.  Которая по сути подмена и паразит. Даже само слово "религия" претерпело изменение.  В изначальном значении  понятия "религия" означало именно сопричастность  с  Миром вокруг. (С Живым Пространством, как мы тут называем его).  Вот эта Живая сопричастность и давала  "каналы доступа"  к  темам, которые закрыты в наше время текущей картиной мира. А современные  религии весьма успешно оседлали и продолжают ехать на  историческом авторитете религии.
 То есть - я за то, что бы не смешивать социальные (современные) "религии"  с  той, былой сопричастностью, которая давала реальные, полезные  плоды.
   
1. Откуда в разных регионах планеты у многих не знающих друг друга шаманов появились очень сходные, эффективные, только объясняемые или еще недоступные научному объяснению вполне прикладные знания и умения?

  Спектр взаимодействия с  Живым Пространством был гораздо шире. И выбор "инструментов"  обязан был быть рациональным. Иначе было не выжить. Поселите наших современных умников в тайгу. Выживут? Сомневаюсь. Картина мира непригодная не позволит. 

    Завтра продолжу))) 
   Спасибо за  текст. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11385/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 614
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67051
  • - Вас поблагодарили: 151689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру


Для удобства чтения статью лучше скачать одним из способов:
1. Сайт ВШЭ (или hse) - высшая школа экономики. Далее опция "Преподаватели и сотрудники". Далее в поисковой строке "Серкин". Далее войти - там (на страничке преподавателя) смотрите публикации за 2014, вторая сверху).
2. Или просто по адресу http://publications.hse.ru/chapters/129237958 (нажать на значок текст в Акробат ридере (красный).
Там удобный формат и сохранены  абзацы
 

  завтра поменяю. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

НаталияСорокина

  • *******************
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1047/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 8 056
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 54155
  • - Вас поблагодарили: 18751
  • *******************

У ВП, по-моему, остались какие-то тяжёлые, обидные
представления об отношении, например, врачей к эзо-
терическим феноменам шаманизма. Вот, прямо-таки,
они, врачи - равнодушные марионетки, которые упёрлись
в свои "недалёкие" медицинские каноны и не желают бо-
лее вникать в смысл и сущность явлений...А уж, про дру-
гих, всяких там научно-технических теоретиков специа-
листов и говорить не стоит - ничему не верят, ничем не
интересуются...

Ох, это не так! Совсем не так! В настоящее время нет
почти никого, кто не верил бы в эзотерические "чудеса".
Даже крутые скептики, как бы не иронизировали над идея-
ми "божественного", всё равно, оказавшись в катострофи-
ческой ситуации не раз помянут Бога...Или Чёрта, что к
кому ближе!

Большинство слышали про слово "шаман" и знают, что это
аналог северного "колдуна", который силой воли, силой
убеждения в самого себя или в Природу, делает какие-то
чудеса! Чаще из перечня чудес представляется влияние
на погоду, на охоту, на состояние здоровья...

Конечно же, все понимают "психотерапевтическое" влияние
на состояние нервной системы публики от экзотического
вида, телодвижений и звуков шамана.
Вряд ли какой-нибудь физик или психолог не связал бы воз-
буждение в публике эффекта "массового бессознательного"
по резонансу влияющего на физико-климатические  измене-
ния среды...

Не помню авторитетного учёного физика, лауреата всяких там
премий, который на вопрос "Верите ли вы в Бога" ответил -
"Нет, я в Бога не верю, я знаю точно, что он есть!".

Не помню источник журнала и статью (ибо не ставила себе
задачу запоминать "источник", главное, самой понять) рассказ
о работах по квантовой физике - наука достигла в своём теоре-
тическом и практическом исследовании "материальных высот"
и пришла к выводу, что теперь причину многих явлений нужно
искать в "мировом вакуумном информационном поле"...То есть,
в "сознании самого Высшего Разума" и "разумной реакции частиц".
(Наверное, из журнала "Химия и жизнь XXI век")
 
Записан