Можете записывать меня в секту историков-альтернативщиков
В секту?
А может в общество тех,кто пытается задавать правильные вопросы и искать на них правильные ответы?
Например, кто,когда и с какой целью изваял сиё:
Каменная голова(Петергоф. Сергиевский парк)
Царь ванна.Царское село(Пушкин).
https://masterok.livejournal.com/2323389.html
По причине наличия искусствоведческого образования, пытаюсь дать своё "экспертное заключение".
1. Голова.
Работа "ровными плоскостями" при создании таких сложных объемов как человеческая голова - говорит о мощнейшей скульптурной школе-традиции. Создать такое произведение силами какого-то гения-самородка , невозможно в принципе. Да и мощнейшие элементы стилизации говорят о факторе школы, как безусловной базы для возможности самого подхода к решению образа. Так что, рассматривать данное произведение, я бы начал именно, с фактора школы-традиции.
Первый же вопрос, который мы должны как-то для себя решить, это вопрос остальных произведений этой школы. Где есть аналогичные скульптуры? А они обязаны быть, ибо факт существования такой школы/традиции, подразумевает, что она жила и работала не одно десятилетие (за одно десятилетие такое не сложится, не состоится) и соответственно, произведения этой школы должны быть еще. Лично я не могу припомнить ни одной скульптуры, которую можно было бы отнести к этой школе. Ни у нас, ни за рубежом.
Что же получается, что школа была, а произведений не сохранилось? Такое бывает в нескольких случаях. Основные из них - это работа с недолговечным материалом (папирус, пергамент, дерево) и ... в случае умышленного уничтожения произведений на уровне государства или нескольких государств. (Примерно то, что случилось с "бесовскими книгами" (книгами дохристианской идеологии и мировоззрения).
Если допустить, что данная "голова" была произведена школой дохристианской Руси (а возить такие каменюки из-за моря тогда вряд ли было актуально),
то автоматически, надо сюда добавить и весь остальной спектр инженерной и художественной культуры. (без инженерных знаний с такими мегалитами не работали, а пластическую анатомию осваивают сначала через рисунок Потом - нужна ЗАДАЧА.
Запрос общества на такие произведения. Школа без запроса общества существовать не может. Она развалится сразу, как только исчезнет заказ на ее продукцию).
Почему голова в земле? Так это же подсказка. )))
На северо-западе Руси очень много камней. Иногда, они случались там, где развивалось какое-то поселение и многотонный камень оказывался в оживленном месте, чем начинал создавать проблемы. Убрать камешек в несколько десятков тонн весом - непросто. И как с ними поступали? Да очень просто!
Рядом копали яму и камень закапывали. Так что, напрашивается вывод)) Архитектуру - перелицевали и переназначили, то можно было сжечь (книги, картины) - сожгли, а скульптуры с явной не христианской тематикой - закопали.
2 Чаша.
Для создания такой чаши , первое и главное, что необходимо - это ШКОЛА-ТРАДИЦИЯ.
Без школы/традиции создать такое произведение - это сложнее, чем родить тройню состоящую из столетних старцев. То есть - необходимость наличия школы/традиции в данном случае, важна не меньше, чем наличие материала для изготовления чаши.
Самым существенным в данном случае мне видится следующее - была школа/традиция. И был заказ на подобные вещи... Что в переводе на русский означает - объекты, колоссальной ресурсной емкости и высочайшего художественного уровня (я про чашу) - были востребованы обществом, которое к тому же, имело достаточный экономический уровень для обеспечения этих процессов. Что открытым текстом говорит о совсем другом уровне инфраструктуры, экономики, общества, разделения труда,
нежели нам преподносит история.
(Не первый атрефакт и не первый случай). Но... назначение сей чаши каково? Глупые люди не смогли бы заказывать вещи подобной ресурсной емкости, если бы эти вещи были не функциональны. И
не могло быть столь сильной и дорогой школы ,
если бы она производила безделушки чудовищной ценности... Стало быть, функция была? А какая? Не знаем? ))))))
А почему не знаем?